Философия общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:39, лекция

Краткое описание

Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне обществознания. В связи с этим в данном сборнике авторы, сохраняя всё рациональное, присущее формационному подходу к социально-философскому анализу общества, одновременно применяют и цивилизационный подход, что позволяет нетрадиционно осветить многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д.).

Содержание

Предисловие……………………………………………………....…4

Природа социальной реальности и основные
стратегии её исследования в философии………………………………5

Социальная структура общества……………………………………7

Основные проблемы политической философии………………….10

Общество как развивающаяся система……………………………13

Предмет и структура философии истории………………………..16

Техника и её роль в истории цивилизации………………………..19

Философия культуры……………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

phil.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

10. Роль личности в  истории.

11. Классовая борьба  как движущая сила истории.

 

Тема 5. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

 

Основные понятия

 

Философия истории, историческая реальность, историческая эпоха, история, социальный закон, социальная динамика, социальный субъект, общественный прогресс, революция, эволюция, толпа, масса, классы, нации, формация, цивилизация, локальная цивилизация, культура, открытое и закрытое общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, глобализация

 

Содержание  темы

 

– становление, предмет и структура философии истории;

– понятие исторической реальности;

– основные факторы социальной динамики;

– типы социального развития: циклический, линейный, спиралевидный;

– формационный и цивилизационный подходы к исследованию общества;

– типы цивилизаций в истории общества

 

Вопросы для  самоконтроля

 

1. В чём суть философии  истории как специфического раздела  философского знания?

2. Раскройте смысл понятия «историческая реальность».

3. Выделите основные  факторы социальной динамики.

4. Какова особенность линейных интерпретаций исторического процесса?

5. Какова особенность нелинейных интерпретаций исторического процесса?

6. Раскройте смысл понятия «общественно-экономическая формация».

7. Какой мыслитель  является автором учения об  общественно-экономических формациях?

8. Выделите основные  подходы к осмыслению понятия  «цивилизация».

9. Выделите типы цивилизаций  в истории общества.

10. Назовите представителей цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса.

11. Назовите автора классического варианта теории локальных цивилизаций.

12. Каковы особенности  постиндустриальной цивилизации?

13. Каковы особенности  информационного общества?

14. Выделите особенности  западной цивилизации.

15. Выделите особенности  восточной цивилизации.

16. В чём различие между открытым и закрытым обществом?

 

Практические  задания

 

  1. Проведите сравнительный анализ теорий цивилизационного развития Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.
  2. Сопоставьте цивилизации Запада и Востока, найдите общее и особенное в их развитии.
  3. Как известно, К. Поппер провёл различие между «закрытым» и «открытым» обществом. Объясните, почему этот мыслитель закрытое общество называет «коллективистским», а открытое – «индивидуалистическим»? Можно ли согласиться с существующей точкой зрения, что индивидуализм и коллективизм в чистой форме проявляются только в немногих общественных структурах?
  4. Прокомментируйте высказывание известного русского философа С.Л. Франка: «Если история вообще имеет смысл, то он возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеют своеобразное собственное значение в ней, являются творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен поэтому лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в её целом» (Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – Париж, 1930. – С. 42). В чём ещё, по Вашему мнению, может заключаться смысл истории? Или такого смысла не существует? Обоснуйте свой ответ.

5. Известно, что учение К. Маркса об общественно-экономических формациях стало предметом острой полемики в современной социальной философии. В то же время невозможно отрицать, что учение о формационной структуре общества явилось значительным завоеванием социально-философской мысли. Обоснуйте данное утверждение. Выделите те проблемы, которые возникли в теории общественно-экономических формаций в результате развития общественной практики.

6. В традиционных обществах изменения в общественной жизни происходили медленно, в течение веков. Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать предназначенному ролью, даже если эта роль – роль короля. Как Вы думаете, о чём свидетельствуют известные слова Людовика XIV «Государство – это Я» – о высочайшей степени свободы человека или о жесточайшей зависимости его от своей роли? Может ли считаться и быть свободным человек традиционного общества?

7. Известно, что термин “цивилизация” употребляется прежде всего в значении уровня развития общества. Французские просветители, которые впервые использовали этот термин, делили историю человечества на варварство и цивилизацию. На чём, по их мнению, должно основываться цивилизованное общество? Что, как правило, считается системообразующим основанием цивилизации в современных её определениях?

8. Сопоставьте понятия “цивилизация” и “общественно-экономическая формация”. Выделите общие и специфические черты этих социальных систем. В чём, как Вы думаете, заключается отличие между цивилизацией и формацией конкретного общества?

9. Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойдённых высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях. Как Вы думаете, применимо ли данное суждение к цивилизациям, существующим в современном мире? Обоснуйте свой ответ.

10. Вопрос о том, станет ли человек лучше благодаря цивилизации, Ф. Ницше считал смешным, так как противоположное ясно как день. В чём, по мнению Ницше, заключается глубочайший антагонизм между культурой и цивилизацией? Назовите других мыслителей, придерживающихся даной точки зрения. Какие аргументы они приводили, доказывая, что цивилизация есть «смерть духа культуры»?

11. А. Бергсон определял закрытое общество краткой формулой: «авторитет, иерархия, неподвижность». Черты такого закрытого общества мы находим в первобытной общине, в государствах Древнего мира. А есть ли в современном мире такие общественные системы, существование которых полностью определяется формулой Бергсона? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.

12. Чем, как Вы думаете, можно объяснить тот факт, что возникновение и развитие обществ открытого типа сопровождается активной и нередко агрессивной экономической, политической и культурной экспансией на другие страны? Приведите наиболее типичные примеры, подтверждающие данный факт.

 

Темы рефератов

 

  1. Особенности стадиально-поступательного подхода к анализу исторического процесса.
  2. Постмодернистская интерпретация истории.
  3. Единство и многообразие истории.
  4. Цивилизация и культура, их соотношение.
  5. Линейные и нелинейные концепции развития общества.
  6. Проблема единства и цели мировой истории.
  7. Культура, цивилизация, формация.
  8. Цивилизации как ступени развития человечества.
  9. Проблема конфликта цивилизаций в XXI веке.
  10. Марксистская концепция общественно-экономических формаций.
  11. Цивилизационные концепции общественного развития.
  12. Западная и восточная модели развития цивилизации.

 

Тема 6. ТЕХНИКА И ЕЁ РОЛЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Основные понятия

 

Экономика, техника, технология, способ производства, производительные силы, производственные отношения, предмет труда, средства труда, средства производства, общественное производство, труд, собственность, форма собственности, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, наука, деятельность, ответственность

 

Содержание темы

 

– экономическое бытие общества и закономерности его развития;

– понятие техники и технологии;

– материальное производство и его роль в развитии общества;

– понятие способа производства, его структура и основной закон;

– труд как общественное явление, его элементы;

– философские проблемы собственности;

– человек в мире социально-экономических отношений;

– социальные последствия научно-технического прогресса;

– перспективы постиндустриальной цивилизации

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Какова структура экономической сферы общественной жизни?
  2. Какую роль играет экономическая сфера в жизни общества?
  3. Назовите основные концепции технологического детерминизма.
  4. В чём сущность концепций, альтернативных технологическому детерминизму?
  5. Какова структура способа производства материальных благ?
  6. В чём заключается диалектика производительных сил и производственных отношений?
  7. Что представляет собой труд как природный и общественный процесс?
  8. В каких отношениях между людьми раскрывается смысл понятия собственности?
  9. Какие философы осуществили наиболее обстоятельный анализ роли собственности в жизни общества?
  10. В чём заключаются особенности развития экономической сферы общественной жизни в XX веке?
  11. В чём состоит сущность экономической реформы в Республике Беларусь?
  12. Какова основная идея теории постиндустриального общества Д. Белла?
  13. В чём смысл понятий «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция»?
  14. Каковы положительные последствия научно-технического прогресса?
  15. Каковы отрицательные последствия научно-технического прогресса?
  16. В чём сущность концепций информационного общества?

Практические задания

 

  1. Известно, что смысл труда заключается в достижении определённых результатов, реализации заранее поставленных целей. Другими словами, труд – это процесс созидания. Как Вы думаете, что же создаётся в процессе труда? Можно ли считать духовные явления продуктами труда?
  2. Субъектом частной собственности является человек. А что может быть (или не быть) объектом собственности? Приведите примеры из разных исторических эпох.
  3. Сопоставьте взгляды Ж.-Ж. Руссо и Г.В.Ф. Гегеля на природу и роль в обществе частной собственности.
  4. Приведите примеры, свидетельствующие о возрастании роли государственного регулирования экономической сферы общественной жизни в XX веке. Оказывают ли политические решения влияние на развитие экономики?
  5. Почему, как Вы думаете, в античном мире физический труд рассматривался как тягость? В какую историческую эпоху и в связи с чем труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело?
  6. Проведите сравнительный анализ учения К. Маркса об общественно-экономических формациях и теории стадий экономического роста У. Ростоу.
  7. Раскройте смысл высказывания О. Шпенглера «Техника не должна быть истолкована в терминах орудий. Важно не то, как сделана вещь, но то, что можно сделать с нею…». Каково Ваше собственное отношение к технике? Обоснуйте свой ответ.
  8. Немецкий философ Х. Бек полагает, что сравнение с искусством позволяет точнее раскрыть сущность техники. Как, по Вашему мнению, соотносятся техника и искусство? В чём их сходство и различие?

10. В современном мире развитие техники всё более остро проявляет двойственный характер её достижений. Это заставляет людей задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Как Вы думаете, почему в современном общественном сознании существует страх перед техническим прогрессом? В чём состоит ответственность современных учёных и технических работников перед обществом?

11. Один из мыслителей русского религиозного ренессанса В.В. Розанов, предчувствуя грядущую глобальную технизацию, предсказывая её экспансию, в начале XX века писал: «Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа… И вдохновение умерло». Как Вы понимаете смысл высказывания В.В. Розанова? Согласны ли Вы с мнением современных мыслителей, что человек в определённых социальных условиях превращается в раба машины?

12. О. Тоффлер в своих произведениях, анализируя сверхиндустриальное общество, использует понятия «футурошок» и «модульный человек». Раскройте смысл этих понятий. Согласны ли Вы с оценкой О. Тоффлера тенденций развития современного общества?

 

Темы рефератов

 

  1. Материальное производство – основа общественной жизни.
  2. Основные направления экономической политики белорусского государства.
  3. Категория труда в философии и экономике.
  4. «Человек экономический»: реальность и перспективы.
  5. Свобода индивида и экономическая свобода.
  6. Труд как феномен бытия человека.
  7. Осмысление феномена труда в философии марксизма.
  8. Философское осмысление проблемы частной собственности.
  9. Способы производства: государственный и рыночный.
  10. Структура и функции экономической сферы общественной жизни.
  11. Феномен техники в общественной жизни.
  12. Философия техники, её предмет и задачи.
  13. Социальные последствия научно-технического прогресса.
  14. Техника в контексте глобальных проблем.
  15. Этика в техническом обществе.
  16. Феномен информационного общества.
  17. Теория постиндустриального общества Д. Белла.

 

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Основные  понятия

 

Духовность, дух, духовное производство, духовная жизнь, общественное бытие и общественное сознание, общественная идеология, общественная психология, культура, субкультура, антикультура, идеология, мораль, философия, религия, искусство, наука, традиции, новации, ценности, аксиология

 

 

 

 

 

Содержание  темы

 

– понятие культуры, философия культуры;

– основные парадигмы философского анализа культуры;

– традиции и новации в развитии культуры;

– духовная жизнь общества;

– понятие и структура общественного сознания;

– новейшие тенденции в социокультурном развитии белорусского общества

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Какие существуют наиболее типичные определения понятия «культура» в современной литературе?
  2. В чём заключается сущность философии культуры?
  3. Назовите функции культуры.
  4. Выделите основные подходы к пониманию культуры.
  5. Какова роль субкультуры и контркультуры в системе культурной динамики?
  6. Раскройте соотношение материальной и духовной культуры.
  7. В чём заключаются особенности молодёжной культуры?
  8. Каково соотношение культуры и нравственности?
  9. В чём заключаются особенности духовной жизни общества?
  10. Что такое общественное сознание?
  11. Какова структура общественного сознания?
  12. Какие существуют исторические типы общественного сознания?
  13. Каковы формы общественного сознания?
  14. Как можно объяснить многообразие форм общественного сознания?
  15. Какова роль общественной психологии в жизнедеятельности общества?
  16. Что представляет собой массовое сознание?
  17. Каковы особенности духовного производства?
  18. Что представляют собой духовные потребности, духовное общение, духовное потребление?
  19. Что такое духовность?
  20. Какие существуют институты в духовной сфере общественной жизни?
  21. Каковы истоки белорусской народности и белорусской культуры?
  22. Назовите базовые черты менталитета белорусов.
  23. Выделите особенности белорусского национального самосознания.
  24. Как влияет глобализация на белорусскую национально-культурную идентичность?

Информация о работе Философия общества