Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 12:02, реферат
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений.
Введение стр. 2
1. Понятие философии права, ее место среди других наук стр. 3
2. Философия права, согласно Гегелю стр. 5
3. Предмет философии права стр. 8
4. Философия права Гегеля стр. 11
Заключение стр. 18
Список использованной литературы стр. 20
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема “Философия права” столь обширна, что изложить весь опыт и исследования философов мира практически невозможно и приходится лишь кратко затрагивать проблемы правой философии.
Актуальность избранной темы состоит в том, что философия права является основополагающей наукой в формировании мировоззрения юристов и правоведов, а также является великим подспорьем в деятельности по управлению государством.
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Цель исследования
в области “философии права” установить
закономерности формирования философско-правовых
взглядов совместно с формированием государства,
права и общественных отношений.
При поиске литературы к избранной теме
“Философии права” мною был обработан
ряд источников, которые в той или иной
мере отражают положение “философии права”
в наше время и во времена великих философов.
Хотя философия права
имеет давнюю и богатую историю, однако
сам термин "философия права" возник
сравнительно поздно, в конце XVIII в. До
этого, начиная с древности, проблематика
философско-правового профиля разрабатывалась
сперва в качестве фрагмента и аспекта
более общей темы, а затем и в качестве
отдельного самостоятельного предмета
исследования – по преимуществу как учение
о естественном праве (в рамках философии,
юриспруденции, политической науки, теологии).
У Канта философия
права представлена в виде метафизического
учения о праве.
Первоначально термин
"философия права" (вместе с определенной
концепцией философии права) появляется
в юридической науке. Его автором является
немецкий юрист Г. Гуго, предтеча
исторической школы права. Выражение "философия
права" Гуго использует для более краткого
обозначения "философии позитивного
права", которую он стремился разработать
как "философскую часть учения о праве"'.
Юриспруденция, по
замыслу Гуго, должна состоять из трех
частей: юридической догматики, философии
права (философии позитивного права) и
истории права. Для юридической догматики,
занимающейся действующим (позитивным)
правом и представляющей собой "юридическое
ремесло", согласно Гуго, достаточно
эмпирического знания'. А философия права
и история права составляют соответственно "разумную
основу научного познания права" и образуют
"ученую, либеральную юриспруденцию
(элегантную юриспруденцию)"'.
При этом история права
призвана показать, что право складывается
исторически, а не создается законодателем
(в дальнейшем данная идея была воспринята
и развита К.Ф. Савиньи,
Г. Пухтой и другими представителями исторической
школы права).
Хотя Гуго и находился
под определенным влиянием Канта, однако
он по существу отвергал основные идеи
кантовского метафизического учения о
праве. Философия позитивного права и
историчность права в его трактовке носили
антирационалистический, позитивистский
характер и были направлены против естественно-правовых
идей разумного права. Его концепция историчности
права отвергала разумность как истории,
так и права.
Широкое распространение термина "философия
права" связано с гегелевской "Философией
права" (1820 г.), огромная значимость и
влияние которой сохранились до наших
дней. Но "естественное право" как
обозначение (по старой традиции) типа
и жанра философско-правового подхода
и исследования осталось до сих пор. Показательно
в этой связи, что само гегелевское произведение,
которое принято кратко именовать "Философией
права", на самом деле увидело свет со
следующим (двойным) названием; "Естественное
право и наука о государстве в очерках.
Основы философии права".
Это философская
дисциплина, а не юридическая, как у Гуго.
При этом юридическая наука (именуемая
Гегелем также как наука о позитивном
праве или как позитивная наука о праве)
характеризуется им как историческая
наука. Смысл такой характеристики Гегель
поясняет следующим образом: "В позитивном
праве то, что закономерно,
есть источник познания того, что есть
право, или, собственно говоря, что есть правое; тем самым
позитивная науке о праве есть историческая
наука, принципом которой является авторитет.
Все остальное – дело рассудка и касается
внешнего порядка, сопоставления, последовательности,
дальнейшего применения и т. п."'.
Юридическую науку Гегель расценивает
как "рассудочную науку", добавляя,
что "с удовлетворением требований
разума и с философской наукой эта рассудочная
наука не имеет ничего общего. И не следует
удивляться тому, что по поводу рассудочных
понятий и определений юриспруденции,
представляющих собой дедукцию из официальных
установлений законного авторитета, философия
задает вопрос: "разумно ли при всех
этих доказательствах данное определение
права"'.
Подлинная наука о праве,
по Гегелю, представлена в философии права.
"Наука о праве, – утверждает он, – есть часть философии.
Поэтому она должна развить из понятия
идею, представляющую разум предмета,
или, что то же самое, наблюдать собственное
имманентное развитие самого предмета"'.
В соответствии с этим
предмет философии права Гегель формулирует
следующим образом; "Философская
наука о праве имеет своим предметом идею права –
понятие права и его осуществление"'.
Задача философии права,
по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть
мысли, лежащие в основе права. А это возможно
лишь с помощью правильного мышления,
философского познания права. "В праве,
– замечает Гегель, – человек должен найти
свой разум, должен, следовательно, рассматривать
разумность права, и этим занимается наша
наука в отличие от позитивной юриспруденции,
которая часто имеет дело лишь с противоречиями"'.
Гегелевская трактовка предмета
философии права обусловлена уже его философскими
идеями о тождестве мышления и бытия, разумного
и действительное. Отсюда и его определение
задачи философии, в том числе и философии
права, – "постичь то, что есть, ибо
то, что есть, есть разум'".
Гегелевское понимание предмета и задач
философии права резко противостояло
и прежним естественно-правовым концепциям
права и закона, и антирационалистической
критике естественного права (Гуго и представители
исторической школы права), и рационалистическим
подходам к праву с позиций долженствования,
противопоставления должного права –
праву сущему (Кант, кантианцы Я. Ф. Фриз'
и другие).
Как сами философские
учения непосредственно, так и соответствующие
философские трактовки права оказали
и продолжают оказывать заметное влияние
на всю юридическую науку и на развиваемые
в ее рамках философско-правовые подходы
и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические
положения о праве, проблемах его становления,
совершенствования и развития оказывают
большое воздействие на философские исследования
правовой тематики. Таким взаимовлиянием
и взаимодействием философии и юриспруденции
в той или иной мере отмечены все философские
подходы к праву – независимо от их принадлежности
к системе юридических наук или к философии.
И хотя со второй половины Х1Х в. и в ХХ
в. философия права по преимуществу стала
разрабатываться как юридическая дисциплина
и преподаваться в основном на юридических
факультетах, однако ее развитие всегда
было и остается тесно связанным с философской
мыслью.
Интерес философии
к праву и философия права как особенная
философская наука в системе философских
наук продиктованы прежде всего внутренней
потребностью самой философии самоудостовериться
в том, что ее всеобщность (предметная,
познавательная и т. д.) действительно
всеобща, что она распространяется и на
такую особую сферу, как право.
Также и у юриспруденции
(в ее движении к философии права) есть
внутренняя потребность самоудостовериться,
что ее особенность (предметная, познавательная
и т. д.) – это действительная особенность
всеобщего, его необходимая составная
часть, т. е. нечто необходимое, а не произвольное
и случайное в контексте всеобщего.
В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права.
Существенное значение
при этом придается содержательной конкретизации
соответствующей концепции применительно
к особенностям данного объекта (права),
его осмыслению, объяснению и освоению
в понятийном языке данной концепции,
в русле ее методологии и аксиологии.
В философской литературе
проблематика философскоправового характера
освещается по преимуществу (за редким
исключением) в историко-философском плане.
Традиционно большее внимание, хотя и
явно недостаточное, уделяется философско-правовой
проблематике в юридической науке.
Философия права занимается исследованием
смысла права, его сущности и понятия,
его оснований и места в мире, его ценности
и значимости, его роли в жизни человека,
общества и государства, в судьбах народов
и человечества.
Правовая тематика,
как известно, изучается всей юридической
наукой, предметом которой является так
называемое позитивное (положительное)
право. При этом для традиционных юридических
дисциплин (от теории государства и права
до отраслевых наук) официально-властная
данность позитивного права выступает
в качестве высшего авторитета в вопросе
о том, что есть право в данное время и
в данном месте. Необходимость и важность
как официально-властного установления
действующего права, так и его изучения
методами и средствами юриспруденции
(юридико-аналитическая обработка нормативного
материала, его комментирование, систематизация
и классификация, разработка вопросов
законодательства и правоприменения,
юридической техники и т. д.) очевидны и
общепризнанны. Все это имеет большое
практическое и научное значение.
Но вне сферы юридико-аналитического
подхода к позитивному праву (т. е. того,
что традиционно именуется "юридической
догматикой") остается целый ряд проблем
общетеоретического, философского профиля,
которые входят в предметную область философии
права.
Официально-властный
авторитет, которым установлено позитивное
право, – это, конечно, существенный факт,
значимый не только для практики, но и
для любой теории. И с этим обстоятельством
считается не только юридическая догматика,
но и любая философия права.
По своей разумной природе
человек живет и действует (пусть и ошибаясь)
в определенным образом осознаваемом
(и "пропущенном" через сознание)
и осмысленном мире, и это относится к
числу фундаментальных свойств человеческого
бытия, ориентации и деятельности в мире.
Человеческий способ бытия включает в
себя уразумение, осмысление, понимание
этого бытия, себя и всего остального мира,
себя в мире и мира в себе.
Так же в принципе обстоит
дело во взаимоотношениях человека с миром
права. Он подвергает все правовые данности,
в том числе и официально-властную данность
позитивного права, сомнениям, проверкам,
суждениям и оценкам своего разума – обыденного,
теоретического, философского.
Это испытание позитивного
права на разумность, справедливость,
истинность, подлинность, правильность
и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим
потенциалом в отношении к позитивному
праву, продиктовано, однако, не придирками
к властям и их установлениям,
а фундаментальными свойствами и проблемами
общественного бытия человека, потребностями
познания природы и смысла права, его места
и значения в совместной жизни людей.
Цель разума – истина,
и философия права занята поисками истины
о праве.
С точки зрения позитивного права, вся
истина о праве дана в самом позитивном
праве, под которым имеются в виду все
властно признанные источники действующего
права (законы, подзаконные акты, санкционированное
обычное право, судебные прецеденты и
т. д.), все официальные установления, наделенные
законной силой, т. е. обобщенно говоря,
– закон.
Эта позиция, конечно, не соответствует
природе и требованиям разума, ориентированного
не на мнения и авторитеты, а на истинное,
теоретически, философски осмысленное
знание о соответствующем объекте, в данном
случае – о праве.
Основной смысл этих
и подобных вопросов в теоретически концентрированном
виде можно сформулировать в виде проблемы различения
и соотношения права и закона, которая
имеет определяющее значение для любого
теоретически последовательного правопонимания
и обозначает предметную область философии
права.