Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:30, реферат
Концепция - 1) система взглядов на явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, процессов, 2) конструктивный принцип разных их видов деятельности, 3) ведущая, основная мысль любого произведения, научного труда.
Управление персоналом осуществляется на основе концепции, которая формируется в соответствии с требованиями макро-и микроэкономических условий, в которых развивается организация.
Для работы с персоналом организации, как правило, уже не ограничиваются функционированием традиционного отдела кадров, а имеют свои службы персонала или подразделения с подобными функциями.
Идеология в ее традиционном
понимании - это совокупность идей,
теорий, взглядов, которые отражают
(«конструируют») и оценивают социальную
действительность с точки зрения
интересов определенных групп, политических
или экономических элит. Она специально
разрабатывается, она внедряется в
массовое сознание в форме ценностей,
идеалов, норм и программ поведения.
Ее конечная цель - способствовать утверждению,
укреплению или изменению некоторой
системы экономических, политических
и иных отношений. Не будем забывать
и социально-психологическую
Идеологию и философию
организации, на наш взгляд, можно
различать по функциям и содержанию.
Идеология призвана содействовать
закреплению необходимых и
Поэтому субъект управления не может ограничивать свое видение реальности идеологическими рамками, пусть даже теми, которые сам создал и внедрил в организации. В своем понимании человеческого мира и поведении в нем он руководствуется и логикой, и интуицией, не имеющими, на первый взгляд, никакого логического основания и порой вступающими в противоречие с идеологическими нормами и ценностями.
Мы описываем не чудовищного манипулятора, не беспринципного наследника Макиавелли, а просто хорошего менеджера (или команду менеджеров), который знает, что попытки уложить всю живую ткань управленческого труда в строгие определения и правила ведут в никуда. Тем не менее, он будет пытаться вносить порядок в «бурлящий поток», осмысливать организационный опыт, периодически корректировать взгляд, делать выводы о приоритетных ценностях и с учетом ситуации ставить новые цели. Продукт такого осмысления, ревизии ценностей и целеполагания мы и называем философией организации. Это рефлексия, предпринятая субъектом управления «для себя». Идеология же - больше для коллектива работников, для внутреннего PR. Разработка философии - это ответы на вопросы, какие позиции в жизни фирмы и своей жизни в ней субъект управления рассматривает как ключевые, чем его фирма должна отличаться от других, как он намеревается в связи с этим действовать и почему именно так, а не иначе.
Автономность организационной философии и идеологии, понимаемых таким образом, относительна. И та, и другая в конечном счете предполагает выход на некий кодекс поведения в типичных ситуациях. Поведение руководителя утверждает идеологию или разрушает ее. Не имея продуманной «философии», вряд ли можно создать действенную идеологию в коллективе.
Руководитель с
Если субъект управления коллективный, то философия - это осознанный консенсус о приоритетах, принятый управленческой командой. Это иерархия ценностей-целей и, что не менее важно, иерархия предпочтительных средств их достижения, или ценностей-средств.
Иными словами, важно определиться, что важнее в той системе понятий и действий, которые он использует для осмысления реальности и работы в ней.
Философия должна учитывать особенности периода развития организации и особенности тех людей, которым в этот период суждено определять ее судьбу (их личную философию, ценности, интересы). Следует понимать, что решения, актуальные для данного периода развития и при данном составе руководителей, подлежат уточнению или пересмотру, возможно, уже через два-три года.
Рассмотрим некоторые практические функции философии организации.
1. Она может быть основой
принятия стратегических и
2. Философия используется
для формирования идеологии,
3. Философия может быть и основой для формирования и укрепления внешнего имиджа компании, но не обязательно, поскольку внешний PR — это отдельная тема, часто не имеющая отношения к действительной философии фирмы.
В США ценности компании как основа идеологии часто формулируются в очень общей форме, скорее отражая декларируемые социальные цели или миссию компании. Например, создание новой техники и совершенствование выпускаемой продукции. Так формулируемые заявления о ценностях-целях, как правило, не противоречат здравому смыслу, и работникам трудно с ними не согласиться. По этой причине они имеют мало отношения к реальным противоречиям и разногласиям в жизни организации, к конкретным вопросам управления персоналом. Другое дело — ценности-средства. К ним относятся принятые нормы поведения, стиль управления, требования к одежде, критерии карьерного продвижения и т.п.
В этой области легко обнаруживаются
противоречия: а) между общими декларациями
и фактическими нормами жизни, задаваемыми
руководством фирмы, б) между последними,
с одной стороны, и личными
установками и ценностями отдельных
работников, с другой. Если сотруднику
грозит понижение на том основании,
что он «не принимает ценностей
компании» (предположим, что это
не предлог, а искреннее убеждение
руководителя), то это ничего не говорит
нам об истинных причинах. Действительно
ли сотрудник сопротивлялся «
В этих вопросах содержатся некоторые из возможных полярностей, в пространстве которых должна формулироваться философия фирмы и строиться идеология. Коллектив должен знать, «что важнее чего», и видеть, что руководство подтверждает это делами.
Надо помнить: к трескучим фразам и лозунгам у нас, как правило, относятся настороженно, без доверия. Поэтому перенимать у Запада и Японии можно не столько то, что провозглашено в их миссиях и кредо, сколько методы идеологического внедрения при единстве слова и дела.
На наш взгляд, философия фирмы должна быть сформулирована более или менее развернуто. И это — необходимый этап на пути к идеологии. На основе формулирования одной лишь миссии работающую идеологию не создать.
3. Методология подбора персонала
Выбор методов подбора персонала зависит от различного рода факторов: ситуации на рынке труда, региональной и отраслевой принадлежности организации, ее стратегических и тактических целей, стадии жизненного цикла, особенностей структуры и организационной культуры предприятия, специфики вакантной должности. В процессе подбора персонала необходимо оценить уровень профессиональных навыков, умений и знаний соискателя, возможности его потенциала в соответствии с перспективными задачами организации. Это довольно трудоемкий и сложный процесс по ряду причин.
Во-первых, нередко руководители организаций продолжают по-прежнему в процессе подбора персонала опираться на интуицию, рекомендации родственников и партнеров. В результате способность конкретного сотрудника эффективно помочь решению поставленных задач оценивается не адекватно.
Во-вторых, отсутствует единая методологическая основа для отдельных
технологий или их фрагментов, применяемых при подборе персонала субъектами управления (отделами по работе с персоналом организаций, кадровыми агентствами, частными рекрутерами и пр.). Очевидно, что сама наука управления персоналом достаточно молода, поэтому и проблема подбора персонала, подходы к ее решению не получили еще должного развития. Для более полного понимания методологии подбора персонала следует проанализировать понятийный аппарат науки управления персоналом и ее смежных областей, а также уточнить само понятие подбора персонала.
В литературе, посвященной подбору персонала, можно встретить множество определений данного понятия. По Ю. Одегову и П. Журавлеву подбор персонала можно определить как процесс изучения кандидатов [1]. Й. Бертхель под подбором понимает процесс принятия решения, в конце которого стоят те кандидаты, которые выявились из круга кандидатов как наиболее квалифицированные [2]. Исходя их данного определения, классический заключительный этап любого управляемого процесса – принятие решения – здесь выступает в качестве главного, замещая собой
все традиционно предшествующие этапы. Поэтому, на наш взгляд, более точное определение, отражающее не только результат, но и сам процесс, следующее: подбор персонала – это процесс, в котором организация отбирает из списка заявителей лицо или лиц, наилучшим образом подходящих по критериям, определенным для вакантной должности.
Относительно рассматриваемой нами системы подбора персонала следует отметить, что она функционирует в сложной внешней среде и находится с ней во взаимодействии. Подбору персонала как системе присуще наличие связей с внешней средой, поэтому мы можем сказать, что эта система является открытой, искусственно созданной социальной системой. Она также включена в образования более высокого порядка. Ее участие в более разветвленных системах определяет ее функцию, отражающую ее назначение и цели существования. Функция системы задается извне и показывает, какую роль играет данная система в общей, более сложной системе, частью которой она является. Функция системы разбивается на подфункции, выполняемые подсистемами или составляющими.
Таким образом, функция системы подбора кадров как элемента системы
управления персоналом – обеспечивать своевременное удовлетворение потребностей организации в персонале. Имеются в виду текущие и перспективные, количественные и качественные показатели трудового потенциала. Помимо функции система может иметь цель – желаемые выходы системы или результаты ее деятельности. Целью системы подбора персонала является нахождение кандидата, профессиональные и личностные качества и характеристики которого соответствуют требованиям вакантной должности и организации в целом.
На входе рассматриваемой системы – кандидаты на вакантную должность, информация об их характеристиках, личностных и профессиональных качествах. На выходе – информация о кандидатах, чьи характеристики и качества отвечают требованиям вакантной должности. Каждый выход является входом для другой системы, обеспечивающей выбор лучшего из них и его адаптацию в коллективе.
Важную роль здесь играют правила преобразования входов в выходы, то есть подсистема философии подбора персонала, включающая концептуальные подходы, принципы подбора и формы его обеспечения.
Таким образом, философия подбора – методологические принципы, лежащие в основе функционирования системы. Обратная связь системы проявляется в том, что результат предыдущего действия – выход системы – влияет на последующее течение процесса: результаты подбора воздействуют на функционирование общей системы функционирования организации.
Определение субъекта и объекта системы подбора персонала может вызывать ряд сложностей, так как равноправными сторонами отношений являются как работодатель, так и соискатель, каждый из которых преследует свои цели.
Соискатель в данном случае является управляемой подсистемой – объектом системы подбора, а субъектом представляется работодатель, выступающий в роли управляющей системы. Работодатель (управляющая подсистема) разрабатывает и применяет методы управляющего воздействия на соискателя (объект). Отсюда можно сделать вывод, что подбор персонала – система, представляющая собой совокупность методов подбора персонала, а также целевой подсистемы и подсистемы философии подбора. Эти составляющие взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, они функционируют с целью удовлетворения потребности организации в персонале.
Информация о работе Философия управления человеческими ресурсами