Философская мысль Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:40, лекция

Краткое описание

Во второй половине 9 века складывается древнерусская государственность.
Первыми и наиболее сильными восточнославянскими княжествами были:
Полоцкое (9-13 века), но с 980 года подчиняется киевскому князю

Вложенные файлы: 1 файл

материалы к лекции-Философская мысль Беларуси.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА:  ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

 

1.Социокультурная обусловленность относительно позднего рефлексивного мышления на территории Беларуси.

В 6-8 веках  восточнославянские племена совершали  переход от первобытнообщинного  к феодальному укладу.

 

Во второй половине 9 века складывается древнерусская государственность.

Первыми и  наиболее сильными восточнославянскими  княжествами были:

Полоцкое (9-13 века), но с 980 года подчиняется киевскому князю

Туровское (9-12 века), но с конца 10 века управляют сыны киевских князей

 

Принятие  христианства на Руси в 988 году способствовало освоению античной средневековой греческой  и византийской письменности путем  переводов на славянский язык. Другими  словами, письменность появляется на Руси только в конце 10 века.

В 11-13 веках  при монастырях и княжеских дворах возникают центры переписывания книг.

 

Переводные  византийские сочинения способствовали развитию книжного славянского языка, введению философских терминов в славянскую речь. В 10-13 веках формируется старобелорусский язык??? (староцерковный или старославянский).

 

Книжность Киевской Руси была связана с культурой  поздней Византии, уже клонившейся  к упадку. Духовные лица брали из Византии только то, что служило  или для прославления христианства, или для посрамления других религий.

 

В 11 веке христианство встречает яростное сопротивление  со стороны язычников, что вылилось в различные споры между христианами  и язычниками.

 

В 12 веке философско-религиозные  споры происходили уже в обстановке утвердившегося христианства. Темой  для них служили церковные вопросы, например, как соблюдать посты.

 

В 13 веке белорусские  земли лишились непосредственной поддержки  восточно-русских княжеств занятых  борьбой с монголо-татарским игом, не смогли противостоять силам сначала  литовских князей, а затем и польских магнатов.

В 14 веке вся  территория Беларуси включена в состав Великого княжества литовского, а  в 16 веке само ВКЛ было поглощено  Польшей - Речь Посполитая. В последствии, после трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи.

 

На таком  фоне протекает процесс формирования белорусской народности и языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Периоды становления  и развития философской мысли  Беларуси.

 

Первый период: Приняв христианство на рубеже первого и второго тысячелетий, усвоив его мировоззренческие установки, древние полочане, туровчане и др. в 12 веке заявили о себе яркими именами Ефросиньи Полоцкой, Климента Смолятича и Кирилла Туровского.

С этими именами связан первый период философской мысли в Беларуси. Это богословско-философский период в отечественной мысли. Его проблематика вытекает из вопросов, занимающих каждого средневекового мыслителя:

Что такое мир и человек в нем как творенье Бога?

Откуда в мире зло  и как его преодолеть?

Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум?

       Е. Полоцкую, К. Смолятича и К. Туровского меньше всего волновали отвлеченные проблемы европейской схоластики. Главным объектом их богословско-философских размышлений был человек как венец Божьего созидания. Поэтому богословско-философские взгляды первых отечественных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм.

 

     Онтология К. Смолятича основывается на креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенный мир, утверждает автор, но и управляет им. С учением о бытии Смолятича тесно связаны его гносеологические воззрения.

Он считал, что имеет право на тщательное «вникание» в Священное писание. Отводя большую роль разуму в обосновании веры, К. Смолятич значительно рационализирует теологию, что проявилось в его аллегорическом (от греч. а1Iеогiа - иносказание) толковании Библии. Метод аллегорий заключался в том, что библейские сюжеты, по мнению Смолятича, надо понимать не дословно. Истина Библии не находится на поверхности. Читая ее, надо исходить не из буквы, а суметь постичь скрытый тайный смысл, раскрыть его можно только с помощью аллегорий-сравнений, иносказательно, т.е. с помощью разума. Поэтому постижение истины зависит от человека, его ума, способностей к рассуждению. Однако это не западноевропейская рационализация христианской веры. Свою задачу К. Смолятич видит в оправдании самого разума. Христос открыл тайны только апостолам, простым же людям рассказал о них в притчах. Познать Бога они могут только через тварный мир. Познавая же тварный мир, природу, человек познает Бога.

Таким образом, познание, начинаясь с известной  ступени, получает своё завершение в  разуме.

           Свобода человека, по К. Смолятичу, заключается в его возможности разумно распоряжаться всем, что есть в божественном мире. Человек занимает в нем особое место в силу своей двойственной природы: он - и тварное существо, он - и венец тварного мира. Лик Божий запечатлен в человеке и это должно заставлять его всегда помнить о своем особом назначении на Земле. Человек может выполнить свое земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям Благодати.

         Философские взгляды Кирилла Туровского носят выраженный теоцентрический характер. Его понимание бытия основывается на Бытии Священного писания. Мир как творение Божье - аксиома для средневекового философа. В своих взглядах на мир и человека Кирилл близок к Августину Блаженному, у которого человек и мир выступают как единство микро- и макро- космоса. Особенно четко эта связь прослеживается в его учении о природе.

Согласно  К. Туровскому, природа носит в себе одушевленное выражение творческой мысли своего Творца. Человек, постигая природу, находит в ней родственное своей душе. Природа и человек развиваются не стихийно, а по воле Божьей и в этой связи имеют единые, одинаково проявляющиеся законы. Кирилл Туровский говорит о необходимости гармонии Природы и человека, как вытекающей из единой Божественной сущности. Он призывает любить природу. Это будет соответствовать Божественному замыслу. Природа может исцелить «телесные недуги» человека и обеспечить его земное существование. Все явления природы не только символизируют, но и раскрывают содержание Священного писания, помогают человеку глубже понять его смысл.

Отдавая предпочтение вере, Кирилл, не порывает с разумом. Божественные слова имеют тайный смысл и трудно понять их. Для того и необходим разум, знания: «Ибо сладко - медвяный сот и хорошо - сахар, обоих же лучше книжное знание: потому, что оно сокровище вечной жизни».

Сам разум  нуждается в строгом контроле, сознательном руководстве. Предоставленный сам себе, человеческий разум легко забывает «о разуме истинном» и покоряется телесным чувствам. Устами он объедается, а руками ненасытно прибирает богатства. Избежать этого можно только уравновесив свой разум Богооткровенной истиной, верой. Разум, дополненный верой, превращается в «стройный разум».

        В творчестве Кирилла Туровского центральное место занимает проблема спасения человека, освобождения его от греха. В своих притчах, поучительных словах и молитвах он выступает с позиций последовательного религиозного антропоцентризма. Согласно этому учению человек - центр вселенной, венец творения. Человек состоит из противоречивого единства тела и души. Душа является основой человека. «Тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом», - утверждает он. Хромой - тело человека, слепой - его душа. Этот союз слепого и хромого символизирует собой все несовершенство и человека, и общества.

Греху в одинаковой степени подвержены и тело, и душа. Но только душа может и должна с  помощью молитвы вывести себя и тело из состояния греховности. Только в молитве человек, находясь в «пограничной ситуации» между обыденным, мирским и высоким, духовным бытием, способен переживать свою жизнь при помощи таких понятий, как «растление», «падкость до греха», «бездуховность», «страх», «отчаяние», «безысходность», «решимость», «раскаяние», «вера», «надежда». Кирилл призывает человека мобилизовать с Божьей помощью свои душевные силы на преодоление безысходности. Он надеется и верит, что человек через молитву-сопереживание, путем веры и надежды на Бога преодолеет в себе неверие-пессимизм и станет на праведный путь.

Молитва, таким  образом, у Кирилла отчетливо  раскрывает смысл жизни человека. Ставя целью спасение индивидуальной души, молитва приводит человека к  необходимости преодоления личностного зла.

Человек свободен в выборе между злом и добром. Бог ориентирует человека только на добро, а за зло отвечает сам  человек. Только он с помощью Бога в состоянии его победить.

 

 

Второй период развития философии в Беларуси содержательно совпадает с эпохой отечественного Ренессанса и Реформации. В это время белорусская философия и культура развиваются в контексте европейской культурной истории. Многие выходцы из Беларуси устремляются в лучшие европейские университеты - Кенигсбергский, Краковский, Лейпцигский, и другие, усваивая там ренессансные идеи самоценности человека и его свободы. Как истинные патриоты своей Родины белорусские просветители мечтают принести ей пользу, делами прославить Отчизну. Этот период представляют такие имена, как Ф. Скорина, С. Будный, Н.Гусовский, В.Тяпинский, А. Волан и Л. Сапега. Критика религии, проблема человека и его прав на достойную жизнь, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регулятора общественных отношений в государстве - основные темы отечественной возрожденческой философии.

           Василь Тяпинский полагал, что падение веры и совести у самого духовенства, которое больше интересует подкуп, привилегии, богатство привело народ к глухоте из-за отсутствия образованности пренебрежения к языку. Он обращается к панам и духовенству, что, если в сердцах их осталось хоть сколько-нибудь милосердия, то необходимо помочь грубой простоте, крестьянам, строить за счет имений школы, распространять знания, а язык книг должен быть понятен народу.

        Симон Будный, начав с критики духовенства, постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе догмата о бессмертии души. В результате тщательного текстологического изучения библейских книг он приходит к выводу, что в них имеется масса противоречий и искажений. Пытаясь ответить на вопрос, откуда они взялись, Будный указывает на следующие причины:

  1. глупость переписчиков, недостаточное знание ими предмета;
  2. хитрость или же сознательное искажение;
  3. ошибки толкователей библейских книг в силу незнания ими древних языков.

   

       Будный выступает против догмата  о божественной природе Христа. Он называет вздором софистов утверждение, что Христос родился из субстанции Бога. «Если то естество, из которого родился предвечный сын божий, есть и было собственным естеством не только бога-отца, но и вечного сына, то как же это могло быть, что родился из своего естества?». Про Будного говорили, что высказывает он прямо материалистические взгляды. Когда его спросили, что он думает о душе, он ответил: - Эта вещь сомнительная и еще не познана.  Ранее он писал, что если бы существовала еще, кроме тела, какая-то другая душа, то было бы две души. Каждый же понимает что это не так. Душа есть ничто иное как сама человеческая жизнь. Утверждения, что какие либо души существуют и страдают после смерти или пользуются в небе благами – это настоящие сказки.

 

       Во взглядах Франциска Скорины прослеживается стремление к эмансипации от церковно-феодальных стереотипов мышления, попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу. По мнению мыслителя, в процессе познания человеческий разум должен опираться на законы логики, которая «учит с доводом разознати правду от кривды», т.е. учит правильно мыслить рассуждать. Скорина пытается и Библию подчинить делу просвещения простого народа.

 

      Талант Андрея Волана наиболее  ярко проявился в области социально-политической мысли, где он проявил себя как гуманиста и рационалиста. Он утверждал, что «все те человеческие объединения, которые мы называем государствами, создавались для той цели, чтобы люди могли в согласии и взаимопомощи счастливо и благословенно проводить свою жизнь». Необходимость в государстве возникла лишь при появлении угрозы естественным правам людей. Исходным пунктом сущности и назначения права он признавал справедливость, выраженную в принципе «Никому не делать обиды, каждому отдать то, что ему принадлежит». «Нельзя под именем права ничего вводить в общение людское, как только то, к чему сам разум дорогу указывает».  Важнейшим из врожденных свойств человеческой натуры является стремление к свободе и равенству. По степени воплощения в реальность свободы и равенства Волан определял совершенство общества. Возможность же существования свободы в государстве и обществе он связывает с широкими юридическими гарантиями.

 

          

       Третий период в истории философии Беларуси совпадает с такими явлениями, как Контрреформация, Люблинская политическая уния 1569 года и Брестская церковная уния 1596 года, на которые своеобразно отреагировали отечественная философская и общественно-политическая мысль того времени. В межконфессиональной политике А. Филиппович, М. Смотрицкий, В. Острожский и др. отстаивают право своего народа на веру предков, на развитие родного языка и культуры. Г. Конисский и С. Полоцкий страстно выступают за воссоединение белорусского, украинского и русского народов. В связи с установившимся в обществе господством иезуитской идеологии в учебных заведениях культивируется схоластика (А. Краснодембский, В. Тылковский, Л. Залусский).

        Начало преодоления теологического рационализма схоластики положила эклектическая философия (А. Скорульский, Б. Добшевич, С. Шадурский), а завершила философия Просвещения (К. Нарбут, А. Довгирд, Я. Снядецкий).

        

      Для Беларуси характерно некоторое смещение периода Просвещения по отношению к западноевропейским странам и Польше. Вначале (60-70 гг.) Просвещение носит аристократический характер и связано с деятельностью сторонников учения физиократов. Философская мысль проходит этап деструктурализации схоластики, перехода к новой философии и естествознанию.

Информация о работе Философская мысль Беларуси