Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
1. Рассмотреть связь человека с животным в концепция В.Ф.Поршнева, З.Фрейда, Э.Кассирера.
2. Охарактеризовать человеческую природу и ее признаки.
3. Исследовать религиозные интерпретации антропогенеза.
4. Рассмотреть особенности двойственной природы человека.
Введение 3
1 человек и животые 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева 5
1.2 Концепция З.Фрейда 7
1.3 Концепция Э.Кассирера 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 интерпретация антропогенеза 18
4 Человек между Богом и животным 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Для философского понимания человека концепция психоанализа не прошла бесследно. Стало ясно, что рассматривать человека следует более внимательно и глубоко, чем это представлялось ранее. Человек не только рациональное существо. Он скорее есть «точка пересечения двух миров» - мира «горнего», возвышенного и духовного, и мира «дольнего», природного. И в этом состоит его специфика как особого рода сущего5.
Природа человека многообразна. Не всё в ней может быть отнесено к собственно человеческому. Можно определить человека как политическое (общественное) животное. Именно так определил его ещё Аристотель
«Человек есть животное, испытывающее раскаяние» - так определил его З.Фрейд6. Человек есть «ещё незавершённое животное» - это определение принадлежит Ф.Ницше (1844-1900). Все эти и иные определения схватывают некоторые черты многообразной природы человека. Но если идти по такому пути, то придётся каждый раз ограничиваться констанцией чего-то важного, но не исчерпывающего. Кроме того, в этом случае ускользает сама специфика человеческого. Видимо, в многообразной природе человека следует очертить круг того, что является «человеческим в человеке», отграничив его от того, что таковым не является. Очевидно, что в этом случае нельзя обойти внимание нравственную сторону в человеке. Тогда определение выглядело бы так: человек есть существо, способное различать добро и зло. Нравственность есть то, что возвышает человека на природным миром. Так полагал, например, И.Кант. Вл. Соловьёв (1853-1900) выделял в человеке три качества, составляющие суть человеческого: стыд, сострадание, благоговение перед высшим. Согласно Вл. Соловьёву, человек испытывает чувство стыда перед низшими проявлениями своей природы. Он обладает способностью сострадать не только другому человеку, но и всякому живому существу. Наконец, он способен преклонятся перед тем, что считает святым или возвышенным (т.е. ценностями): перед памятью предков, совершениями прошлых поколений, перед истиной, добром и красотой, перед Богом.
По Фрейду личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется виду сфера бессознательного, подчинённая лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты жизни. Последние, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм. Садисту приятно видеть страдание, а причинять его ещё приятнее. Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащее импульсивные влечения и страсти7. Между ними существует постоянный конфликт, причём разум враждебен индивидуальности, он подобен «всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствование из внешнего мира силы». Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация. Сознание создаёт различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для неё цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).
Исследование культуры Кассирер начинает
с тезиса о том, что мир культуры
это не просто случайные, изолированные
друг от друга факты и явления.
Они имеют единую основу. Целостность
культуры можно понять как процесс
постоянного, последовательного
Происхождение культуры Кассире выводит из изменений, произошедших в биологической природе человека и носивших регрессивный характер. В настоящее время трудно ответить на вопрос: в чем причины этих изменений? Однако их следствием стала утрата связи со средой обитания, отчуждение человека от природы.
В работе «Опыт о человеке» Кассирер характеризует свою философию культуры как философскую антропологию, главная задача которой выработка единой идеи о человеке. Философия символических форм традиционным версиям сущности человека (от метафизики до натурализма и редукционизма) противопоставила взгляд на человека как на целостность исходя из его деятельности, то есть из функционального, а не субстанциального определения человека. Функциональное деятельностное бытие человека как его сокровенная сущность в философии культуры Кассирера получило название символического бытия8.
В поисках новой программы
Символы становятся третьей системой, соединяющей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности. Это, например, способ общения – языковые символы.
На этапе становления
По мере развития культуры соотношения
и различия между вещами, явлениями
и символами стали более
Таким образом, Кассирер приходит к выводу, что культурогенез связан с формированием в результате биологической эволюции человека как «символического животного».
Подобный подход получил поддержку и развитие в европейской и американской философии. Человек отличается от других живых существ тем, что живет в мире им самим созданных символов. Решающей характеристикой человека является его способность к символизации. Наши действия управляются представляющими образами – символами. «Большинство эпистемологов в общем признают этот факт; но что не получило их должного признания, так это огромное значение разновидностей. Пока мы будем рассматривать ощущения как знаки вещей, которые позволяют им возникнуть, и будем придавать таким знакам связь с прошлыми ощущениями, которые тоже были подобными знаками, мы еще не прикоснемся даже к поверхности символопроизводящего человеческого ума. Только тогда, когда мы вникаем во все разнообразие символической деятельности – как, например, это сделал Кассирер, - мы начинаем понимать, почему человеческие существа не поступают так, как поступали бы сверхразумные животные»9.
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.
Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
В философии единого и
Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
Синтез позиций современной
биологии (человек — представитель
вида Человек разумный) и марксизма
(«… сущность человека не есть абстракт,
присущий отдельному индивидууму. В
своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений»)
приводит к пониманию человека как
субъекта исторически-социально-
Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа, эфирное тело, монада) с «плотным» (тело) тела.
В древнеиндийской традиции человек
характеризуется
Тело в философии Нового времени рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.
В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.
В философии Древнего Востока и
античности человек представляется
как фрагмент природы, жизненный
путь которого предопределён законами
судьбы, а сущность — неким божеством.
В Средние века личность наделяется
свободой воли, что возвышает её
над природой, давая возможность
и обязанность управлять
По Дарвину, природа человека и
животных эволюционна и
Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм)
утверждают, что человек формируется
преимущественно через
Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».
Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра.
Указанные теории и концепции философской антропологии по мере развития самой науки как таковой, опираясь и отталкиваясь друг от друга, последовательно раскрывают те или иные доминирующие, по мнению ученого, признаки, стороны и фрагменты глобальной проблемы «Человек». При этом ни одна из них объективно не могла претендовать на полный охват данной проблемы, имела определенную предельную ценность для своего времени в соответствии с достигнутым в тот период уровнем развития философии и науки.