Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)
  1. Социальная структура общества. Классы, исторические общности людей.

Понятие социальной структуры в  обществе обычно употребляют в  следующихосновных  смыслах.    В широком смысле социальная структура – это строение общества в  целом,система связей между всеми  его  основными  элементами.  При  таком  подходесоциальная  структура  характеризует  все  многочисленные  виды   социальныхобщностей и отношения между ними.    В узком  смысле  термин  «социальная  структура  общества»  чаще  всегоприменяется   к   социально-классовым   и   социально-групповым   общностям.Социальная структура в этом смысле  –  это  совокупность  взаимосвязанных  ивзаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.    В  социологии  существует  большое   множество   концепций   социальнойструктуры  общества,  исторически  одной  из  первых  является  марксистскоеучение.  В  марксистской  социологии  ведущее  место  отводится   социально-классовой  структуре  общества.  Социально-классовая   структура   общества,согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех  основныхэлементов:  классов,  общественных  прослоек  и  социальных   групп.   Ядромсоциальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе  отмечалосьв науке  и  до  Маркса  в  начале  XIXв.  Это понятие широко  использовалифранцузские историки  Ф.  Гизо,  О.  Тьери и английские   и   французскиеполитэкономы А. Смит и Д. Рикардо.  Однако  наибольшее  развитие  учение  оклассах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали  экономическиепричины возникновения классов.  Они утверждали,  что деление общества  наклассы  есть  результат общественного разделения  труда   и   формированиечастнособственнических отношений.  Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой  общине  эксплуататорской  верхушки,которая первоначально  состояла  из  родовой  знати,  и  путем  обращения  врабство  военнопленных,  а  также  обнищавших  соплеменников,  попадавших  вдолговую кабалу.    Этот  экономический  подход  к  классам   зафиксирован   в   знаменитомопределении классов, которое сформулировал В. И.  Ленин  в  работе  «Великийпочин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.    «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту  висторически  определенной  системе   общественного   производства,   по   ихотношению  (большей  частью  закрепленному  и  оформленному  в  законах)   ксредствам производства, по их  роли  в  общественной  организации  труда,  аследовательно, по способам  получения  и  размерам  той  доли  общественногобогатства, которой они располагают. Классы – это такие группы  людей,  изкоторых одна может присваивать труд другой, благодаря различию  их  места вопределенном укладе общественного хозяйства».  Таким образом,  по  Ленину,главный признак класса – отношение к средствам  производства  (владение  илине владение)  определяют  роль  классов  в  общественной  организации  труда(управляющие  и   управляемые),   в   системе   власти   (господствующие   иуправляемые), их благосостояние (богатые и бедные).  Борьба  классов  служитдвижущей силой общественного развития.    Марксизм делит классы на основные и неосновные.    Основными классами являются такие,  чье  существование  непосредственновытекает  из  господствующих  в  данной  общественно-экономической  формацииэкономических отношений,  прежде  всего,  отношений  собственности:  рабы  ирабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.    Неосновные  – это остатки прежних классов в   новой   общественно-экономической формации или зарождающиеся классы,  которые придут  на  сменуосновными и составят основу классового  деления в новой формации.  Помимоосновных  и неосновных  классов структурным элементом общества  являютсяобщественные слои (или прослойки).    Социальные слои – это промежуточные или переходные группы,  не  имеющиеярко выраженного специфического  отношения к средствам производства  и,следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои  могутбыть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым  можно отнестикрупную,  среднюю,.  Мелкую,  городскую  и  сельскую   монополистическую   инемонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат,  рабочуюаристократию  и  т.д.  Историческим  примером  межклассовых  слоев  является«третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в  Египте–  городское  мещанство,  ремесленничество.   В   современном   обществе   –интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы  современной  структурымогут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется  напролетарскую,  мелкобуржуазную  и буржуазную.  Таким образом,   социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой.  Использование понятиясоциального   строя   по   мысли    марксистских    социологов,    позволяетконкретизировать социальную структуру общества, указать на  ее  многообразиеи динамизм.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

  1. Философия Средневековья: идейные истоки и основания проблематики. Схоластика, ее основные течения. Ф.Аквинский – синтезатор средневековой схоластики.

 Первый период средневековой  философии обычно называют апологетикой. В период апологетики происходило гонение на христиан. В это время происходит бурная борьба христианства не только с философскими идеями античности, но и с национальными религиями, гностицизмом. Хотя в этот период христианство не имело философских концепций, но духовная и идейная борьба периода апологетики закончилась в пользу христианства, которое становится государственной религией Рима. Одновременно происходит смена важнейших ценностных установок античности.Новый исторический период называется патристикой, в который происходит становление средневековой философии. Характерной особенностью философского мышления этого периода являются традиционализм и ретроспективность. Так как центральной проблемой патристики является Бог, поэтому в ней закладывается геоцентризм всей средневековой философии.В этот исторический период появляется новое представление о человеке. С позиций христианства человек слишком слаб, чтобы быть самодостаточным, таким может быть только Бог. Господствует образ человека кроткого и смиренного, признающего свою ограниченность, страдающего и несчастного.Следующая важная новация - идея единобожия. своеобразие средневековой философии может быть раскрыто и понято только через синтез философских идей античности с новым христианским мировоззрением. Этот синтез осуществлялся достаточно долго и противоречиво.Постепенно патристику стала сменять схоластика. Она окончательно сформировалась усилиями Ансельма Кентерберийского. Он пытался рационально обосновать догмы вероучения, придерживался крайнего реализма.Наряду с реализмом в XI-XII вв. оформляется номинализм как одно из направлений схоластической философии. Номиналисты считали, что общие понятия - только имена. Одним из виднейших представителей номинализма был Иоанн Росцелин.Пьер Абеляр был представителем как бы третьего направления. Он начинает доктрину умеренного номинализма, получившую дальнейшее развитие в средневековой философии.Центральной фигурой схоластической философии по праву считается Фома Аквинский. Он создал грандиозный теолого-философский синтез, претендующий на примирение теологии и науки. Согласно его доктрине, наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религиозное вероучение черпает их в откровении, в Священном писании. Но это различие методов отнюдь не означает полного различия предметов философии и теологии. В религии есть ряд догматов, нуждающихся в философском обосновании потому, что будучи доказанными, они становятся ближе человеку и тем самым укрепляют его веру. Фома пытался поставить смысл откровенческих истин в логическое соответствие с доводами разума. Однако Фома очень осторожно подходит к рационализации теологии. По его мнению, только некоторые догматы поддаются доказательству. К ним относится положение о бытии Бога. А те  догматы,кот-е не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство просто не под силу человеческому уму. По разумению Фомы, науки и философия способны постичь частные аспекты бытия, но подлинная сущность бытия доступна только Божественной сверхразумности.В теории познания Фома солидарен с Аристотелем в признании важности чувственного познания. Дальнейшее познание осуществляется посредством интеллекта. ум должен последовательно отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Получается, что в каждом познавательном акте, начиная с возникновения чувственных образов, происходит своеобразная дематериализация познаваемого предмета.Фома выступает против врожденных идей, но он допускает врожденные понятия активного разума, укорененные в нем Богом. За пределами человеческого находится ангельское познание.Фома утверждает, что доказать существование Творца можно двояко: через причину и через следствие. Им принимается второй способ. Поскольку существование Бога не является для нас непосредственно очевидным, оно может быть доказано при помощи известных нам следствий. В соответствии с этими рассуждениями он формулирует пять доказательств бытия Бога: 1. Доказательство от движения. 2. Доказательство от производящей причины. 3. Доказательство от случайности к необходимости. 4. Доказательство от степени совершенства. 5. Доказательство от целесообразности.

  1. Политическая система общества. Сущность власти. Понятие правового государства.

 политика это стремление  к участию во власти или  к оказанию влияния на распределение  власти между различными группами  людей внутри государства или  между государствами. Общественные  группы организуются на основе  различных политических институтов: государства, партий, союзов и  т.п. Каждая из и групп пытается  представить и часто навязать  свои интересы другим общественным  группам в качестве всеобщего,  как интересы всего государства.  Политическая группа, сумевшая навязать  свой собственный интерес в  качестве всеобщих, становится политически господствующей в обществе силой, осуществляет власть в государстве. Государство - это главный политический институт общества. политическое господство в обществе может быть разным. М.Вебер, например, различал легальный; традиционный и харизматический типы господства в обществе.Легальное господство - это господство права в организации общественной жизни людей. Существование власти и сфера ее действия зависят от установленных людьми правовых норм. все, кто подчинен власти, должен считаться с правовыми нормами. Действия людей, находящихся у власти, также должны определяться правовыми нормами.Традиционное господство опирается на веру людей в то, что власть является законной, поскольку именно такого рода власть всегда существовала. Все действия власти основываются и регулируются некогда сложившимися традициями, нарушение которых может подвергнуть опасности их законность. Харизматическое господство - это господство тех, кто обладает харизмой, т.е. некоторыми необычными свойствами, позволяющими им влиять на людей. Харизматический лидер - это некто, чье господство над другими зиждется на вере в его особые свойства. Харизматический лидер призван выполнять предназначенную ему миссию и во имя этого имеет право на послушание других. Считается, что человек, наделенный харизмой, всегда вносит нечто новое в жизнь людей в обществе и должен постоянно доказывать это своими действиями.следует сказать о том, что политическая власть имеет больше шансов на успех в решении проблем общественной жизни, если она носит институциональный, а не личностный характер. В тех общественных организмах, где все властные функции четко регулируются установленными и принятыми в обществе правовыми законами, существуют широкие возможности демократического управления самих людей своей жизнедеятельностью. Государство в этом случае является политической формой объединения людей для зашиты интересов всего общества.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

  1. Философские взгляды мыслителей эпохи Возрождения: Кузан-ский, Бруно, Макиавелли ( по выбору).

 Начиная со второй половины  XIV века, сначала в Италии, а затем и в других странах Западной Европы, происходят заметные изменения, определившие содержание новой эпохи, которая вошла в историю под названием Возрождения. Это был грандиозный переворот в жизни европейского общества, который ознаменовался также выдающимися достижениями во всех областях культуры. Становление ренессансной культуры было отмечено двумя важными моментами: возрождением античного наследия и провозглашением того, что средневековая эпоха уже завершилась.Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на человека. ренессансная философия является антропоцентрической.мировоззрение эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Гуманизм - это не только ориентация на человека, проявление интереса к нему, это - осознание величия человека, вера в его возможности и силы. Гуманизм определяет и основное содержание философской мысли эпохи.Один из выдающихся мыслителей этого времени - Николо Макиавелли. с него начинается новая эпоха политического мышления. Наиболее важные аспекты учения мыслителя могут быть сконцентрированы вокруг следующих положений:-   политический реализм;-   признание эгоистической природы человека;- новое понимание «добродетели» политика, успешно управляющего государством и противостоящего «судьбе»;-  «возвращение к началам», как условие восстановления и обновления всей политической жизни.Политический реализм рассматривается Макиавелли как следование подлинной правде в отношении того, что действительно есть в жизни. Макиавелли признает, что сам по себе человек ни добр, ни зол, ни хорош, ни плох, но все же скорее тяготеет к плохому, нежели к хорошему. Поэтому политик не может полагаться на добропорядочное в человеке, а должен исходить из преобладания отрицательного и действовать в соответствии с этим. нужно принять необходимые меры, чтобы держать людей в страхе. В идеале государь должен быть одновременно и обожаемым, и внушающим страх.Именно со свойствами человеческой природы связывает Макиавелли возникновение государства. Эгоистические устремления человека делают необходимым государство и осуществляемое им насилие. Однако Государь, политик обязан считаться с народом и служить ему. Насилие - не самоцель, а средство достижения разумных, добрых, благостных целей.гос-ва достигают вершин могущества и величия, затем приходят в упадок и гибнут - это вечный круговорот, являющийся результатом воздействия судьбы - «Фортуны». Но, признав роль объективных, неподвластных человеку обстоятельств в движении исторических событий, М. утверждает, что владычество судьбы неоспоримо только до тех пор, пока ей не противостоят добродетель и свобода.Хотя Макиавелли говорит о будущем итальянском государстве как монархии, По своему образу жизни, мировоззрению, Макиавелли был ближе к республиканской форме правления. Его политический идеал - Римская республика, в которой он видел воплощение сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок. Но республика не всегда возможна; нельзя устанавливать свободные политические учреждения, если в народе не развиты или отсутствуют гражданские добродетели.

  1. Общественная психология и идеология. Общественное мнении. Понятие менталитета.

 Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженной в нем оценки действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии. сферу общественной психологии составляют эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки и т.п. Все общественно-психологические явления заразительны. Они могут неосознанно передаваться от одних людей к другим. Часто люди сами себе не могут объяснить, почему, порой их охватывает чувство безысходности, апатии, равнодушия или, наоборот, безудержной радости, энтузиазма, какого-то внутреннего порыва и т.п. Конечно, дело здесь не только в заразительности чувств и настроений. Совпадающие условия жизни, совместная деятельность формируют у людей общие цели, потребности, интересы, а на основе их и сходные эмоционально-чувственные реакции.Одно из важных социально-психологических явлений - общественное мнение. Это суждение группы людей, в котором в форме одобрения или порицания выражается их отношение к действительности. Это суждение всегда эмоционально окрашено. Предметом общественного мнения может быть все, но, прежде всего то, что вызывает общественный интерес. общественное мнение способно не только отражать (оценивать) действительность, но и влиять на нее через конкретные действия людей, разделяющих данное мнение. Общественная психология присутствует во всех деяниях людей, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу на основе чувства «мы». Это чувство нередко противопоставляется всем, кто принадлежит к др.группам. происходит приписывание им различных негативных качеств.Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология. Это система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. В любой идеологии группа осознает себя и свои взаимоотношения с другими группами, свои потребности и интересы, формулирует задачи и цели дальнейшего движения. Действительность в идеологии рассматривается через определенное отношение к ней со стороны конкретной социальной группы. Правда, в отличие от общественной психологии, где оценка выражена в форме переживаний, поведения, в идеологии она представлена в теоретической форме знания главных интересов групп. идеологи для выражения главных интересов группы вынуждены опираться на науку и доказывать, обосновывать интересы, которые преследуются. Все общественные явления отражаются и оцениваются в идеологии всегда лишь с точки зрения важности, значимости и их соответствия интересам какой-то определенной социальной группы.Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обоснования их интересов. Но одновременно идеология и разъединяет людей на основе различия коренных интересов. Речь поэтому должна идти о создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общечеловеческим интересам и ценностям.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"