Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире.
2. Взаимосвязь философии, естествознания и технических наук. Роль философии в формировании инженерной культуры.
3. Бытие и ее атрибуты. Бытие и небытие.
...
20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).

Вложенные файлы: 1 файл

answers_for_philosophy.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

«Чистого» бытия, т.е. бытия, существующего  до материи и вне ее, нет. Попытки  отрыва бытия от материи неизбежно приводят к идеализму, когда на место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В применении к развитию общества понятие бытия вообще выступает как понятие общественного бытия, первичного по отношению к общественному сознанию и определяющего его содержание (Общественное бытие и общественное сознание).

***

Феномен (гр. phainomenon - являющийся) - явление и/или событие, данное в опыте, чувственном познании.

Отношение - способ существования объектов разного рода и общая, универсальная форма, в которой в рамках бытия и мышления преодолевается и компенсируется недостаток или избыток чего-либо в объектах любой природы, способных к рефлексии.

Процесс - последовательное изменение состояний некоторой системы, ход развития, изменение, движение системы во времени.

Деление - продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни, иначе - время жизни организма между её началом и концом.

Бытие – философская категория для обозначения феномена независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений и процессов различной природы, а также и мира в целом, включая человеческое общество и самого человека. Она отражает именно обобщенно как саму действительность, реальность, так и посюсторонность ее существования. Б. присущи атрибуты пространства и деления существования (несотворимости, вечности, конечного и бесконечного). Впервые мы встречаем это понятие в философии элеатов (конец VI –первая половина V вв. до н.э.) в работах Парменида, Зенона Элейского, Мелисса Самосского и др.

Смысл Б. как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта познания в формуле “Я есть”. В обыденном сознании существование  меня и других, а также актуального  мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию Б. будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь, и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “событие”, существование и сосуществование, другие понятия. Они фиксируют в сознании как экзистенциальные, сенсуальные, танатологические, так и темпорологические ощущения, самоощущения и мысли человека.

Мышление человека – феномен, зависимый  в определенных пределах от сознания, но они оба суть тоже реальное бытие, нечто существующее в своей особой информационной форме. Вопрос этот решается или в ключе материализма и данных естествознания: бытие определяет сознание и мышление, или в ключе идеализма: дух, сознание, мое или высшее, определяют Б. Тема Б. (и сознания, мышления, духа в их соотношении с природой, ее бытием) – главная тема философии во всей ее истории. Часто признание Б. определяют как позицию реализма. Между тем, один из видных нетомистов ХХ века Й.Бохенский отмечал: “В качестве реалиста можно быть и материалистом и спиритуалистом, так как реализм требует только признания независимого от мышления бытия, и само по себе еще ничего не определяет материально или духовно это бытие” (См. Bochenski J.M. Der sowjetische … - S. 88).

Вопрос о генетическом отношении  бытия и мышления в марксизме, например, считается основным вопросом всей философии в ее истории (см.Ф.Энгельс). Сознание и мышление – продукт  рефлексии и саморефлексии в  высокоорганизованных системах, в мозге человека своего иного, функционирования осознаваемой информации, т.е. Б. в его многообразных проявлениях и свойствах. Вместе с тем, эта рефлексия согласно данным науки не является в природном мире чем-то исключительным: это всеобщая способность объектов природы, о чем говорили среди материалистов еще Ж.Ламетри и Д.Дидро. Заметим, что в истории философии проблема сущности Б. первоначально решалась почти исключительно на основе обыденного опыта, ограниченного круга простейших наблюдении и саморефлексии, в основном, умозрительно. Сегодня естествознание, социальные и когнитивные науки так или иначе расшифровывают возможные на современном уровне познания подходы к раскрытию всех главных вопросов сущности мироздания, смысла существования человека в этом мироздании и его мировоззрения, реализуемого в исторически определенной научной картине мира, то есть его, мира, Б. и небытия.

Понятия существования, а также  реальности и действительности являются в известном смысле основными  аналогами и синонимами Б. Первое из них - главное понятие онтологии (от греч. ontos- бытие) как важнейшей части основных философских систем, иначе говоря, - философской теории бытия, а также “философии существования”, “философии жизни”, танатологии (от греч. thanatos - смерть -учение о смерти, как ухода в небытие, ее причинах и признаках) и др. При этом различают Б. во всеобщем смысле как (1) наличное бытие и как (2) данное, именно, - определенное бытие предметов, тел, вещей разного рода. В онтологии Б. – это суть предельно общее и сходное, идентичное во всем многообразии сущего. В научных теориях в онтологии (хотя это не всегда фиксируется в текстах) относят определения и определенность предметов, объектов, законы строения и изменения которых (т.е. "номология") далее и исследуются наукой. Эту онтологию легко можно усмотреть и извлечь, изучая тезаурусы терминов и понятий той или иной теории, дисциплины, отрасли знания, науки Так, в геометрии ее онтологию образуют точки, линии, фигуры разного рода и др., в теории чисел – числа, множества, последовательность и др., в механике – материальные точки, центры тяжести, тела, их массы, время, скорости, ускорения, энергии, импульсы и др., в физике – это заряды, поля, напряженности, потенциалы, температуры, давления и многое другое, в общей биологии – организмы и их элементы, популяции, виды, биота, биосфера и др. В этом смысле онтологию темпорологии образуют понятия времени, существования, деления и мгновения, прошлое, настоящее и будущее, стрела времени, последовательность, необратимость, контемпоральность и др. понятия. В онтологию наук и теорий входят понятия, заимствуемые из смежных наук и общенаучных дисциплин, а также из философии. Сама категория Б. и другие категории теории Б. должна входить в состав онтологии темпорологии. Состав категорий и понятий различных общих и частных онтологий исторически может расширяться и сужаться, что связано с непосредственно с результатами и достижениями философии, эмпирическим базисом наук и теорий, концептуальным осмыслением этого последнего и теоретическими обобщениями всего достигнутого.

В гносеологии бытие и мышление часто противопоставляются как  антиподы, в связи с чем существует проблема тождества бытия и мышления (которая была в XVIII - XIX веках центральной  проблемой немецкой классической философии). Тождество при этом понимается диалектически, так как абсолютное тождество возможно только в теории чисел, когда А ≡ В. Правильнее здесь говорить об относительной идентичности, так как любая реальная вещь, как и сознание самого себя, не могут быть идентичны даже сами с собой в другой момент времени. Различают Б. материальное, иначе, реальное, и Б. идеальное, ментальное, психическое. Они никогда не являются тождественны друг другу в абсолютном смысле. Человек, будучи существом и телесным и ментальным, т.е. обладающим психикой и сознанием, погружен в эти оба вида Б. В теологических и религиозных философских системах реальным бытием называют существование, а идеальным – сущность, как это, например, реализовалось в системах философии Платона, Г.Гегеля и др. (см. об этом также у Н.Гартмана), что означает признание первоначалом мира мысли, духовного начала (вообще говоря, – “творца мира” как первоисточника и “закона мира” как первопричины, существующих во времени до мира и до человека).

В реальной жизни предметы, вещи, тела, живые системы и др. уходят из жизни, исчезают. В философской теории бытия в связи с этим противоположностью Б. признается не-бытие как отсутствие существования чего-либо. Г.Гегель, например, понимал все Б. как “исчезающее Б.”, как переходящее в “небытие”, так что все в мире является становлением, чем-то преходящим, и в этом смысле Б. всегда темпорально.

Категория Б., начиная с античности, имеет очень долгую и противоречивую историю своего развития. Более того, отношение философа или ученого к нему – основа разделения философов и ученых уже в античности на различные и враждующие уже не одну тысячу лет философские направления объективного идеализма, материализма, дуализма, субъективного идеализма, триализма К.Поппера и др.

В понимании Б. у элеатов, например, у Парменида мы найдем, что оно всюду непрерывно и однородно, оно есть, и, потому, неподвижно, Б. не содержит никакого небытия и это последнее воспринимается только мыслью. Именно у них мы находим впервые противопоставление Б. и не-бытия. При этом убедительно доказывалась невозможность последнего, так как оно не может быть постигнуто, а лишь примыслено. Оно релятивно. Дело в том, что Б. текуче, подвижно, неустойчиво, поэтому оно в своих вечно ускользающих моментах в конце концов непостижимо для мысли. Именно тогда и в такой форме впервые и была поставлена проблема тождества бытия и мышления. Это противопоставление мы находим и у диалектика Гераклита (“Одна и та же вещь существует и не существует”) и у древнегреческих атомистов (Левкиппа, Демокрита).

Позднее, а именно, после элеатов, в философии сложилось несколько  различных подходов к пониманию  сути Б. Так, у Платона, Б. образуют обычные  вещи, постигаемые нами в понятиях, соотносимых однако с истинными, идеальными понятиями. Как это происходит? Дело в том, что, в соответствии с его учением об эйдосах как (идеальной) первосущности всех вещей, Б. подразделяется на три подчиненных последовательно уровня Б., связанных друг с другом отношениями генетическими, качественными и этико-эстетическими. Это, именно: 1) умопостигаемое Б. вечных и бестелесных идей, эйдосов (это – “истинно сущее” Б.); 2) чувственно-постигаемое Б. вещей, которые суть копии, подобие первых; 3) Б. предметов искусства, коим подражают в своих творениях художники. Истинное, идеальное Б. здесь противостоит вещам и явлениям, являясь их прообразом; реальные вещи лишь бледное отражение более истинного и реального Б. вещей в мире эйдосов. Произве дения художников тогда еще более бледные отражения Б. вещей и отношений. У Платона Б. складывается из единого и многого, конечного (предела) и беспредельного. Перед нами в самом чистом виде концепция классического объективного идеализма.

Аристотель построил понимание  Б. на рассмотрении возможного и действительного. При этом Б. в качестве своей причины содержит возможное и форму – перспективу актуализации Б. То есть, Б. по Аристотелю возможно как чистая актуальность (от лат actualis – деятельный), то есть как (1) Бог, как (2) чистая возможность (материя) и как (3) соединение материи и формы. Аристотель в своей метафизике трактовал бытие в четырех смыслах: Б. – это материальные вещи или их части; существенный принцип существования вещей; совокупность частей в вещи в контексте этого принципа; Б. – это форма вещи, актуальная для ее организации. Из этого видна противоречивость подхода Аристотеля к проблеме сущности Б. Позднее неоплатоники сохранили платоновское деление Б. на уровни (исключив из рассмотрения мир искусства), но раскрыли новые дихотомии: материи (как периферии Б.) и духа – (как центра), как тьма и зло, как свет и благо, как единичность и дробность, противопоставленных единому. Вместе с тем, у них единое выше дихотомии субъекта и объекта, но из нее все же образуется реальное Б. ума и всего материального. Неоплатоники восстановили представления стоиков о тоносе (греч. tonos - напряжение, ударение) как бесконечном разнообразии напряжений в Б.

В Средние века в Зап. Европе линия  аристотелианства и неоплатонизма  продолжилась в духе теизма, признающего  существование над мировой личности, абсолюта – Бога. В Англии, в ключе материализма, Ф.Бэкон признавал Б. в форме вечно подвижной материи, неразрывно связанной с движением и формой. Томас Гоббс считал Б. абсолютно телесным, субстанциональным.

В XVII в Голландии Б.Спиноза дал  впервые ясное различение сущности, существования, идеи и возможности в Б.

Особый интерес представляет позиция  дуализма Р.Декарта: в мире существуют два независимых и равноправных, но борющихся начала, дух и материя, которые создают общее Б. мира. Но взаимодействие духа и материи  для дуализма осталось неразрешимой загадкой. Для Декарта наиболее очевидным является само человеческое мышление: “Я мыслю, следовательно, я существую”(Cognito? ergo sum). Но это не субъективность, а констатация факта, что Б. - это то, что прошло через мышление. В своей физике Декарт, однако, материалист.

Французские материалисты, такие как  Ж.Ламетри признают, что в мире ничего нет кроме материи, которая  существует в пространстве, обладает движущей силой и способностью к  ощущению. Подобные же представления  мы находим у П.Гольбаха в его “Системе природы”, а также у К.Гельвеция в виде идеи объективного существования чувствующей материи.

Чтобы не прерывать разговор о позиции  материалистов, отметим, что русские  материалисты XIX века, такие как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., обосновывают объективность Б. и его связь с движущейся материей. Б. у них исходно и первично для появления сознания.

В Новое время возникают новые  подходы к пониманию Б. В частности, основоположник субъективного идеализма, английский философ Дж.Беркли, утрируя положения теории познания другого английского философа - материалиста Дж.Локка о первичных и вторичных качествах вещей, согласно которым вторичные качества субъективны, объявил, что субъективны все качества вещей, а “существовать, значит быть воспринимаемым”. Тогда Б. целиком сводится к восприятиям и ощущениям; мир – это мое ощущение. Вопрос о Б. материи и духа, вещей и идей превращается здесь в психологическую проблему. В ключе этого подхода позднее, в XIX – XX вв., развиваются позитивизм, эмпириокритицизм, прагматизм. Известно, что критический анализ этих взглядов был проведен В.И.Лениным в его основной философской работе “Материализм и эмпириокритицизм”. Ленин обосновал, опираясь на открытия электрона и разложимости атома в физике на рубеже XIX-XX вв., идею неисчерпаемости свойств материального мира вглубь, по-сути, - бесконечности познания человеком природного мира и материального Б.: “электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна”.

Что касается И.Канта, то для него Б. не более чем идеальная и априорная категория мышления, при помощи которой субъект познания организует и осмысливает ощущения и свой опыт. Но, вместе с тем, Кант признает существовние явлений и скрытой сущности вещей – “вещей в себе”. В этом смысле Кант непоследователен, двойственен, за что он и повергался критике из противоположных лагерей в философии. В немецкой философии И.Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, достичь в понимании Б. монизма (от греч. monos - один) через признании существования в мире лишь одного абсолютного “Я”, которое и порождает из себя Б. путем априорных, идеальных положений мысли. У Ф.Шеллинга Б. тоже выражает результат положения Б. мыслью. Оно, Б. равносильно познанию и деятельности (см. его “Систему трансцендентального идеализма”).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"