Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:02, шпаргалка
1. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире.
2. Взаимосвязь философии, естествознания и технических наук. Роль философии в формировании инженерной культуры.
3. Бытие и ее атрибуты. Бытие и небытие.
...
20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).
Мы отражаемся небытием в бытии. Мы отражаемся и отражение нас пугает. Мы страдаем, и страдание порождает ужас. В бытии появляется небытие, в нас рождается ужас от этого зрелища. От этого понимание реальности исчезает, и мы погружаемся в субъективизм. Субъективизм - это когда стерты границы между собственным внутренним бытием и бытием вообще, а бытие и небытие становятся двумя сторонами единого пространства, в котором человек живет.
Беспредельность собственного бытия становится тождественной беспредельности небытия. Две стороны одного явления - все качества одного становятся качествами другого, взаимно отражаясь и при отражении переворачиваясь. Но все это происходит в человеке также, как в камере Обскура устроена система взаимно отражающихся зеркал для получения изображения. Представление о бытии - картина из камеры Обскура.
Но бытие - не отражение небытия, а значит и качества его другие. И исследовать природу бытия нельзя через понимания небытия, и наоборот. Бытие скрыто за системой зеркал человека. Бытие за изображением и отражением, которое рождается в сознании человека. Изображение - это язык, говорение о том, что видишь. А видишь небытие. Значит говорение происходит о пустом.
Говорение человека от пограничности между собственным бытием и бытием как таковым. Все неслучимости - это признаки небытия в человеке. Ложь, измена, отсутствие любви - показатели временности, а значит небытия, но небытия не во вне, не в бытии, а в самом человеке. Это ответ небытия другого небытию в самом себе. Это значит, что человек на грани бытия и небытия. На этой грани он внутри себя и на этой грани он сталкивается с другим и с миром во вне. Небытие мира, рожденное человеком, отвечает небытию внутри человека. Так перевертывается изображение на грани.
Эта грань проходит там, где есть пустота. Рождение пустоты, существование несуществующего - трагедия неслучимости. И это прежде всего трагедия человека, а не мира, потому что мир переживается каждым отдельным человеком, и со всех сторон мы слышим говорение - рефлексию небытия. И человек стал нуждаться в немоте, как в голосе бытия.
Немота - это не пустота абсолютного небытия, немота - это полнота смыслов бытия. Немота - это не пограничность, а погружение в глубину абсолюта. В немоте не существует баланса между бытием и небытием. Немотствующего небытие никогда не похлопает по плечу, он никогда не узнает неосуществленного - перед ним всегда смыслы, всегда бытие, всегда случающееся. Погруженный в бытие не желает, и не встречает неосуществленного.
Желание - убийца бытия, оно и есть граница между бытием и небытием. Вот хочу я чего-то и своей волей насилую окружающий мир и другого человека. Насилие - мать небытия. Оно рождается там, где нет возможности у мира и другого исполнить мое желание. Желание рождается от искаженного понимания моей воли. Вот нет, чтоб жить в бытии и чувствовать, что вокруг меня происходит. И бытие для меня становится полигоном исполнения моих желаний. Полигон - это небытие. Это место, где насилуют бытие небытием. Этот полигон не вне, а внутри самого человека.
Человек создает этот полигон, думая, что для реализации своих желаний, а на самом деле для себя. Человек не реализуется на этом полигоне, а насилуется собственным желанием. Не он испытывает бытие, а его испытывают на небытие. В этом проблема. Виноват человек - он создатель, а винит бытие, которое в нем живет.
Помолчал бы, - ан, нет, всех виноватит в том, что не случилось, в том, что изнасилован. А это его желание так реализовалось - как инструмент насилия, потому что реализовалось в небытии. Желать - значит не быть, быть - не желать, а реализоваться и слушать ответ бытия. Ждать ответ и отвечать. Всегда быть в ответе - это значит нести ответственность. Нести ответственность за поступок, а не говорение. Поступок - действие и немота.
Немота - осознание бытия, обвинение - признаки небытия на лице. Состояние немоты - это не состояние молчания. Молчит умный или дурак, а немота - это вне этих категорий, потому что немота наступает не от состояния ума, а от полноты смыслов. Немота - это состояние переполненности, которое наступает перед тем, как заговорят уста, это созерцание красоты бытия и его смыслов, это миг осознания, после которого наступает рефлексия говорения. И это уже говорение немотствующего. Это не говорение говорящего о говорении, а слова немого как рефлексия поступка в бытии. Слова бытия о бытии. Внутреннее бытие человека говорит бытию мира о своем и об общем, о том, что не слитно и нераздельно это бытие.
Говорящий немотец - это не эгоист, у его слова нет двух сторон, нет слов о бытии, в которых подтекстом просвечивает небытие. Его сознание не неваляшка, слоняющееся между абсолютами бытия и небытия. Он понимает, что одно трансформирует другое - бытие преображает небытие. Бытие человека создало некоторую массу, некоторую пустоту, в которой нет ничего, но просвечивает создавшее ее бытие, и это состояние приняло бытие мира. Но небытие при этом не абсолютно, оно создано для человека, который вместе с Богом ее преобразует. Необходимость преобразования небытия заключена не в Боге, а в человеке. Бог приобщает его к процессу творения бытия, обучает его быть творцом. Бытию нужен собеседник, а не потребитель. Для потребления есть небытие. Его потребляют, преобразовывают в желудке и получается продукт небытия - творчество человека. Продукт небытия - это не продукт питания, это отходы, своего рода отработанный материал.
Бытие отработать нельзя, следовательно,
это делается из небытия. Вложил смыслы
в небытие и пустота заполнилас
Отработанный материал небытия оседает в культуре, в ее традициях, в ее формах. Оно мешает - творчеству нужны другие формы, а небытие мешает - отрицает себя через всевозможные формы, созданные из него бытием. Противостояние бытия и небытия - это феномен культуры, когда небытие, как субстанция, противостоит самому себе, в топосах культуры.
А всему виной язык. Вот топос культурный - это язык, любой феномен культуры, даже знак, символ, образ - все это язык. И этот язык быта, а не бытия. Язык человека создан для комфорта, как придаток к быту. Быт человека - это не диалог с бытием, это проживание в быту. Это создание комфорта для тела. Язык родился из ощущение этого телесного комфорта. Он создан не для того, чтобы говорить о бытии, а для того, чтобы говорить о быте. Симуляция комфорта для души в комфорте быта. Масло масляное - а как удобно, мягко и тепло.
Что еще нужно человеку? Диалог с бытием - это всегда беспокойство, всегда поиски смыслов, а язык быта успокаивает, убаюкивает. Это не действующий логос, требующий творческого проявления - это комфорт. Увидели логос бытия греки и обрадовалась, стали по этому поводу рефлексировать. А рефлексировать кроме языка быта нечем, и вместо ответа логосу бытия, получилась лишь культура высказывания мысли по поводу.
Высказываться по поводу - это не переживать, а отстраненно наблюдать. Вот видим явление, нет, чтоб погрузиться в него, почувствовать, ли что-то еще сделать - нужно отойти в сторонку и порефлексировать по поводу о том, как было бы, если бы мы туда окунулись. Одно дело когда рефлексия по пережитому, а другое дело - симулятивная рефлексия по поводу воображаемого.
Рефлексия рождает язык. Симулировали рефлексию, и родился язык быта. Сквозь язык быта просвечивает отчуждение. Вот отошли от явления и только тогда смогли порефлексировать. Рожденный язык отгораживает от явления. А потом еще хотим, чтобы бытие не ускользало. Оно бьется в язык быта, язык, отчуждающий человека от явления. И это еще один аспект небытия человека.
Вот явление бытия, и от него вдалеке стоит человек и рефлексирует как будто участие принимает, отчуждается, язык создает, чтобы комфортнее о явлении сказать можно было. В «как будто» скрыто небытие, завеса. И смотрит человек через призму языка быта на явление, а перед ним все расплывается, ускользает, то стул виден, то нет. А все потому что человек его к комфорту применяет, всегда утилитарный вопрос ставит - применимо для человека или нет. В этом специфика языка быта - рассматривать потребительские способности явления бытия.
Бытие не позволяет его потреблять, скрывается, ускользает, а человек сердится. Он родился в бытии и оно должно ему за это множество явлений пережить дать. А бытие свое дело сделало - жизнь дало, а дальше только в диалоге возможно соединение. Вот протягивает бытие человеку логос, а он за этот логос уцепиться норовит, схватить и прикарманить. Бытие отдергивает, человек плачет - бытие ускользает, и вместо бытия ему видится в неисполненном желании небытие. А бытие-то тут причем? Человеку безразлично - раз отдергивает, раз не дает, раз желание не исполняется, значит, бытие имеет в себе небытие и все время к человеку небытием поворачивается.
И потом, человек создал язык быта для собственного комфорта - назвал явления бытия необходимыми для человека предметами, которые он в быту использует, то есть язык человека совсем для других целей существует, для устроения быта, значит для комфортных. А раз бытие использоваться не дается - значит, небытие, если не отвечает на запрос - снова проявление небытия. Человек даже в диалоге с бытием хочет, чтоб бытие подстраивало свой язык к его бытовому. Нет, чтоб почувствовать, требует, чтоб выучило человеческий, чтоб свои законы под человека подстраивало, с ним считалось.
Эгоцентрические позиции человека
по отношению к бытию проявляются
в пустотах - в небытии. Это не
ответ бытия, это небытие человека-
Говорит человек о явлении, мысли и догадки высказывает, а сказать толком, что происходит - не может. Нет возможности - не видит, отгорожен языком быта. Отсутствие возможности - признаки небытия. Язык быта - виновник. Он и рождает небытия бездействием. Если язык бытия - действие и само по себе явление, то отстраненный язык человека от явления бытия и собственного происшествия - пустое говорение. Комфортность бесполезного говорения и открывает небытие. Небытие питается пустотой комфортных слов.
Когда человек действует - он молчит. И так соприкасается с бытием. Молчаливый язык быта - первый шаг к налаживанию контакта с бытием. Говорение в момент явления - уже рефлексия не по поводу. Здесь и рождение нового языка, а значит приближение к бытию. Но не с целью схватить его за хвост и сказать: «Вот ты какое бытие. Почему ускользало?», а для диалога.
Говорение и слышание - великое событие, происходящее явление, факт биографии, когда это происходит в момент рождения говорения. В этом новый язык. И он уже не потребитель, он нужен не для потребления бытия, то есть его понимания, а для диалога с ним, то есть для совместного творческого акта. И тут уже возникает понимание. И это явление.
Бытию ускользать смысла не имеет - его человек поймать не хочет. Так проявляется любовь. И мы знаем об этом, когда свое собственное бытие соотносим с бытием другого человека. Давно поняли, что потребительские позиции по отношению к другому вызывают ускользание. Бытие - это другой. Оно также личностно, потому что бытие, которое от нас ускользает - это бытие Другого, то есть Бога.
Бытие не безличностно - просто бытие и все, безотносительно. Оно личностно - мы всегда апеллируем к бытию личностному, к бытию Создателя, значит к бытию Бога. Бытие не самопроизвольно. Иначе бы бытие человека было бы тоже самопроизвольно и отделено от человека. А отделен от человека только быт, его вещи мы отдельно можем взять и потрогать, сам от себя человек отчужден и от своего быта языком. Но это проблема человека. И это отчуждает его от бытия, рождая этим отчуждением небытие.
Бытие бытия - другая история. И это история Бога. А также и человека, вступившего с Ним в диалог, отбросив язык быта и потребительские способности.
Начали с языка, языком и закончили. Бытие и быт упираются в язык, в сам процесс говорения. У бытия язык - явление, у быта язык - отчуждение от явлений. И получается, что проблема комфортности быта - это проблема небытия, потому что связана с отчуждением от явления бытия. Отчуждение от бытия - небытие. Но виновен в этом сам человек, а не бытие.
4. Движение и его формы. Естественнонаучное обоснование единства бытия и движения.
Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие.
Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из к-ых х-ся своей системой закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровеь), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.
Движение материи - не только механическое
перемещение тел в