Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:02, шпаргалка
1. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире.
2. Взаимосвязь философии, естествознания и технических наук. Роль философии в формировании инженерной культуры.
3. Бытие и ее атрибуты. Бытие и небытие.
...
20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).
Итак, две основные ориентации в буржуазной философии в исследовании времени: наука целиком поглощает время и время находится вне сферы науки. При этом слабо (в зародыше) проявляется тенденция к осознанию бессилия этих направлений в объяснении сущности времени. Проанализировать действительное содержание временных представлений, которые дает нам наука, вот задача, встающая перед современным исследованием.
Реальный процесс осознания временности материального мира сложен. Он минует крайности сциентизма и антисциентизма. Наука расширила наше знание о времени, но, будучи элементом сложной системы человеческой культуры, она не является изолированной, ее позиция в познании времени не самодовлеющая, а связана с другими сферами осознания временности и вечности бытия.
Научное познание представляет собой
сложный многокомпонентный
Эмпирический уровень включает в себя иные факты о единичных событиях, полученных процессе наблюдения, измерения, экспериментирования и эмпирические закономерности, позволяющие истолковывать и предсказывать факты. Теория, которая представляет собой совокупность утверждений об абстрактных теоретических объектах в единстве с философскими принципами, обеспечивает объяснение и систематизацию эмпирических закономерностей. В реальном процессе развития науки эти компоненты научного знания находятся в единстве, пронизывая друг друга.
Изучение взаимной связи, взаимного
внимания различных элементов культуры
в процессе развития общества, в
частности взаимоотношения
***
Основные формы существования материи. Доказательство Гегеля: пространство и время не могут быть незаполненными, поэтому они присущи некоей материи, вместе с которой движутся. Отношение к материи – являются ли время и пространство реальными или это абстрактные понятия. Идеалисты – только формы индивидуального сознания. Априорные формы чувственного созерцания /Кант/ - идеальная форма переживания реальности, как бы вместилища процессов, которые происходят в жизни.
Категории абсолютного духа, врожденные идеи /Гегель/.
Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие систем. Пространство – свойства: протяженность, трехмерность. Симметрия и асимметрия. Внешние формы. Размеры. Местоположение. Границы. Прерывность и непрерывность. Бесконечность и безграничность. Пространство одной системы незамкнуто и какими-то своими частями переходит в другое пространство. Большое пространство делится на бесконечное число пространств.
Время – длительность, последовательность смены состояний и развития. Длительность образуется от следующих друг за другом определенных интервалов времени – составляют весь период существования объекта. Время каждого объекта конечно и прерывно, но время системы непрерывно и бесконечно. Во времени происходят все изменения – как объектов, так и систем.
Время одномерно, асимметрично, необратимо
и направленно от прошлого к будущему.
Проблема необратимости времени
– серьезный вопрос философии (Федоров).
Есть и теории кольцевого времени, и
пересечения временных
Материализм – объективный характер Времени и пространства неотделимы от материи, универсальность и всеобщность. Пространство отражает порядок сосуществующих вещей. Время – последовательность. Время необратимо и линейно – к будущему. В мире нет систем, не обладающих временными - пространственными характеристиками.
В пространстве функционирует синхронное развитие и взаимодействие. Во времени – диахронное (то есть момент возникновения и умирания в процессе развития).
Движение является сущностью Пр. и времени. Неотделимы. Не бывает не движимых времени и пространства. Ньютон – самостоятельные категории, движущиеся отдельно от материи и движения.
Есть точка зрения, что пространство есть пустота, вакуум /Демокрит, Эпикур/. Время – равномерно.
Реляционная концепция – Лейбниц. Пр и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Временно-пространственные свойства меняются в зависимости от местонахождения объекта в микро-, макро- и мегамире. К этой версии примыкает и теория относительности: неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (ХРОНОТОП) – единая пр-во структура мира. Современная наука – пространство не пусто, время не одинаково для всех объектов. Система – есть одинаковость и постоянство.
АНОМАЛИИ: Есть понятие «биологических часов» - космическое неопределенное время, отпущенное организмам. Химические реакции. Не зависит от времени суток. Лунный календарь и григорианский календарь. Социальное время – эпохи. Сакральное пространство – алатырь, Иерусалим, Москва – ближе - дальше от него. Сакральное время – Рождество Христово. Социальное пространство – сокращение пространства техникой. Пространство города и деревни. Общественная ситуация. На ранних стадиях – развитие идет медленно, тысячелетиями. Сегодня – уплотнение времени, скорость развития науки – компьютер. Вся техника – этот век. Невиданный динамизм времени. Расширение пространства – от открытия всего мира до открытия космоса. Объем мира изменяется. Социально-историческое время ползет неравномерно. Революционные преобразования и стагнация.
Августин отвергает взгляды тех античных философов, которые время ставили в зависимость от движения небесных тел: ведь и они созданы богом. Согласно его пониманию, время является мерой движения и изменений, присущих всем "сотворенным" конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, но оно проявляется как следствие божественного творения и одновременно с последним. Меру же изменений вещам дал бог. Время есть отсчет Бога, данный человечеству. Августин попытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. Приведение, как будущего, так и прошлого к настоящему доказывает божественную, совершенную абсолютность. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим. Августиново понимание противоположности абсолютной вечности бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения. Мы не можем знать и быть в будущем и прошедшем, ибо не вечны, как Господь.
Кант опроверг Юма и выдвинул идею «чистого познания» - то есть абстрактное моделирование, геометрические формулы. Математика. А раскрытие познания не расширяет знания, а только выявляет то, что в предмете уже содержится. Понятие пространства – есть полностью абстрактное пространство, оно не дается эмпирически. Пространства в реальности нет. Мы в геометрии исходим из абстрактного понятия. Пространство не воспринимается человеком – это и есть чистое познание.
Пространство и время не только априорны, но и обязательны для всех людей. Гарантия объективности восприятия внешнего мира. Единая организация чувственности.
Пространство и время – не «вещи в себе», а вещи в нашем сознании.
*** *** ***
Представления о времени как о некоторой универсальной, всеобщей, равномерно текущей сущности исторически обусловлены тем, что на протяжении нескольких столетий в сознании ученых безраздельно господствовала ньютоновская концепция времени. Изменения же, которые внес А.Эйнштейн в представления о времени, коснулись только физического мира. Причем вскрытая теорией относительности зависимость течения времени от относительных скоростей движения материальных систем и от характера распределения и движения масс спустили понятие времени с "недосягаемых высот априоризма" (А.Эйнштейн) и поставили в один ряд с другими фундаментальными физическими свойствами материального мира. Более того, предложив исключительно операциональное определение времени как того, что измеряется общеизвестными часами14, А.Эйнштейн вообще изгнал из физики "метафизический" вопрос о сущности времени15. Если учесть авторитет И. Ньютона и А. Эйнштейна в вопросах о сущности времени и те колоссальные успехи, которых достигла современная физика, используя общепринятые способы измерения времени, то можно будет понять, почему многие исследователи считают, что “даже при поверхностном рассмотрении становится ясным, что изучение времени является задачей физики” /Рейхенбах, 1962, с. 20/.
Поэтому не удивительно, что при рассмотрении таких проблем, как природа (сущность) времени, его прерывность и непрерывность и т. д., все внимание исследователей, как правило, было обращено на анализ зависимости свойств времени от тех или иных физических свойств материальных систем и процессов. Что же касается таких свойств материальной действительности, которые не входят в компетенцию физики, то предполагалось, что они к решению круга вопросов, связанных с выяснением сущности и свойств времени, отношения не имеют.
Подобный подход к проблеме времени связан с широко распространенным убеждением в том, что, измеряя время при помощи обычных часов, мы продолжаем иметь дело со временем как философской категорией. Отождествление философской категории времени с физическим понятием "время"16 было бы вполне оправдано, если бы было доказано, что задаваемая вращением Земли метрика времени представляет собой единственно возможную в том смысле, что любая другая принципиально возможная метрика эквивалентна ныне используемой. Переход к любой другой метрике вел бы лишь к изменению численных значений тех физических констант и производных единиц физических величин, в размерность которых входит размерность времени, и оставлял бы без изменений структуру физических законов мироздания, в силу чего сохранялась бы неизменной вся физическая "картина мира". Вместе с тем анализ современного состояния проблемы множественности форм времени привел нас к предварительному выводу о том, что качественное своеобразие, по крайней мере, таких форм времени, как общеизвестное физическое и вводимое некоторыми биологами биологическое время, связано с существенными различиями их метрик.
Учитывая ту роль, которую в современном естествознании и прежде всего в современной физике играет именуемый "временем" параметр и те достижения современной науки в измерении времени, которые позволили глубоко проникнуть в строение и законы материального мира, вполне естественно было бы предположить, что физики уже давно выяснили, на чем основано наше представление о конгруэнтности временных интервалов, и в том числе единиц измерения времени, и какова природа временной метрики. Поскольку ответы на эти основополагающие вопросы нужны каждому, кто вступает в современную науку, то они, как исходные понятия науки, должны содержаться, по крайней мере, в наиболее серьезных, наиболее фундаментальных пособиях по современной физике. Такое ожидание тем более справедливо, что среди ученых широко распространено мнение, что “изучение времени и его конкретных взаимных связей с пространством, движением - задача физической науки” /Чернин, 1987, с.209/. И если при этом мы не можем требовать от физиков ответа на вопрос: что такое время как философская категория, то вправе ожидать от них ответа на вопрос: что такое время как физический параметр, а также: на чем основана их уверенность в том, что следующие друг за другом и поэтому непосредственно между собой не сопоставимые единицы измерения времени (например, секунды) конгруэнтны между собой?
Обратимся к широко известному, выдержавшему
несколько изданий и
Как и любая физическая величина, считает Д.В. Сивухин, время характеризуется некоторыми числами, и задача измерения времени заключается в том, чтобы “выяснить, с помощью каких принципиальных измерительных операций эти числа могут быть получены. Тем самым устанавливается и точный смысл самих этих чисел” /Сивухин, 1989, с. 24/. Таким образом, "точный смысл" времени как физической величины определяется теми операциями, при помощи которых измеряется время.
Что же такое "часы"? “Под часами понимают любое тело или систему тел, в которых совершается периодический процесс, служащий для измерения времени”, и далее в качестве примеров подобных процессов автор указывает на “колебания маятника с постоянной амплитудой, вращение Земли вокруг собственной оси относительно Солнца или звезд, колебания атома в кристаллической решетке, колебания электромагнитного поля, представляемого достаточно узкой спектральной линией, и пр.” /Там же/. Основное требование, которое предъявляется к часам, - это равномерность их хода. Но Д.В. Сивухин вполне резонно замечает, что “убедиться в одинаковости следующих друг за другом промежутков времени можно только в том случае, когда мы уже располагаем равномерно идущими часами” /с. 25/. Выйти из этого замкнутого круга автор считает возможным только путем соглашения. “Надо условиться считать какие-то часы по определению равномерно идущими. Такие часы должны рассматриваться как эталонные или основные часы, по которым должны градуироваться все остальные” /с. 25/. Далее он пишет, что в принципе любые часы могут быть приняты за эталонные. При этом выдвигается дополнительное требование, а именно: “ эталонные часы должны быть достаточно "хорошими" и прежде всего обладать высокой воспроизводимостью” . /Там же/. “ Это означает, что если изготовить с возможной тщательностью много "одинаковых" эталонных часов, то они с большой точностью должны идти одинаково, независимо от того, изготовлены ли они одновременно или между моментами их изготовления прошло длительное время. Например, песочные часы дают несравненно худшую воспроизводимость, чем маятниковые часы” /Там же/.
Однако при этом не учитывается, что если у нас нет никакого иного способа измерять время, помимо этих "стандартных" часов, то и нет способа сопоставлять между собой ходы двух разнесенных во времени "одинаковых" часов.