Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
• деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.
42.Культура как общественное явление.
Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
В философии в понятие "культура" вводится оценочный момент и соотносится с понятием "цивилизация". Но здесь возможны различные подходы. В первом случае, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Во втором случае, цивилизация трактуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которых характерно появление городов, письменности, сознательная (социальная) стратификация и формирование национально-государственных образований.
В третьем случае, цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее "закат" или упадок.
В современной философии можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.
В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. При таком подходе культура включает в себя результаты материального и духовного производства и истолковывается как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой. Через культуру происходит единение природного, рукотворного, духовного и социальных миров. И основой этого соединения человек выступает как субъект деятельности, познания, общения и проживания.
Каждый тип культуры, как и культура в целом, является результатом деятельности человека и представляет собой многообразие изменений природы и общества. Сразу отметим, что культура- это не только результат деятельности человека, но и способ его существования( человек- результат культуры), то есть содержание культуры определяется содержанием человеческой деятельности( и наоборот). Культура представляет собой многообразие изменений природы. Человек не только творение природы, но он и сам творец. Следовательно, культура есть опосредованная субъектом деятельности “натура” (природа). Человек- единство “натуры” и культуры. Культура- это все искусственно сотворенное человеком, “ вторая среда”, которую человек “наслаивает” на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, идеи, верования, привычки, социальную организацию, технологические процессы, системы оценок и многое другое.
Поскольку человек, поднявшись на вершину духовного бытия, остается все же физическим, биологическим существом, ему необходимы материальные по содержанию и функционированию формы деятельности.
В материальной культуре
мы различаем три области
Вторая сфера материальной культуры – техническая деятельность, направленная человеком не на самого себя, а вовне и имеющая целью создание вещей так называемой “второй природы” (преобразование экологической ниши). Предметами материальной культуры становятся вещи, которые предназначены для материального же функционирования.
Но есть и третья область
материальной культуры, которую чрезвычайно
важно не потерять из виду. Это сфера
социально-организационной
Почему же материальная деятельность исчерпывается в культуре только тремя способами опредмечивания? Потому, что она соотносится с тремя исходными для нее формами бытия- с природой, человеком и обществом. Рассматривая культуру как качественную характеристику осуществляемой деятельности, можно обнаружить еще одно основание деления, образуемое двоякими возможностями мотивации деятельности – целенаправленной и самоцельной. Первая рождает труд в широком смысле этого слова, подразумевающем любые действия, преследующие некую внешнюю для них цель. Вторая мотивация деятельности рождает игру, то есть возможность превращения любой деятельности в игру, когда ее целью становится сам процесс, а не его результат. Целенаправленная деятельность во всех своих проявлениях (не только в духовном производстве) принадлежит к культуре по своей сути, так как цель как таковая есть продукт культуры, а не биологической активности. Игра есть феномен культуры. Она сущностно отличается от игр животного мира, поскольку является не инстинктивным биологическим регулятором поведения особи, а свободно избираемым и свободно осуществляемым типом деятельности. Принадлежнос