Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.doc

— 830.00 Кб (Скачать файл)

o Техника в  современном мире тесно связана  с технологией, а та, в свою очередь, со всем комплексом естественнонаучного и технического знания. Уровень развития техники напрямую зависит от уровня научного и технологического развития общества, а опосредованным образом - от культурного уровня общества в целом.

39) Методология  научного познания. Диалектика как  философский метод познания.

Качество научного познания определяется рядом факторов: во-первых, подготовленностью субъекта познания - ученого, во-вторых, объектом познания, и, в-третьих, тем, как совершается  процесс познания. Способы организации  познавательной деятельности систематизированы в научной методологии - учении о логической организации, методах и средствах научной деятельности; системе определенных способов и приемов, применяемых в науке).

Перечислим специфические  свойства науки, которые интересны  с точки зрения научной методологии:

1. Наука универсальна: полученные знания истинны для  всей Вселенной.

2. Наука фрагментарна: предмет ее изучения не бытие  в целом, а различные фрагменты  реальности или ее параметры,  а сама наука

подразделяется  на отдельные научные дисциплины. Каждая научная дисциплина является определенной проекцией познания мира, она как прожектор, высвечивающий области, представляющие в данный момент интерес для ученых.

3. Наука общезначима:  знания и язык науки однозначны  и пригодны для всех людей,  наука способствует объединению людей, жийущих в самых разных уголках планеты.

4. Наука обезличена: ни индивидуальные особенности  ученого, ни его национальность  или место проживания никак  не влияют на результаты научного  познания.

5. Наука систематична: она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором отдельных частей.

6. Наука как  творение человечества не может  быть завершена: количество научного  знания непрерывно растет, но  оно конечно, а Вселенная бесконечна  и, следовательно, возможное знание  также бесконечно.

7. Наука преемственна: новые знания в своей эволюции  определенным образом и по  определенным правилам всегда  соотносятся со старыми знаниями.

8. Наука самокритична: даже самые основополагающие  результаты могут быть поставлены  под сомнение и пересмотрены.

9. Наука достоверна: научные результаты и выводы  проходят проверку по определенным, сформулированным в науке правилам.

10. Наука внеморальна:  научные истины нейтральны в  морально-этическом плане, а нравственные  оценки могут относиться либо  к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11. Наука рациональна:  процесс получения знания представляет  собой рациональные процедуры и основан на законах логики.

12. Наука чувственна: ее результаты могут быть подвергнуты  эмпирической проверке с использованием  чувственного субъективного восприятия.

Перечисленные свойства науки можно свести в  «методологическую матрицу» науки (рис.12), в строках которой представлены диалектические пары противоположностей, а в столбцах - сильные и слабые стороны науки как общественного явления. По диагоналям матрицы можно определять не только перспективы, но и проблемы науки, связанные с используемой методологией. Например, совмещение способов и методов, обеспечивающих реализацию свойства «рациональность» (1-й столбец, 6-я строка) и свойства «незавершенность» (2-й столбец, 3-я строка) приводит к бесконечности процесса познания; совмещение способов и методов, обеспечивающих реализацию свойства «общезначимость» (1-й столбец, 2-я строка) и реализацию свойства «внеморальность» (2-й столбец, 5-я строка) приводит к угрозам техногенных катастроф и т.д.

универсальность общезначимость

Современная наука  выявила в основаниях методологии социально-исторические, человеческие, личностные и культурные корни. Это привело к формированию новых познавательных установок, схем деятельности и интеграции их в повседневную научную деятельность. Сегодня это особенно важно, т.к. действия и поступки людей, их общение и мышление все в большей степени утрачивают черты стереотипности; растет роль оригинальных человеческих ориентиров при решении жизненных задач. Культура обновляется и стимулирует сдвиг научной методологии в сторону гуманитаризации способов и методов познания.

При оценке роли методов и способов познания недопустимо  впадать в крайности:

•недооценивать  методологические проблемы - «впадать в методологический негативизм»;

•преувеличивать значение методологии, считая ее более  важной, чем предмет исследования, превращать метод в некую «универсальную отмычку» - «впадать в методологическую эйфорию».

В современной  методологии существует многоуровневая концепция. Организационные приемы, методы и средства научного познания можно разделить на четыре уровня:

•философский, который определяет высший уровень  абстрагирования в познании, и  к которому относятся диалектические, материалистические, аналитические, интуитивные, феноменологи¬ческие, герменевтические и др. методы познания; философские методы не поддаются формализации и математизации, они определяют общую стратегию исследования и прямо не определяют ни практические шаги, ни результат познания; ошибка на философском уровне может завести всю программу исследования в тупик;

•общенаучный, предполагающий использование общенаучных подходов, которые основываются на таких понятиях, как информация, модель, структура, функция, система, оптимальность, вероятностью т.п.; на общенаучном уровне происходит интеграция философского знания

с частнонаучным;

•частнонаучный  или дисциплинарный, который конкретизирует способы, исследовательские приемы и процедуры, применяемые в той  или иной науке и соответствующие  основным видам исследуемых, в этой науке отношений - преобразования, превращения, обмен энергией или информацией и т.д.;

•междисциплинарный, который предполагает использование  совокупности интегративных способов исследования, например, при выполнении комплексных научных программ.

Методология - это  сложная, динамичная, т.е. модифицируемая в зависимости от конкретных условий, целостная, субординированная система способов, приемов, сфер деятельности, направленности, эвристических возможностей и т.д. В то же время методология - лишь вспомогательный фактор творческой деятельности человека. Она включает в себя и силу, и гибкость ума ученого, глубину его воображения, развитость фантазии, интуицию и т.п.

Методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень хорошему методу»  и не является простой суммой отдельных  научных методов. Все методы познания существуют как элементы единого процесса познания, в котором обеспечиваются специфические свойства науки, поэтому важным является обеспечение методологического плюрализма, гармоническое единство методов всех уровней.

Диалектический  метод познания рассматривает все явления и процессы во взаимосвязи, развитии и взаимообусловленности. Диалектика, как наука, вначале возникла как искусство ведения спора: именно это явление в переводе обозначает слово «диалектика». Диалектический метод познания мира был основан Сократом и получил дальнейшее свое развитие благодаря софистам. Диалектика как метод познания и анализа действительности была предложена вначале Гераклитом (все знают его знаменитое выражение «Все течет, все изменяется»), а впоследствии развито Зеноном, Кантом и другими последователями. Но абсолютно законченную и совершенную форму диалектике придал именно Гегель. Поэтому диалектический метод познания в том виде, в котором знаем его мы, разработанный и представленный Гегелем, называется гегелевской диалектикой.

По выражению  Гегеля, диалектический метод познания является «движущей душой истинного  познания», и базируется на принципе, вносящем в содержание любой науки  внутреннюю необходимость и связь.

Гегель, развивая диалектический метод исследования, проанализировал все важнейшие и основные категории философии, и сформулировал три основных  закона диалектики.

Первый закон  – это закон перехода количества в качество и наоборот. Этот закон  описывает и определяет механизмы  саморазвития. Для того, чтобы свободно оперировать понятием  «качество», «количество» и «мера», Гегель дал им определения и назвал тремя формами бытия идеи. Качество основоположник диалектики называл внутренней определенностью предмета или явления, которое в целом характеризует этот предмет или явление. Качественное разнообразие явлений жизни и предметов представляет их специфику, то, что дает возможность отличить один предмет (явление) от другого, придает неповторимость и характерные черты.

Гегель утверждал, что качественная характеристика любого предмета выражается его свойствами, и назвал свойства предмета способностью определенным образом сочетаться, взаимодействовать и соотноситься с другими явлениями или предметами.

Указывая на переход количественных характеристик  в качественные, Гегель акцентировал внимание на обратном процессе: переход качества в количество. Бесконечные переходы одного в другое вовсе не отрицают наличие определенных свойств предметов или явлений, а только свидетельствуют о том, что в определенный момент времени конкретное свойство предмета может замещаться другим качеством, что означает появление новой меры – то есть единства качества и количества . Это преобразование дает возможность появиться новому качеству предмета, которое, в свою очередь, приведет к переходу в новое количественное измерение.

Второй закон  диалектики называют законом единства и борьбы противоположностей (закон  взаимопроникновения). Характеризуя второй закон Гегель апеллирует к понятиям «тождества», «различия», «противоречия», «противоположность». Любое явление, по Гегелю, представляет собой результат внутренних противоречий и отрицания сторон и тенденций. Поэтому в диалектике Гегеля стороны единого целого являются противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности.

Третий закон диалектики именуют как «отрицание отрицания». Он характеризует собой всеобщий результат и направленность эволюции. Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового, переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в развитии, и, наконец, утверждение нового.

40) Понятие  общества. Различные конструкции  в объяснении общественной жизни.  Идеализм в понимании общества

Общество — постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы, и тесно с ней связанная часть материального мира.

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических  подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни. В современной  социологии существуют три основных подхода: функциональный (функционализм), конфликтологический (теория конфликта) и символический интеракционизм. Мы будем возвращаться к ним на протяжении всего учебника.

Структурно-функциональный, или, проще говоря, функциональный подход, сформировался на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма (см. § 1.2). Его представители рассматривают общество в целом и уделяют главное внимание макроаспектам социальной жизни. В 1950-е - в начале 1960-х гг. функциональные теории Т. Парсонса и Р. Мертона заняли центральное место в американской социологии. Более того, некоторые сторонники этого подхода утверждали, что он практически синонимичен социологии.

Социальная система. Функционалисты исходят прежде всего  из того, что общество - это система. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом в течение определенного времени. Функционалисты акцентируют внимание на частях общества (отдельных подсистемах), особенно на его важнейших институтах - семье, религии, экономике, государстве, образовании. Они идентифицируют структурные характеристики институтов подобно тому, как биологи описывают основные свойства организма, а затем определяют функции институтов.

Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на нее сил. Таким образом, изменение в одном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом. Например, понижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на рождаемости. Это ведет к сокращению в школах набора учащихся, а далее - к закрытию школ. Некоторые институты могут меняться быстрее, чем другие, вызывая дисбаланс в социальной системе.

Функции и дисфункции. В системном анализе функционалисты уделяют большое внимание функциям, которые выполняют части системы, особенно институты, роли, модели культуры, социальные нормы и группы. Функции - это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"