Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
* научно-теоретическое
осознание абсолютной идеи в
ее всеобщем содержании в виде
системы категорий. Категории
находятся в состоянии
* природа как необходимое
в развитии абсолютной идеи. Через
природу абсолютная идея
Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним человеческий дух,
Но у Гегеля идея - это субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении, от чувственных форм до абсолютных знаний.
Гегель характеризовал
Гегель дал обобщенный
диалектический анализ всех важнейших
философских категорий и
1. переход количественных изменений в качественные
2. взаимопроникновение противоположностей
3. отрицание отрицания
Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы анализа действительности:
* восхождение от абстрактного к действительности
* соответствие исторического и логического
* принцип всесторонности
Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его - самопознание, то познание как таковое ограничено
Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно.
мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.
По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо.
Добра в мире
не существует, это лишь краткий
миг отсутствия страдания.
Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру – мир трагический, наполненный космической жизненной стихией. Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка языческой мифологии.
Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток творческой энергии.
Счастье – в
возможности совершить
Н. отвергает жалость и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти.
Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она не знает и не хочет знать истины. Именно на исключении моральных критериев основан имморализм Н.
Путь Н.: от имморализма - через нигилизм - к идее сверхчеловека.
Томас Манн: о последствиях претворения философии Н. в жизнь: «Н. – чистейший
13 Русская философия 19 -20 век. Представители
Р.Ф. – самостоятельная часть русской культуры. Она формировалась вместе с народом, с его самосознанием. Имеет свой особый характер:
1 Религиозная форма Р.Ф.
2 Антропоцентризм – человек в центре мира.
3 Пристальное внимание к общественно – политической проблеме. Ставятся такие вопросы, как вопросы о роли России в мировой цивилизации, о ее судьбе, путях развития и преобразования.
4 борьба словянофильства и
5 тесная связь философии с лит-рой и искусством
Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта.
В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума.
Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной жизни человека. Представляет синтез идей запада и востока.
Вл. Соловьёв создал целостную философскую систему, охватывающую онтологию, гносеологию, этику, эстетику. Он выполнил задачу органического синтеза философской мысли
Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА.
Основной принцип всеединства - "Все едино в Боге".
ЗНАНИЯ представляет собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного).
Бердяев развивал теорию персонализма. Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр своей философии Бердяев ставит человека.
14 Вопрос: Диалектический материализм, позитивизм, философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм, философия науки
1 Диалектический материализм
Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:
История
Основные положения диалектики были сформулированы Гегелем в форме диалектического идеализма и восприняты Марксом в пору юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века. Большое внимание Гегель уделял вопросу перехода количественных изменений в качественные («узловые точки развития»). Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил, перевод диалектики на базу материализма и придание им формы целостного учения.
Понятие
Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.
Основными принципами диалектического материализма являются:
Функции
Диалектический материализм выполняет ряд важных функций.
2 Позитивизм
Позитивизм — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Цель
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой, найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания.
Этапы развития позитивизма
Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:
1) Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Герберт Спенсер (1820—1903 года).
2) Эмпириокритицизм —
3) Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
4) Постпозитивизм —
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века) (предложил термин).
В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Стадии человечества
Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога.
Фетишизм - человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
Монотеизм - открывается главная первопричина — Единый Бог.
Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии.
Идея эволюции
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию.
3 Философия жизни
Философия жизни — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Ницше, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Шопенгауэр, Шелер.
Понятие "жизнь" многозначно
и по-разному толкуется в
Биологически-
"Исторический" вариант Философии жизни исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры
Другой вариант Философии жизни связан с истолкованием "жизни" как некоей космической силы, "жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого - в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм;
Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством.
4 Экзистенциали́зм
Экзистенциали́зм — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Содержание учения
Сторонники версии экзистенциализма как философского учения различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Бердяев,) и атеистический (Хайдеггер, Сартр).