Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Специфика философских проблем и структура философского знания.
Философия Древнего Китая и Древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская религиозная философия.
Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
Философия ХХ века и ее основные направления.
Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Сознание, его происхождение и структура.
Общественное сознание, его структура и формы.
Сознание и бессознательное.
Мышление и язык.
Проблема познаваемости мира в философии.
Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.
Реальное многообразие бытия может быть разделено на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное. Взятые в совокупности, они исчерпывают все реальные формы и конкретности бытия. Критерием их различения может быть принцип, предложенный Б. Спинозой; «causa sum» (причина самого себя).
К материальному бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объективная реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления человеческой и общественной жизни. Дело в том, что даже различные духовные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, знаки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-материальные носители.
Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, так как в своем существовании оно испытывает определенную зависимость от материального бытия. Однако в реальной человеческой жизни эти виды бытия взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование человека и общества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию.
Единство природы, культуры и человека обусловлено, во-первых, их историко-генетической связью. Эволюция природы объективно подготовила условия возникновения человека и общества. Во-вторых, природа есть объективная основа существования человека и общества. В-третьих, деятельность человека приводит к возникновению так называемой «второй природой», общества и культуры, она приводит не только к изменению мира вообще, но и мира человеческой жизни, и самого человека. Таким образом, проблема бытия как совокупность реальности приобретает особый смысл при решении вопроса о человеке и его месте в мире. Вся история человеческой цивилизации связана с необходимостью согласовывать деятельность общественного человека с возможностями природы, но всегда оставляя открытый вопрос: каковы принципы этого согласования – паритетность или приоритетность лежит в их основе?
Всеобщие связи бытия проявляются через связи между единичными сущими. Поэтому, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. К основным формам бытия относятся:
МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю.
В домарксовском материализме господствовал субстратный подход к понятию материи: либо материя отождествлялась с какими-то конкретными «первокирпичиками», из которых построено мироздание (корпускулами, атомами, веществом, энергией и т.д.), либо делалась попытка отыскать некую единообразную материю, которая существует наряду с конкретными вещами. Оба эти подхода были отвергнуты диалектическим материализмом.
Первый подход был отвергнут потому, что он связывал философскую концепцию мироздания, решение основного мировоззренческого вопроса с существующей на данный исторический момент естественнонаучной картиной мира. Философия же не должна быть связана ни с какими конкретными естественнонаучными представлениями о материи. Для нее важно выработать такое понимание материи, которое характеризовало бы её любые формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем. Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» подчёркивал, что материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов.
Недостаток второго подхода состоит в возможности оторвать материю от её конкретных форм выражения. Критикуя эти представления, Энгельс указал, что философы и естествоиспытатели, ставя перед собой цель отыскать единообразную материю как таковую, поступали точно таким же образом, как если бы вместо груш, вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечных многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из них не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая связи и взаимодействия, составляют материальную действительность.
Классическое
для диалектического
Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, – это свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания конкретного человека и человечества в целом. Это определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности материального или идеального бытия. В нем содержится указание на вторичный, производный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется здесь как отражение материи: материя «копируется, фотографируется, отображается ощущениями». На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, которые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с рациональной стороной под воздействием окружающего мира формируется эмоционально-волевая компонента сознания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее её высшей стадии развития, когда в процессе развития сформировалась человечество. Таким образом, категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции. Всё многообразие бытия здесь рассматривается как производные от материи виды и формы её проявления.
Атрибуты материи: движение, пространство и время. Мир представляет собой движущуюся материю, имеющую бесконечный ряд уровней организации. Любое конкретное явление, процесс, отношение (и духовное, и материальное) подвержено изменениям. Специфика динамики мира воспроизводится с помощью категорий «движение», «развитие», «покой».
Движение есть изменение вообще. Это определение является предельно широким. Имеется в виду любое изменение, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением (Энгельс). По отношению к материи движение есть способ ее существования. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, порождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих процессов происходит развитие мира. Развитие – это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения:
При характеристике движения важны ответы на три вопроса:
Метафизический материализм, основываясь на механическом понимании мира, утверждал, что
Философия и наука новейшего периода обосновали диалектический подход к пониманию движения как способа бытия материи:
Известная классификация форм движения, предложенная Энгельсом (механическая – физическая – химическая – биологическая – социальная), не отменяет возможности иных подходов к проблеме форм движущейся материи. Три основных принципа классификации:
1).Каждая форма движения связана с определённым материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.
2).Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.
3).При определённых условиях формы движения материи переходят друг в друга.
Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы бытия материи.
В философии с давних времен и до наших дней существуют две концепции пространства и времени – субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция (Демокрит – в философии, И. Ньютон – в науке) рассматривает пространство и время как реальности, не зависимые друг от друга, от материальных тел и их движения, однородные, непрерывные и бесконечные. Пространство есть пустое вместилище тел, а время – пустое вместилище событий.
Реляционная концепция (Аристотель – в философии, А. Эйнштейн – в науке) – рассматривает пространство и время как специфические отношения между объектами мира и тем самым лишает их самостоятельного существования. Они – особые характеристики материального мира, выражающие отношения координации взаимодействующих систем.
Современные философия и наука более тяготеют к пониманию пространства и времени в духе реляционной концепции.
Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядок их существования, структурность и протяженность. Это – топологическая, структурная организация мира.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.
Длительность существования
и порядок событий можно
ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Диалектика – это общая теория развития, учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания.
Она выступает в единстве двух сторон: объективная диалектика и субъективная диалектика. Объективная диалектика – это диалектика всех явлений и процессов материальной действительности, существующая независимо от нашего мышления. Субъективная диалектика – это диалектика нашего мышления, отражающая объективную диалектику.
Исторические формы диалектики:
1)стихийная
наивная диалектика древних
2)идеалистическая
диалектика немецкой
3)материалистическая диалектика.
Диалектический метод предполагает:
Диалектика как система включает в себя принципы, законы и категории.
Принцип – (от лат.principium основа, начало) – 1)основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-то механизма, прибора, установки.
На основе принципов
осуществляется построение
Принцип развития. Идея развития была ещё в глубокой древности и со временем проникла во все области знания. Однако признавать развитие не означает стоять на позициях диалектики.
Ленин в работе «Философские тетради» о двух концепциях развития: диалектической и метафизической (развитие как единство противоположностей и развитие как уменьшение и увеличение, как повторение). Принципиальное различие между диалектической и метафизической концепцией состоит в понимании источника развития.