Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ: Аристотель
говорит, что существует три вида сущностей:
1. которые воспринимаются
ЭПИКУРЕЙСТВО: Эпикурейство – школа
древнегреческой философии, основанная
Эпикуром в Афинах, которая достаточно
широко влияла на сознание мыслителей
последующих этапов эллинской эпохи, а
также Древнего Рима. Эпикур опирался
на основные положения философии Демокрита,
поскольку учителем Эпикура был его последователь
Навсифан. Вместе Эпикур создает совершенно
новую атомистическую теорию. Отличие
состоит в том, что у Демокрита движение
атомов осуществляется в пустоте исключительно
по закону падения тел под собственным
весом, у Эпикура – наряду с действием
закона падения появляется еще один фактор – атом
проявляет свойство «самопроизвольного
отклонения» от «линии необходимости».
Идея Эпикура о самовольное отклонение
атомов специфическое отражение факта
появления у людей новых качеств – свободы
личности, определенного минимума социальной
автономии личности. Человек –как «социальный
атом» – приобретает в себе (а
не в космическом миропорядке, который
растворяет индивида, его неповторимость) автономного,
самодостаточного почвы своего волеизъявления.
В целом, главное внимание Демокрита обращено
на законы существования объектов (человек
тоже лишь объект), в Эпикура – к
субъекту. Эпикура волнует не само по себе
учение о Космосе как совокупность атомов,
а проблема возможности отклонений, случаев,
субъективного вождения. Смысл своей
идеи о самовольное отклонение атома от
линии необходимости Эпикур усматривает
в основном правиле мудрости – уметь
отклоняться от неудовольствия, страданий.
Здесь следует обратить внимание, что
речь идет именно о «отклонения» от страданий,
а не о погоне за удовольствием желаний.
Погоня за желаниями всегда приносит свою
противоположность –
РЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ: Философия Средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви: – в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность; – буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания; – конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы; – в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем. Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274). Основные труды Фомы Аквинского: – «Сумма теологии»; – «Сумма философии»; – «Сумма против язычников». В работах Фомы Аквинского вводятся термины: – бытие возможное; – бытие действительное; – категории материи как возможность бытия; – категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии: 1) теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений; 2) монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов; 3) креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное; 4) символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога; 5) средневековый антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди; 6) средневековая герменевтика – искусство истолкования текстов.
УНИВЕРСАЛИЯ (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ - - происходивший в средние века спор по вопросу о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: рода, вида, подвида, существенного свойства, несущественного признака - акциденции (см. также Общее понятие, Всеобщее). Были противопоставлены друг другу три осн. понимания (со множеством оттенков каждое) этого вопроса: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность (см. Идея), отличная от единичных вещей (крайний реализм, напр. у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах (см. Номинализм, напр. у Уильяма Оккама); 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей (умеренный реализм, напр. у Фомы Аквинского) Ансельм Кентерберийский является одним из наиболее ярких представителей реализма. Реализм, наряду с концептуализмом и номинализмом, входит в число трех основных течений средневековой мысли, сформировавшихся в ходе обсуждения центральной проблемы схоластической философии — проблемы универсалий(Об истоках спора о природе универсалии, см. гл. 4 «Проблема универсалии».). Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям, таким, как "человек", "животное" и т.п., т.е. виды и роды, реально существуют наряду с конкретными людьми или животными. Кто не может понять, как несколько индивидов составляют одного "человека", тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех Лицах. Серьезные возражения против тезиса о реальности общих и абстрактных понятий были выдвинуты Петром Абеляром (1079-1142), французским теологом, философом и логиком, лекции которого пользовались необыкновенным успехом у студентов. Он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а понятия реальны лишь в качестве "звучаний голоса". Ни роды, ни виды не имеют реального существования: существовать может лишь нечто единое ("одно"), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым. Поэтому три Лица Троицы суть три отдельные субстанции; "Бог" — только слово, реально же существуют три Лица.
ГУМАНИЗМ В ФИЛОСОФИИ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: Гуманисты эпохи
Возрождения распространяли идеи равенства
всех людей перед Господом на их земное
бытие, утверждая их равенство в своих
правах и возможностях быть разумными,
свободными и достойными существами. Защищая
свободу и достоинство человека независимо
от его происхождения и социального статуса,
они связывали ценность человека с его
деятельностью и заслугами.
Творчество гуманистов пронизано убеждением
в безграничности возможностей человека
в самосовершенствовании, требованием
к человеку стремиться к активной деятельности
и добиваться полноты самореализации,
ибо они полагали, что целью и назначением
человеческой жизни являются познание
и совершенствование себя и мира и получение
от этого наслаждения и счастья. Вывод:
В этот исторический период постепенно
преодолевалась феодальная раздробленность
и формировались крупные централизованные
монархии — предпослки создания буржуазных
национальных государств, что отразилось
в творчестве гуманистов в идее патриотизма
и гражданственности.
Нет такой исторической эпохи, которая
бы не отличалась своеобразием своей культуры.
Отличительной чертой культуры эпохи
Возрождения в Италии явилось осмысление
и углубление индивидуалистических устремлений
человека. Опорой этого процесса явилась
античность, чем и вызван особый интерес
к ней у возрожденцев. Возрожденческая
культура охватила многие города Италии,
но центром ее была Флоренция.
Термин «Возрождение» впервые употребил
известный живописец, архитектор и историк
искусства эпохи Возрождения Джордже
Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей
и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение
античности. В дальнейшем, в основном с
XVIII в. эпоха итальянского Возрождения
характеризовалась преимущественно как
эпоха Возрождения человека, как эпоха
гуманизма. Однако, истоки такого толкования
культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в
самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо
Бруни собственно ввели в обиход . Как
бы ни спорили ученые-историки о том, является
ли Возрождение мировым феноменом или
этот культурный процесс присущ только
Италии, в любом случае уникальная и неповторимая
культура итальянского Возрождения выступает
своеобразным образцом, с которым сравниваются
возрожденческие явления в культурах
других стран.
Основными чертами культуры Возрождения
являются: антропоцентризм, уманизм, модификация
средневековой христианской традиции
, особое отношение к античности - возрождение
античных памятников искусства и античной
философии, новое отношение к миру.
Названные черты тесно связаны друг с
другом. Изучение одной в отрыве от других
грозит потерей объективности в оценке
этого интересного времени.
НАТУРФИЛОСОФИЯ И ДИАЛЕКТИКА
В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ:
Развитие философии Возрождения
подготовило почву для появления
выдающихся ученых, внесших большой
вклад в развитие науки. Характерным
представителем является Галилео Галилей
(1564-1642), являющийся одним из
основателей современного экспериментально-