Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по философии.pptx

— 193.10 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ СИМВОЛИСТОВ:  Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности. Вместе с тем, именно в этот период в духовной жизни России набирали силу всякого рода мистические веяния, религиозное беспокойство, пробудился интерес к мистике и оккультизму. По замечанию Н.Бердяева, русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Неуверенность в будущем и зыбкость сиюминутного человеческого бытия формировали у российской интеллигенции новое мироощущение, выразившееся в различных философско-художественных подходах к освоению мира. Одним из них был символизм. Символизм – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже ХХ столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении действительности посредством символов "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

 

ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ  ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА . ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ  ФИЛОСОФИИ  ВСЕЕДИНСТВА В.С.СОЛОВЬЕВА: Философия всеединства возникла в последней четверти XIX в. и просуществовала  на русской почве до третьего десятилетия  ХХ в. Датой ее возникновения можно  считать 1874 год - год защиты и опубликования В. С. Соловьевым магистерской диссертации "Кризис западной философии (против позитивистов)".  Время возникновения и отчасти развития философии всеединства совпадает со временем утверждения капиталистических отношений в России. Философия всеединства явилась одним из направлений русской общественной мысли, отражавших изменения, связанные с отменой крепостничества, и преобразования в социальном, экономическом и культурном развитии страны. Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Бог у Соловьёва - абсолютная личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и духовное единство мира. Философ характеризует Бога как “космический разум”, “существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”. Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва мировая душа, обладающая особой энергией, которая одухотворяет всё существующее. Однако, деятельность мировой души нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею всеединство как определяющую форму всей его деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости. Основой и существом мира является “душа мира” - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивидуум, но и высшей целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьёвская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, считает Соловьёв, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло только в лице Иисуса Христа. Необходимо, чтобы соединение состоялось реально - практически и при том, не в отдельных людях (в “святых”), а в масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является принятие вероучения христианства. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа человек, идёт по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает весь исторический период жизни человечества. Человечество придёт к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощённый в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Общественное устройство предполагает, с точки зрения Соловьёва, единство “вселенской церкви” и монархического господства, слияние которых должно привести к образованию “свободной теократии”. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющую собой неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: имперического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала - Бога.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  
 
 
 

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  И ЕЕ КРИТИКА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОЙ  МЫСЛИ ПЕРЕХОДА К СОВРЕМЕННОЙ  ФИЛОСОФИИ: XX век – это время, когда в Западной Европе происходят серьезные социальные перемены, которые коренным образом изменяют человеческую культуру, образ жизни людей и т. д. Эти изменения носят фундаментальный характер, и поэтому философская мысль этого периода резко отличается от классической философии. Так возникает неклассическая философия, которая связана с радикальными открытиями в области естествознания. Основные характеристики классической философии  Парадигма бытия как бытия, т. е. центральной идеей классической философии является идея бытия такого, какое оно есть независимо от человека, т. к. человек сам является звеном в цепи причинности, пронизывающей все бытие и соединяет это бытие в единое целое.  Имеет место жесткое противопоставление человека и мира, субъекта и объекта (ярко заметно с философии Декарта).  Познание осуществляется как результат деятельности человека (тезис Декарта).  Характерна вторая парадигма бытия как мышления (начало положено Протагором, Декарт).  Бытие устроено по законам разума. Это связано с большой верой в разум (основные положения Аристотеля, эпоха Возрождения).  В качестве постижения реальности выступает деятельность, которая характеризуется артефактом. Артефакт – искусственное произведение рук и ума человека (у Аристотеля – перводвигатель, у Беркли – совокупность ощущуний ).  Рефлексия как воспринимаемый способ и путь постижения объективного, который лежит вне сознания человека. Основные характеристики периода перехода к неклассической философии Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман. Конец XIX – начало XX веков. Основные характеристики:  Усиливаются тенденции рационализма. Это следствие утраты веры в разум и понимания ограниченности рационализма.  Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей. Ф. Ницше. Потеря высших ценностей.  Пессимизм – связан с разрушением мировоззрения, переоценкой всех ценностей, состоянием упадничества. Выражается в безверии. Отказ от философского способа философствования связан с потерей роли науки в философии. Нет категорий, характерных для классической философии.

 

ИДЕЙНЫЕ ПРЕПОСЫЛКИ  ФИЛОСОФИИ  ЖИЗНИ . УЧЕНИЕ А.ШОПЕНГАУЭРА И Э. фон ГАРТМАНА: Артур Шопенгауэр (1788-1860). Воляутаризм Произведения: «Мир как воля и представление», «О четверояком корне закона достаточного основания». Истоками философии Шопенгауэра являются идеи Платона и Канта. «Назад к Канту». Основной тезис «Мир моя воля», «Мир мое представление». Воля выступает абсолютным началом всего сущего, т. е. корнем всего сущего. Любое бытие базируется на законе достаточного основания. Этот закон представлен в четверояком виде и имеет силу только в пределах мира явлений:  Как закон бытия (для пространства и времени)  Как закон причинности (для материального мира)  Как закон логического основания (для познания)  Закон мотивации (для действий). Этот закон лежит в основе предыдущих трех, т. к. в основе нашей мотивации лежит наша воля. Эдуард фон Гартман (1841 – 1906). Философия бессознательного Истоки: философия тождества Шеллинга и Шопенгауэра. Бессознательное у Гартмана – это соединение Шопенгауэрской воли и представления. «Представляющая воля» - качестве основы всего сущего лежит бессознательное. Бессознательное является источником жизни и силой, которая движет развитием. Человеческое сознание – это проявление бессознательного мировой воли. Все развитие связано с переходом бессознательного в ничто. Отношение к жизни у него достаточно пессимистично: «Раз перед миров в будущем маячит ничто, то счастье недостижимо», «Человек должен избавиться от трех иллюзий в своей жизни:  Счастье возможно в земной жизни.  Счастье можно достичь в ходе истории развития.  Счастье можно найти в потустороннем мире.

 

ФИЛОСОФИЯ Ф.НИЦШЕ. ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА  ФИЛОСОФИИ  В.ДИЛЬТЕЙ, Г.ЗИММЕЛЬ: Направления конца XIX – начала XX веков дадут продолжение следующих направлений философии: позитивизм, марксизм, фрейдизм, экзисиализм, герменевтика. Представители: Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Шпенглер,Х. Ортега – и – Гассет. Основные характеристики философии жизни  Первичной реальностью является жизнь без всяких искажений и прикрас, т. е. такая, какая есть. Данное понимание жизни позволяет преодолеть разрыв между субъектом и объектом.  Философия жизни антисцентична. Это связано либо с отвержением науки, либо с ее жесткой критикой.  На первый план выходят иррациональные моменты: бессознательное, воля к власти, интуиция.  Пристальное внимание к проблеме творчества. Фридрих Вильгельм Ницше Один из ярких представителей философии переходного периода и родоначальник философии жизни. Произведения: «Воля к власти», «Рождение трагедии», «Веселая наука», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра». Понятие жизни у Ницше: он рассматривает человека как физически слабый зоологический вид, однако его он наделяет свойствами: фантазия и интеллект. Только развивая их, человек обеспечивает себе выживание. Этому так же способствуют «средства культуры», созданные человеком. Жизнь – это основное понятие Ницше. В ходе борьбы за выживание создает язык, логику, науку, благодаря чему истинная жизнь подменяется другой жизнью и мы попадаем «в вечное возвращение». Выход из этого – это воля к власти. Новая мораль и переоценка ценностей 1 заповедь «Люби самого себя». «Самолюбивые люди могут вывести из духовной спячки современного состояния людей к подлинной жизни, т. к. эти люди способны на риск и борьбу». 2 заповедь «Высшей ценностью морали является индивидуальность». «А не то, что направлено на общую пользу». 3 заповедь «Все моральные положения должны основываться на инстинкте, а не на разуме. Здоровая мораль управляется инстинктом». 4 заповедь «По своей природе люди не равны и признание этого факта ведет к возврату жизни». «Все равенство (и гуманизм) помогают выжить слабым, а наша жизнь жестока и не дает никому снисхождения». Идея вечного возвращения и сверхчеловека Выход из вечного возвращения – это воля к власти. «Жизнь стремиться к максимальному чувству власти». Идея сверхчеловека объясняется в работе «Так говорил Заратустра». Сверхчеловек – качественно новая ступень развития человека, т. к. человек представляет собой мост или переходное состояние между обезьяной и сверхчеловеком. Сверхчеловек – то, чем должен быть человек. «Так говорил Заратустра» - книга для всех и ни для кого. Для всех – потому что в ней изложены библейские заповеди, т. е. каждый обязан их прочитать. Ни для кого – потому что, как считает Ницше, те истины, которые изложены в этой книге, не доступны для людей, а только для сверхчеловека. В центре внимания Вильгельма Дильтея находится духовный мир человека. Он оперирует такими категориями, как: Переживание – опыт, позволяющий проникнуть в глубину тайны жизни, в ее главное ядро, туда, где рождаются формы культуры. Переживание включает в себя почти все содержимое сознания, т. е. чувства и волю. Выражения - язык, жесты, мимика, восклицания. Понимание – процесс, который не позволяет постичь процесс переживания. Дильтей является основоположником современной герменевтики – учения  о понимании текста. Творчество Георга Зиммеля подразделяют на три периода: I период – натуралистический (под влиянием идей прагматизма, социалдарвинизма, теории эволюции Спенсера); II период – неокантианский (ценности и культура); III период – разработка философии жизни. Зиммель понимает жизнь как процесс творческого становления. Эту жизнь невозможно понять рациональными методами. Выделяет два аспекта жизни:  Жизнь как движение к «более жизни».  Жизнь как переход в высшее состояние «более-чем-жизнь» (на уровне духа). «Жизнь есть единый поток».  

ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ  В ХХ ВЕКЕ А.БЕРГСОН, Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: Основные работы Анри Бергсона – «Творческая эволюция», «Длительность и одновременность». Первичная интуиция философии Бергсона – идея длительности. Его длительность отличается от физического понимания времени науки. Длительность – это время человеческого существования. Реальность включает в себя две сферы: жизнь и нечто пассивное, инертное (материя). Их столкновение между собой – мировой процесс. Сознание – абсолютно спонтанная самопроизвольная активность. Сознание имеет два среза: срез действия и срез чистой памяти. Интеллект не способен понять жизнь в ее полноте. Подлинное и исчерпывающее знание о реальности доступно только интуиции. Учение Хосе Ортеги-и-Гассета – рациовитализм, или критика жизненного разума. Основные работы: «Восстание масс», «Дегуманизация культуры». Ортега-и-Гассет считает, что человеческий разум не является самодостаточным, поэтому он не способен понять жизнь. Это доступно только жизненному разуму. Жизнь понимается как постоянная изменчивость, и в ней имеет значение каждый человек. Общество подразделяется на два так называемых класса: «Избранное меньшинство» - люди, которые берут ответственность и обязанности за все, что делают, на себя. Эти люди поставили свою жизнь служению нормы, и жизнь избранного меньшинства – постоянное движение. «Масса» - определенный способ быть человеком, а не социальный класс. Эти люди чувствуют себя совершенными во всех отношениях, они самодостаточны, они не слушают других, не используют интеллект, пользуются всеми благами научно-технического прогресса, даже не задумываясь о сути этих новшеств. Жизнь массы – инерция. Человеческие массы постоянно пытаются навязать свое мнение другому человеку. Когда масса начинает действовать сама против себя, происходит восстание масс.

 

СУЩНОСТЬ ПОЗИТИВИЗМА . «ПЕРВЫЙ  ПОЗИТИВИЗМ» И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ: Позитивизм – одно из первых учений неклассической философии, которое возникло в 30-е годы XIX века как попытка разрешить трудности, с которыми столкнулся эмпиризм. Позитивизм проходит следующие этапы:  Первый позитивизм (Конт, Милль, Спенсер).  Эмпириокритицизм (махизм) (Авериус, Мах).  Неопозитивизм (работы Венского кружка)  Постпозитивизм (Поппер, Кун, Тулмин, Фейерабенд). Основоположником первого позитивизма является Огюст Кун. Его работы: «Дух позитивной философии», «Курс позитивной философии». Позитивное знание, положительное, подлинное – то знание, которое должно опираться на наблюдения, на факты и не должно опираться на поиск сути этих явлений. В этом плане философия должна синтезировать результаты частных наук. Наука должна только описывать явления, т. е. объяснять, как все происходит, а не почему. Позитивизм становится над материализмом и идеализмом. Учения Спенсера и Милля – продолжение идей Конта и направлены на создание интуитивной логики и концепции позитивной философии. Работы Спенсера: «Основные начала», «Системы синтетической философии». Основоположник эмпириокритицизма – Авенариус. Его учение – «Критика опыта», в котором предлагает программу очищения опыта от примесей. Существуют примеси двух видов: ценностные и антропоморфические. Антроморфические существуют трех видов: 1. мифологические.2. Антропопатические – искажения, которые происходят на основе страстей души. 3. интеллектуально-формальные понятия, которые не имеют объектных референтов. Учение Маха – «Принцип экономии мышления». Любой закон – экономное жизнеописание многообразия единичных фактов.

 

НЕОПОЗИТИВИЗМ ВЕНСКОГО КРУЖКА: Венский кружок— название сообщества учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века . Руководителем кружка был профессор кафедры индуктивных наук Мориц Шлик.  С деятельностью «Венского кружка» связывают зарождение философского логического позитивизма. Первый Венский кружок: После первой мировой войны и преподавания в Бонне Ханс Хан вернулся в Венский университет в 1921 году и хотел возобновить деятельность прото-кружка. В то же время место профессора на кафедре индуктивных наук было вакантно, Ханс убедил комитет университета принять на эту должность Морица Шлика , преподававшего философию в университете Киля, и организовал его переезд в Вену.В 1922 году во время инаугурационной речи на должность профессора М. Шлик выразил намерение сохранить дух Маха и Больцмана в  Вене и поддержал новые веяния в натуральной философии[4]. После вступления в должность Шлик организовал дискуссионную группу, которая известна как второй Венский кружок, и которая впоследствии стала называться просто «Венский кружок» и считается идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма). Кружок собирался каждый второй четверг.Эти встречи носили закрытый характер — Шлик лично приглашал выдающихся математиков и философов на «четверги». Среди участников этих встреч были как выдающиеся студенты, так и опытные преподаватели. В втором Венском кружке участвовали такие люди как: О. Нейрат, Е. Цильзель, Г. Фейгль, Б. Юхос, Г. Нейдер, Р. Карнап, В. Крафт, Ф. Кауфман, Г. Ган, К. Менгер, Т. Радакович и К. Гёдель.

 

ИДЕИ Б.РАССЕЛА  И Л.ВИТГЕНШТЕЙНА КАК ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ  АНАЛИТИЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ: Аналитическая философия - это течение западной философии 20 века, которое сложилось в русле аналитической традиции и характерна для англоязычных и скандинавских стран. Главная особенность аналитической философии – это сведение философии к анализу употребляемых языковых средств и выражений. Анализ (греч. расчленение) – это мысленное или реальное расчленение предмета на части. Бертран Рассел использовал метод анализа как традиционный метод аналитической редукции – сведение реального к простым и конечным метафизическим функциям. Форма высказываний естественного языка скрывает подлинное значение, и, только анализируя высказывания, можно скрытое сделать явным. Теория дескрипции – это фраза, где вещь или личность обозначается не именем, а некоторым свойством, которое характеризует эту вещь, а не личность. Людвиг Витгенштейн. Мир есть все, что происходит, т. е. мир определен фактами, а не предметами. Происходящее, или факт – это существование событий, т. е. событие – связь объектов. Суть теории языковых игр состоит в проблеме значения. Он говорит: «Существуют слова, которые ничего не означают». В пример Витгенштейн приводит сказку «Алиса в стране чудес». Язык – совокупность символов, которые соединены с их объектами и представляют собой иллюзию. Встречаются три понимания языковых игр:  Исходные лингвистические формы, с которых начинается процесс обучения языку через определенную деятельность.  Игры рассматриваются как упрощенные модели употребления слов.  Как социокультурный аспект игр, который выражен в формах жизни, поэтому выработка общих понятий – это поиск сущностей. Главный итог философии Витгенштейна – «Обнаружение тех или иных несуразиц, которые набивает рассудок, наталкиваясь на границы языка».  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"