Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
ФИЛОСОФИЯ М.БУБЕРА: Ма́ртин Бу́бер (нем. Martin
Buber, 8 февраля 1878, Вена — 13
июня 1965, Иерусалим) — немецко-еврейский
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ М.ШЕЛЕРА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ: Философская антропология — это достаточно влиятельное течение современной философской мысли, в центре внимания которого — проблема человека, а главная идея — создание интегральной концепции человека; его основные представители — М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. Это течение, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения по существу всех философских проблем. В противовес рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека — эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия — поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, основанным на естественных симпатиях людей, — “инстинкте взаимности”. Все богатство социальной жизни ограничивается актами признания “другого”, встречи Я и Ты, их взаимоприобщения, достигаемого благодаря сопереживанию и общности языка с его психосемантическими индивидуальными нюансами. Противоположность прежним концепциям человека, стремящимся выявить некую устойчивую структуру личности, представители философской антропологии вообще отказываются рассматривать сущность человека; для них человек, его существование — всегда нечто незавершенное,, а потому не поддающееся строгому определению. Из всех представителей философской антропологии сосредоточимся лишь на Шелере. Макс Шелер (1874—1928) — Немецкий философ, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии — учения о ценностях. Шелер испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к религиозной философии, в дальнейшем эволюционировал к метафизике персоналистского типа. Он остро ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в культе выгоды и расчета. По Шелеру. формирование преимущественно экономических форм контроля в современном обществе ведет к господству научно-технических форм познания, враждебных реализации иерархически более высоких ценностей. Он решительно отрицал идеологию и практику социализма, возлагая надежды на “третий путь” — пробуждение чувства нравственной ценности в сознании людей. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел различие между абсолютными ценностями и “эмпирическими переменными”: относительны не ценности как таковые, а их исторические формы. Опираясь на Августина и Б. Паскаля, Шелер противопоставил логике интеллекта логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по Шелеру, —это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не ценность как таковую (об этом говорится в его трухе “Сущность и формы симпатии”). Подлинная симпатия есть встреча и соучастие в жизни другого (ср. с коммуникацией, например, у К. Ясперса), не нарушающая его истинной экзистенции, что отличает его от неподлинных форм симпатии, - таких, как в чувствование, эмоциональное заражение, идентификация с другим объектом. Феноменологическая редукция у Шелера означает не путь к чистому трансцендентальному сознанию Э. Гуссерля, но скорее акт сопричастности бытию, который ближе к импульсу, или жизненному порыву. Шелер рассматривал феноменологический подход не как способ превращения философии в “строгую науку”, а как экзистенциальную возможность “прорыва к реальности”, поэтому его с полным правом можно назвать предшественником фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работах по социологии познания (например, “Формы знания и общество”) Шелером проанализировано разнообразие исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных “жизненных”, духовных религиозных ценностей. По Шелеру, три основные формы познания — научная, философская и религиозная — не являются стадиями культурно-исторического развития, как полагал, например, О. Конт, но пребывают в различных состояниях во всех формах культуры. Характерный для него дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в работе по философской антропологии “Место человека в Космосе”, где могущественный, но слепой жизненный порыв и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия. Философские воззрения Шелера стали связующим звеном между такими направлениями, как философия жизни и экзистенциализм. В заключение предоставим слово самому Шелеру: “В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога”
ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ П.ТЕЙЯРА де ШАРДЕНА: Тейяр де Шарден Пьер (1881 - 1955) - фр. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Т. - «христианский эволюционизм» - является разновидностью деалистического пантеизма. Бог у Т. - «Христос эволюции» - представлен в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развив тие вселенной («космогенез» - «хрис-тогенез») Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи.; В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в про-, цессе совершенствования мира, к-рое о возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. наз. «тейярдизм»). Из-за противоречивости самой концепции Т. его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Т., но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Этим тейярдизм отличается от ряда др. течений совр. буржуазной философии.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИИ
О СОЗНАНИИ Э.ГУССЕРЛЯ: Феноменоло́гия (нем.
Э.ГУССЕРЛЬ О КРИЗИСЕ НАУКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛ-ВА: Кризису европейских наук и как следствие кризису идеи европейского человека посвящен самый последний труд Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология". Эдмунд Гуссерль – один из наиболее значительных философов XX века. Основоположник феноменологии, он дал колоссальный толчок развитию западной философии. Эта работа содержит два совершенно новых направления для самой феноменологической философии: тему истории и тем жизненного мира. Смысл обращения Гуссерля к таким новым для феноменологии темам может быть правильно понят, если обратить внимание на то, почему в кризисе для Гуссерля оказываются именно науки и именно европейские.[2] В своих трудах Гуссерль говорит кризисе европейского человечества. Наиболее полным и показательным среди этих трудов является книга «Кризис европейских наук». Эдмунд Гуссерль говорит о том, что Европу постиг кризис существования, духовный кризис. Выход из него – обращение к философии. Говоря о причинах настоящего кризиса, Гуссерль обращается к истории возникновения философии в Древней Греции. Единственный способ преодолеть кризис – обратиться к его генезису. «Духовная Европа имеет место рождения. … Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Р.X., - В греческом мире «сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру», следствием которой стал «прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование», которое греки называли. Последнюю Гуссерль определяет в ее первоначальном смысле как «универсальную науку» о мироздании, «о всеохватном единстве всего сущего». рассмотрим аргументы Эдмунда Гуссерля. Он говорит о том, что возникшая у греков философия с самого начала несла в себе все науки. Однако вскоре интерес к целому начал делиться по отношению к разным сторонам бытия и «философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки». «В возникновении такого рода философии, заключающей в себе все науки, - говорит Гуссерль, - я вижу … изначальный феномен духовной Европы». В каком направлении она движется? Гуссерль считает, что «историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнации, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ», то есть – на идеал. Такая направленность присуща «организму соединенных Европой наций», начиная с отдельной личности с ее интенциональной жизнью. Это означает «прогрессирующую перестройку всего человечества под влиянием возникших в узком кругу и ставших действенными идейных образований». И в этом контексте Гуссерль говорит об идеях. Когда человек создает концепцию идеи, он преображается, становится новым человеком. Духовая жизнь становится главной для человека, «духовное бытие выступает на путь постоянного обновления», появляется коммуникативное движение, пробуждающее «новый стиль жизни личности в своем кругу». Сначала внутри движения, а потом и помимо него распространяется, как пишет Гуссерль, «особое человечество», стремящееся к «полюсу бесконечности». Это человечество порождает новые идеи, стремясь к норме, лежащей в бесконечном будущем. Таким образом, постоянно происходит обновление идей. Гуссерль называет это «бесконечностью поколений, обновляющихся под действием идей». Иными словами, «В историческом горизонте до философии не существовало культурной формы, которая была бы культурной идеей..., знала бы бесконечные задачи, идеальные, всеединые, которые… заключали бы в себе смысл бесконечности». Гуссерль приходит к выводу о том, что именно философия делает нас европейцами, продолжая, как он пишет, «решать свою собственную бесконечную задачу - функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы», а также всеобщий идеал. «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию архонта всего человечества».
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА С.КЬЕРКЕГОР: Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. 2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины: нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.); опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря); распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой техногенным обществом. 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни. 4. Философия Сьорена Кьеркегора – зарождение экзистенциализма. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я». Философом были выделены понятия: неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания; подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую; этическую; религиозную. На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию. На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг. На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.