Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Действительный процесс
Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установи.
Несколько особняком от чувственного
и рационального уровней
Интуиция гармонично сочетается с рациональным познанием. Белее того, выдвигается на первый план понятие «рациональной интуиции» (или интеллектуальной интуиции). Без этого понятия просто не может обойтись новоевропейский рационализм (от Р.Декарта до Э. Гуссерля). Интуитивное познание в силу этого не иррационально, а скорее внерационально, т.е. восполняет рациональное познание, наподобие того, как гуманитарная рациональность восполняет рациональность понятийную.
Рассудок – исходный уровень мышления, его дискурсивная форма. На уровне рассудка происходит оперирование понятиями. Здесь оно подчиняется строгим правилам, законам (формальной логики), схемам. Мышление невозможно без рассудка.
Разум – высший уровень
мышления, для которого характерна
творческая деятельность с
8. Понятия, основные
Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).
В общей философии, общественно-
В философии понятие истины совпадает
с комплексом базовых концепций,
позволяющих различить
Истина – объективное (адекватно отражающее объект познания) содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; процесс движения от менее точного и менее полного знания, к более точному, и более полному знанию.
1. истина – это соответствие знаний действительности (корреспондентская теория истины).
2. истина – это свойство
3. истина – это полезность
знания, его эффективность (
4. истина – это соглашение (конвенционалистская концепция).
5. истина – это опытная
Истины может быть: 1. субъективная, 2.объективная,
3.относительная, 4. "абсолютная".
1) Объективность, она - в обусловленности
реальной действительности в которую
входит -объективная реальность, субъективная
реальность она - в связи с предметно-чувственной
деятельностью человека, с практикой.
она - в независимости содержания истины
от отдельных людей
2) Субъективность, поскольку истину познают
люди, она субъективна по своим внутренним
идеальным содержанию и форме (например,
всемирное тяготение изначально присуще
миру, но истиной стала благодаря Ньютону)
3) Истина есть процесс, она не постигается
сразу, целиком в полном объёме, а постепенно
углубляется и вместе с тем всегда неполна
и неточна.
Для характеристики объективной истины
как процесса применяются категории абсолютного
(выражающего устойчивое, неизменное в
явлениях) и относительного (отражающей
изменчивое, преходящее).
Абсолютная истина (абсолютное в
объективной истине) -это полное,
исчерпывающее знание о действительности,
которое в границах конкретного
этапа развития науки не уточняется
и не дополняется.
Относительная истина (относительное
в объективной истине) - это неполное, приблизительное,
незавершённое знание о действительности,
которое углубляется и уточняется по мере
развития практики и познания.
9.
10. Диалектика. Основные законы и категории.
Диалектика (вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).
В истории философии сложились три основных формы диалектики:
1. античная, которая была наивной
и стихийной, поскольку
2. немецкая классическая, которая
была разработана Кантом, Фихте,
Шеллингом и особенно глубоко
Гегелем, на идеалистической
3. материалистическая, основы, которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Основные принципы диалектики:
- всеобщая взаимосвязь всех явления;
- всеобщность движения и
- источник развития - становление и разрешение противоречий;
- развитие как отрицание;
- противоречивое единство
Три базовых закона диалектики:
1. единства и борьбы
2. переход количества в качество;
3. отрицание отрицания.
- Закон единства и борьбы противоположностей:
заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зима и лето, горячее и холодное и т.д.). Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.)
Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений);
- Закон отрицания:
заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное,
- возможность и
- необходимость и случайность.
11. Философская антропология: проблема человека в философии. Индивид. Человек. Индивидуальность. Личность.
Проблема человека - традиционно одна из центральных в философии.
Философская антропология (фил чел-ка) - часть философского знания, учение о человеке и о фундамент. основах его бытия - развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития.
Первые представления о
В философии средних веков
Натуралистический подход в интерпретации человека обращает внимание
на высокую степень его интегрированности
в живую природу. Экзистенциально-
Социально-критическое
В настоящее время существуют две концепции личности:
1. личность как функциональная (ролевая) характеристика человека
2. личность как его сущностная характеристика.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.
12. Приветственное, аксиологическое и рефлексивное «Я»
Модельное представление личности нами развивается на синтезе двух моделей: триединства характерных «Ego» или «Я» человека. Первая модель личности раскрывается как единство ее трех измерений: «приветственное – Я» (Ego Vit), «аксиологического Я» (Ego Ax), «рефлексивного Я» (Ego Ref). «приветственное - Я» есть единство витальных (необходимых, всеобщих) функций человека: индивидуально-органических, родовых (видовых), когнитивно-праксиологических, социальных. Иными словами, это есть социально-биологическое единство человека, выраженное в его потребностях и функциях. Эволюция этого единства связано с приобретением в конце ХХ века социальностью космопланетарного, ноосферного измерения, обусловленного первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы и императивом выживаемости человечества в XXI веке. Аксиологическое «Я» предстает как культуроцентрическое и профессиональноцентрическое измерение личности «внутри» ее «самосознания». Оно связывает человека с обществом, этносом, нацией, культурой, которые определяют его самоидентификацию и ценностные ориентации. Ценностные ориентации вырастают из культурно-исторического архетипа локальной цивилизации. Рефлексивное «Я» «замыкает» и синтезирует первые два «Я». Благодаря ему «Я» становится синтетическим, целостным. По нашей оценке, рефлексивное «Я» поднимает личность на уровень социального и космопланетарного, ноосферного бытия. Оно является механизмом преодоления каждой ступени своего бытия по мере собственного возвышения к всеобщему.