Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-шпоры.docx

— 121.15 Кб (Скачать файл)

Для Сократа любое знание – добро, а зло – от незнания. Поиск истины – идея блага. Приходящие блага не могут составлять истинного счастья.

Этика Сократа – этика добродетели.

Инструмент решения проблем у Сократа - Диалектика – искусство ведения диалога, спора, аргументации. , не чтит Богов. Друзья предлагали сбежать, но он отказался, чтобы люди не перестали ему верить.

Сократа осудили за то, что он совращает молодежь

Историческое значение деятельности Сократа:

  1. Способствовал распространению знаний и просвещению граждан.
  2. Искал ответы на вечные проблемы человечества: добра, зла, чести, долга и т.д.
  3. Открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании.
  4. Ввел диалогический метод достижения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларировании, как это делали прежние философы.
  5. Воспитал много учеников-продолжателей его дела и стоял у истоков целого ряда сократических школ.

 

18. Сократические школы.

  1. Мегарская школа (логика) – Евклид.
  2. Элидо-Эретрийская школа (нравственность, образование, логика) – Федон из Элиды.
  3. Киренская школа (наслаждение – высшее благо) - Кирестиф.
  4. Киническая школа (ближе к природе, свобода вне общества) – киники: Антисфен, Диаген.
  5. Академия Платона – религиозно философская школа (385 г до н.э.). Исследование философских проблем, почитание Богов, просуществовала 1000 лет.Девиз: не войдет в эту школу человек, незнающий математики.

 

19. Платон. Учение об идеях. Платон (427-347 гг. до н.э.) – выдающийся философ Древней Греции, родоначальник объективного идеализма. Подлинное имя Платона – Аристокл. Сократ дал прозвище Платон (с гр.platos –ширина, широта) – 1.плотное телосложение; 2.широта знаний.

Общался с сафистами, трагически пережил смерть Сократа, покинул Афины, отправился в странствие.

Он предложил теорию государственного устройства, за это его тайно  отдали в рабство, но его выкупили.

Создал академию Платона. Его девизом было: «не геометр, да и не войдет».

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нашего времени (34 диалога, 13 писем).

Теория идей (учение об идеях).

Платон является основателем идеализма, он полагал, что материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование. Окружающий нас мир, мир вещей, временен, изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция. Реально существуют лишь чистые безынтересные идеи – эйдосы, которые истинны, вечны и постоянны. Идеи, существующие вне чувственного, материального мира являются прообразами вещей. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (существует корабль, в бурю он исчезнет, а идея о нем останется).

Весь мир является отображением царства идей, которое обладает своей иерархией. Между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу находятся идеи конкретных объектов, выше – общие идеи, а венчает пирамиду идея блага или единого мира идей.

   Идея блага

   Идеи

   Вещи

   Материя 

Центральная идея- идея блага или высшего добра.

Идея блага – это единство добродетелей и счастья, прекрасного и полезного, нравственно доброго и приятного. Все направляется к благой цели, и идея блага стягивает все множество идей в единство.

По Платону – для человека верховная цель – счастье. Она состоит именно в обладании благом, и лишь при руководстве идеей блага, и знания, и имущество, и все другое становится пригодным и полезным. Без идеи блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезными.

 

20. Проблема государства в философии Платона («Государство», «Законы»). В своей философии Платон значительное внимание уделил проблеме государства. Этим вопросом Платон посвятил два наиболее крупных произведения: «Государство» и «Законы».

Среди существующих форм государства наиболее оптимальными Платон считал аристократию (справедливую власть меньшинства) и монархию (справедливую власть одного человека). Он считал, что демократия (власть большинства)  редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию (несправедливую власть одного человека), олигархию (несправедливую власть меньшинства) или в тимократию (несправедливую власть большинства).

Платон выдвинул план «Идеальное государство будущего», первую социальную утопию (место, которого нет). Согласно этому плану:

  • с 10 до 20 лет все получают общее образование (музыка, религия, гимнастика);
  • в 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение (математика);
  • с 30-и лет снова происходит отбор лучших, которые 5 лет изучают философию и еще 15 лет учатся управлять;
  • к 50-и годам люди уже имеют знания, опыт, становятся элитой, которая сможет управлять государством.

Те, кто не прошел первый отбор, становятся ремесленниками, купцами. Непрошедшие второй отбор – воинами, третий отбор – философами.

Класс

функция

Добродетель

правители (философы)

правление

мудрость

управляющие (воины)

управление (охрана)

мужество, храбрость

производители (ремесленники)

производство

умеренность, послушание

Общее

 

Каждый должен делать свое дело!


Государство не должно быть ни богатым, ни бедным. Бедность ведет к низости и злодеяниям, богатство к роскоши и лени!

В идеальном государстве Платона все его жители должны проводить вместе время, вместе есть и пить. Платон не советует вступать в брак, дети отбираются у родителей, обучаются вместе и мальчики и девочки.

Идеальное государство обладает чертами нравственной и политической организации и направлено на решение следующих задач:

  1. Защита государства от врагов.
  2. Осуществление систематического снабжения граждан.
  3. Развитие духовной культуры общества.

В выполнении этих задач состоит осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.

Социальная утопия Платона направлена на то, чтобы сделать счастливым все государство. По Платону – идеальное государство состоит из людей, которые выполняют социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Это был первый проект коммунистического общества.

Историческое значение философии Платона:

  1. Оставлено целое собрание фундаментальных произведений.
  2. Положено начало идеализму, как одному их философских направлений.
  3. Глубоко исследована проблема общества и государства.
  4. Создана философская школа (академия Платона), просуществовавшая около 1000-и лет.
  5. Платон оказал большое влияние на последующую идеалистическую западноевропейскую и русскую философию.

 

21. Аристотель. Логика и  методология. Аристотель (384-322 г.до н.э) Стагирид. Ученик Платона, учитель Александра Македонского. В 335 г до н.э. Аристотель создает ликей (лицей) – Перипатетическую школу. Сочинения его при жизни не были опубликованы. Свод его сочинений – «Корпус Аристотеликум», который делится на 8 групп:

  1. Первая философия: «Метафизика».
  2. Логические работы: «Органон» - метод, «Первая аналитика», «Вторая аналитика».
  3. Этика: «Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика».
  4. Психология: «О душе».
  5. Философия природы: «Физика», «О небе».
  6. Биология: «О движениях животных», «О частях животных».
  7. Политика и экономика: «Политика», «Экономика».
  8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики».

Эти сочинения показывают энциклопедичность ученого.

Аристотель – основоположник логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, политической экономии, эстетики.

 Философия Аристотеля охватывала всю сумму нерелигиозных знаний, подразделялась на теоритическую (умозрительную), цель которой - знания ради знания; на философию практическую, цель которой – знания ради деятельности и философию творческую, цель которой - знания ради творчества.

Аристотель – основатель логики, как систематизированной науки о мышлении и его законах. Для Аристотеля логика выступает, прежде всего, орудием любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты. Логика – наука о формах мышления, применяемых в познании. Аристотель четко сформулировал законы мышления:

  1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Из этого закона вытекает важное требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.
  2. Закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Закон действует в отношении всех несовместимых суждений, и противоположных (контрарных), и противоречащих (контрадикторных).
  3. Закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Объединив закон исключенного третьего с законом непротиворечия, получим следующее положение: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными, одно из них необходимо истинно, другое – ложно.

Проблема категорического силлогизма.

Большой вклад внес Аристотель в создание категорического силлогизма.

Силлогизм – умозаключение от общего к частному (дедукция), в котором из двух суждений-посылок получается третье – вывод.

Анализируя структуру силлогизма, Аристотель отметил, что должно быть три предложения, два из которых являются предпосылками, а третье – необходимым заключением, связывающим два крайних термина предпосылок.

Например: Все люди смертны. Сократ – человек → Сократ смертен.

Логика Аристотеля завершается учением о доказательстве. Основная идея этого учения такова: человек располагает разнообразными сведениями, знаниями и опытом, но лишь та область знания может быть научной, которая опирается на объективное доказательство, т.е. на знание причинной зависимости явления, бытия и мышления.

Учение о доказательстве выделено Аристотелем  в особую часть логического знания, названную «Аподиктика». Ее задачу Аристотель видел в том, чтобы подвести к выводу, к обобщению, к синтезу.

Выводы научного доказательства:

  • аподиктические – строго научные;
  • диалектические – доказательства, опирающиеся на вероятность.

Излагая теорию научного доказательства, Аристотель отметил, что каждое доказательство является умозаключением, но далеко не всякое умозаключение носит характер доказательства. Им может быть назван лишь научный силлогизм.

Историческое значение философии Аристотеля.

  1. Аристотелем заканчивается античная классика, и фактически Аристотель подводит итог предшествующему ему периоду развития классической философской древнегреческой мысли.
  2. Аристотель создал дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и в наше время.
  3. Аристотель основал науку логику и выработал парадигму (образец, пример) логического исследования. Он дал понятие дедуктивного метода и обосновал систему силлогизмов.
  4. Аристотель осуществил первую классификацию наук, разделив их на три большие группы: теоритические (метафизика, натуральная философия или физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).
  5. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал Геоцентрическую систему, которая существовала вплоть до Гелиоцентрической системы Коперника.
  6. Вместе с учением Платона, учение Аристотеля послужило идейной основой философии Христианства.

По Аристотелю, философия – достижение наивысшего счастья.

 

22. Эллинистическо-римская  философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Период эллинистическо-римской философии датируется периодом  от конца IV в. до н.э. и до VI в. н.э.

В 334 г. до н.э. греческое войско под предводительством Александра Македонского начало поход на восток, который продлился 9 лет. Они эллинизировали Восток, принесли свою культуру. Возникает Римская империя, Греция становится провинцией, уходят в прошлое города-полисы. Это ведет к изменению общественных ценностей и идеалов. Отдельный человек становится малозначительным элементом государственного механизма. Меняется и отношение к жизни, основная задача философии – открытие тех духовных и нравственных оснований, на которые человек мог бы опереться. Основная проблема – этическая. Главный вопрос: «Как быть счастливым?». Оформляются 3 основные школы, сходные между собой в стремлении обосновать и разработать эвдемонизм (счастье, блаженство), но различающиеся способами и путями, которые помогали человеку стать счастливым.

Эпикуреизм.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) – философ-материалист. В Афинах в 306 г. до н.э. основал школу «Сад Эпикура». Рекомендовал для счастья: «Проживи незаметно». Главной составной частью Эпикурейского учения была этика, как учение о способах постижения счастья. С точки зрения Эпикура, человек есть результат биологической эволюции. Тело состоит из атомов, человек – существо свободное. Для счастья человеку необходимо:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"