Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-шпоры.docx

— 121.15 Кб (Скачать файл)

 

38. Становление философской  мысли на Руси (XI-XVII вв.). I период: XI-XIII вв. – период зарождения Древнерусской и раннехристианской философии на Руси. В этот период возникает Киевская Русь. Представители: Илларион (митрополит Киевский и всея Руси), автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050 гг.), где анализируется Христианство и его роль; В. Мономах – «Поучение Владимира Мономаха» – выдающийся памятник древнерусской мысли, морально-нравственного кодекс.

II период: XIII-XVII вв. - Борьба за освобождение от Монголо-Татарского ига, становление и развитие Московской Руси. Представители: С. Радонежский – философ и богослов; Монах Филофей (1465-1542 гг.); Максим Грек (1470-1556 гг.); Нил Сорский (1433-1508 гг.) – представитель исихазма (мистического течения в Византии о пути человека к уединению с Богом), автор «Устава скитской жизни», подвижник «умного делания (постоянной внутренней борьбы с греховными помыслами и порочными страстями, блудом, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью); Юрий Крижанич (1618-1683 гг.), основной его трактат – «Политика», Крижанич рассматривает философию как высшую ступень познания.

 

39. Философские взгляды  М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов (1711–1765) – великий русский ученый-энциклопедист и мыслитель-материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения.

Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, в Киевской духовной академии и в университете при Петербургской Академии наук. В 1736-1741 гг. продолжал образование в Германии. После возвращения, с 1742 г., М.В. Ломоносов работал адъюнктом физики, после чего, в 1745 г., стал академиком Петербургской Академии Наук.

Ломоносов был инициатором создания Московского университета в 1755 году. Он обогатил физику, химию, астрономию, географию, геологию, историю. Его философские идеи сформулированы в произведениях, посвященных разработке этих наук.

Ломоносовым была выдвинута атомистическая корпускулярная теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц – корпускул или материальных монад.

Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял его сверхъестественной силой и возможностями. Первоначальное значение Ломоносов придавал опыту. Опыт необходим для получения данных.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. А. С. Пушкин, говоря о его огромном влиянии на развитие русской культуры, писал: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 

40. Славянофилы и западники  о возможностях развития России. Западники (Герцен, Огарев, Кавелин, Белинский) хорошо усвоили философские традиции современной или западной философии и пытались воплотить их в русской философии. По мнению западников, отельного от остальной цивилизации, уникального пути у России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации. Более того, для России необходимо освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западники требовали политических свобод, пропагандировали идеи русского социализма, выступали за распространение в России европейской культуры.

Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин, Островский) были оппонентами западников. Они считали, что основу исторического бытия России составляет православие, общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету и мышлению от народов Запада. Для русского народа характерна святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка. Славянофилы выступали против бездуховности, индивидуализма, конкуренции запада. По их мнению, любые реформы и попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно закончатся для России трагически.

Славянофилов и западников объединяли любовь к России и любовь к свободе.

Евразийство – философско-политическое движение, расцветшее в связи с русской иммиграцией в 1920-1930 гг. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России. Представители: Трубецкой, Савицкий, Карсавин.

В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией. В Геополитической мысли русского зарубежья особую роль занимает доктрина, евразийцев. Евразийство самобытное идейно-философское течение русской общественно-политической мысли.

Существует евразийская концепция личности Карсавина. Согласно ей, индивид становится личностью только в соотнесении с целым, а именно: с семьей, сословием, классом, народом. Каждое из этих образований есть, по сути, симфоническая соборная личность, и в этом смысле имеет место определенная иерархия личностей – с точки зрения меры их соборности. Взаимосвязь между личностями различной степени соборности осуществляется в культуре, которая выступает объективацией симфонической личности. Но культурный процесс возможен только в генетической связи с предшествующими поколениями и одновременно с существующими. В качестве такого сложного образования культура переживает определенные стадии своего развития, но не в рамках непрерывного эволюционного ряда, а в круге законченного (закрытого) культурного цикла.

 

41. Философские воззрения  П.Я. Чаадаева («Философические письма», «Апология сумасшедшего»). Чаадаев (1794-1856) – великий русский мыслитель, публицист, друг Пушкина. Он не примкнул ни к одному религиозному учению. Чаадаев написал 8 философических писем. Он подвергает сомнению взгляд на Россию как на христианскую страну, принадлежащую Европе. Русская культура трактуется как культура, развивавшаяся в отрыве от цивилизованной (католической) Европы, а Россия – как страна, стоящая, по существу, вне истории, ибо она в точном смысле не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Россия, по Чаадаеву, не может называться христианским обществом потому, что в ней существует рабство (т.е. крепостное право).

После опубликования письма, направленного против существующих порядков, Чаадаев был объявлен сумасшедшим, и ему было запрещено публиковаться в России.

Чаадаев считал, что Россия – неразвивающаяся страна, а спасение от этого он видел в прививках к западной культуре. В России, по Чаадаеву, не создана нормальная обстановка для развития человека.

Чаадаев создает оригинальную концепцию философии русской истории. Его главный тезис: «Русский народ имеет огромный, скрытый, нереализованный потенциал. Русский народ самобытен и оригинален. А социально-экономическая отсталость России может для нее обернуться историческим преимуществом.

 

42. Религиозно-философские  взгляды Л.Н. Толстого. Теория «непротивления  злу насилием». Известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство.

Суть толстовства в следующем:

многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

религия должна стать простой и доступной для народа;

Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;

смысл жизни – самосовершенствование;

главное зло на Земле – смерть и насилие;

необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование;

всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.

 Сущность познания Толстой  усматривал в уяснении смысла  жизни основного вопроса всякой  религии. Именно она призвана  дать ответ на коренной вопрос  нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. "Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему".

Согласно Толстому, Бог есть любовь. В своих художественных творениях Толстой апеллировал к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания. 

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

Непротивление злу насилием. Существо своего учения писатель изложил в работах «Исповедь» (1879— 1882) и «В чем моя вера?» (1884). Понятие «непротивление» исходит из известной евангельской заповеди (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 39): «...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

В самом деле, в самой теории непротивления злу насилием заложено логическое противоречие: если не противиться отморозкам, они совершат насилие над невинными. И Поэтому уж л лучше совершится насилие над подонками, чем над невинными.  Кроме того, если не наказывать преступников, начнется полная анархия, что мы и наблюдали во время революции 1917 и последующего десятилетия. Недаром Ленин называл толстого "зеркалом русской революции"...

 

43. Религиозно-философские  идеи Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский (1821-1881 гг.) не был профессиональным философом, но философские идеи присутствуют в его произведениях. В его творчестве поднимались проблемы этики, религии, истории.

Будущее России Достоевский видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую национальную почву. Почва это родственное единение с русским народом, его традициями и обычаями. Ключевая роль принадлежит религии, и на ней держится человеческая духовность. Религия – панцирь, оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Он выделяет два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь богочеловека.

Путь человекобожества – это путь абсолютной свободы человека, когда человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными и пытается поставить себя на место Бога.. По Достоевскому, данный путь губителен. «Идущий по нему потерпит крах».

Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех привычках и поступках. – спасительный путь.

Достоевский полагает, что человек должен принимать постоянные усилия для своего морального обновления.

Достоевский – мыслитель экзистенциального склада ума. Он путеводная звезда экзистенциалистов XX в., но в отличии от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель..

 

44. Философская система B.C. Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит сам процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. 

Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души. Стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.

Его основные труды: "Оправдание Добра", "Кризис западной философии (против позитивизма)", "Философские начала цельного знания", "Критика отвлеченного начала", "Чтение о Богочеловечестве" 

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Призванием человека, который является, по словам Соловьева, "центром всеобщего сознания природы", выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль ее освободителя и спасителя ("теурга"). Именно человечество является посредником между Божеством и природой.

Залогом установления на земле "царства божьего", понимаемого как "действительный нравственный порядок", является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

 

45. Философия Н.А. Бердяева. Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (1874 – 1948) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма.

Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм,гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"