Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.

Вложенные файлы: 1 файл

filshpargalka.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 29Русская философия первой половины XX в., её основные течения, особенности и проблемы.

.

Русская философия универсальна, она исследует различные темы. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX — начале XX вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвину той Вл. Соловьевым «русской идеи» (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, Вяч. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.

 В послеоктябрьский  период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой русских философов-эмигрантов в сборнике «Исход Востока» (София, 1921) и вскоре стал широко известен как концепция евразийства. Основными авторами этой теории были Н. Трубецкой, Г. Флоренский и Л. Карсавин. Это был один из наиболее теоретически разработанных вариантов «русской идеи».

Название течения происходит из географического имени континента «Евразия» и связано со стремлением евразийцев объяснить историческое и культурное своеобразие, особый путь России особенностями ее местоположения. В центре этой концепции был тезис о том, что Россия — особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, создавшая своеобразную русско-евразийскую культуру. Н. Бердяев, скептически относившейся к этой концепции, называл евразийцев скорее сторонниками «татаро-чингисхановской идеи», чем сторонниками «русской идеи».

Своего рода завершением поисков русской философией путей развития отечественной культуры и государственности стало творчество Н. Бердяева, особенно его знаменитая книга «Русская идея» (1946). Он выступил не только против идей евразийства, но и против представлений Вл. Соловьева о том, что судьбы России неразрывно связаны с идеями христианства. По его мнению, русская философская мысль XIX—XX в. выработала самобытную национальную концепцию культуры, которая отражает в полной мере характер и призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы.

Русскому духу в отличие от европейского свойствены радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски

Завершая краткий обзор истории русской религиозно-идеалистической философии первой половины XX века, следует по-видимому, ответить на вопрос о том, для чего нужно сегодня ее изучение.

Причины:•  стремление преодолеть искаженные представления о русской философии, исправить и существенно обедненный образ русской культуры в целом. •  круг идей русской философии сохраняет доныне свою плодотворность, силу и потому может помочь в решении сегодняшних нравственных и социальных проблем, в постижении настоящего и в поисках путей к будущему.

 

Вопрос30 . Экзистенциализм: основные положения, понятия, проблемы.

Широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30-60 гг. XX века получил экзистенциализм (философия человеческого существования). Представителями данного течения являются: Ясперс, Сартр, Камю, Достоевский, Бердяев. Основная тема экзистенциализма – тема существования человека в абсурдном (отчуждённом), бесчеловечном мире. Особенностью является осмысление негативных эмоциональных состояний человека (тревога, страх, ужас).

Значение: экзистенциализм исследует внутренний духовный мир человека в ситуации отчуждения от общества и встаёт на защиту прав человека. Экзистенциалисты рассматривают не отвлечённую сущность человека, а живого индивида с его чувствами, эмоциями.

Проблемы, рассматриваемые экзистенциалистами:

1. Проблема мира. Мир  – это глухая и прочная стена, противится человеку. Предметный мир – это суета сует, не подлинное существование. Он делает человека приниженным, выброшенным на обочину жизни. Человек одинок, ему неоткуда ждать поддержки. С приходом человека в этот мир, неотвратимо наступает его конфликт с миром. «Жизнь – есть боль» - такова основная правда жизни.

2. Проблема человека. Экзистенциалисты  доказывают, что каждый человек  совершенно неповторим. «Там, где  находится мой глаз – находится  другой» мы незаменимы, неповторимы. Человек делает самого себя, обретая свою сущность, и он отвечает за всё., что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек – это «проект», который живёт, развёртывается, реализуется или нет. При этом о не может сказать, «…что обстоятельства были против меня, и я не стал тем, кем бы мог быть». Нет, значит, в индивидуальном проекте не было заложено нужных качеств человека. Человек должен искать и выражать неповторимое «Я», при этом он должен опасаться власти MEN или усредняющего начала, ведь каждый из нас легко попадает под влияние стереотипов и с трудом от них избавляется.

3. Проблема бытия человека  между жизнью и смертью. Задачи  философов помочь человеку, который  находится на грани отчаяния, сохранить жизнь. Экзистенциалисты  рассматривают жизнь, как бытие  к смерти. Едва родившись, человек устремляется к смерти и смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Важно воспитать у человека великое умение достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с ней, когда смысл жить и помогать другим людям в их смертной борьбе.

Альберт Камю.

Основные работы А. Камю: «Чума», «Посторонний», «Тошнота». В своих работах, Камю ищет пути выхода для человека из ситуаций абсурда и доказывает, что у человека есть выбор способа своего поведения в жизни.

1. Согласиться с абсурдом мира (конформизм) – эта позиция на деле не что иное, как самоубийство она ведёт к духовной деградации и распаду личности.

2. Не соглашаться с абсурдом мира (активизм) – на деле означает бунт. Бунт – подлинный способ существования человека.

По-настоящему, человеческое существование заключается в том, чтобы не отрекаться от себя, не расставаться с надеждой.     

 

 

Вопрос 31.Иррационалистическое направление в философии.

В XX веке философская мысль получила своё дальнейшее развитие. Философия находилась под противоречивым воздействием человеческой цивилизации. С одной стороны, XX век – это век НТР, рассвета знаний и образованности, а с другой стороны – это время многочисленных войн, социальных катастроф. Т.е. XX век – это эпоха разумного и неразумного в деятельности человека. Противоречивость этого времени отразилась и на философии и вызвала раскол философской мысли.

В философии XX века отчётливо выявились и существуют два крупных течения.

1. Иррационализм (философия жизни). Для его представителей характерно обращение к исследованию нерационального: воля, интуиция.

2. Рационализм (философия техники). Для его представителей характерно продолжение философской традиции, культа разума человека.

В философии XX века существует большое разнообразие школ и учений. Важнейшее место в иррационализме занимает учение А. Шопенгауэра. В его работе «Мир, как воля и представление», он утверждает, что весь окружающий человека мир пронизан некой тёмной и таинственной слепой волей к жизни. Воля – это беспричинное и непознаваемое стремление к жизни. Воля побуждает человека жить несмотря не на что и идти к желанному тоже несмотря не на что.

Тема воли, как начала мира, была развита Фридрихом Ницше. Основные работы Ницше – «Так говорил Заратустра», «Антихристианин»; Ницше – автор «Концепции волюнтаризма». Главным понятием в его учении являются понятия – воля и власть. Воля к власти – душа мира, основной закон мироздания. Властолюбие, стремление к влиянию, господству органично присуще и всем людям, хотя и в разной степени. Мир – арена борьбы за власть, за превосходство над другими, поэтому несправедливость и притеснение в обществе вполне естественны, т.к. порождены пересечением различных устремлений к власти. Идеальным образом человека для Ницше был сверхчеловек, который освободился от слабых сторон своей природы. В связи с этим понятием, Ницше критикует христианство за то, что оно сделало слабым, покорным и униженным. Основной принцип Ницше: «Больше силы, больше власти».

Весьма заметное место в философии иррационализма занял психоанализ Зигмунда Фрейда. Основным понятием в его учении является «бессознательное» - это объект глубокого философского исследования. Исследование «бессознательного» позволяет проникнуть в тёмные места и закоулки духовного мира человека. «Бессознательное» невидимо, но играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. «Бессознательное» - это как бы «кипящий котёл» инстинктов, стремлений и желаний, вытесняющих сознание, - это «преисподняя» сознания.

Весь психологический мир человека имеет три слоя:

1) «Само бессознательное» (Оно);

2) «Разумное Я» (Эго);

3) «Сверх Я» - нормы и правила культуры, ценза всех поступков человека.

Фрейд доказывает, что между «бессознательным» с одной стороны, и нормами культуры вечны и искоренимы противоречия. Фрейд доказывает, что вся история развития общества – есть история ограничения желаний и подавления человека. Т.е., когда счастья становиться меньше, а несчастья больше, возникают неврозы.

Весьма влиятельным течением иррационализма является неотонизм (новое учение католической церкви). Представители этого течения (Шильсон, Марсель, Тейяр, Де, Шарден) решали следующие вопросы:

1. Считали, что важно на каждом этапе развития человеческого общества возвращаться к доказательствам существования Бога, чтобы преодолеть сомнения людей в его существовании. Неотонисты используют пять доказательств существования Бога, изложенных Ф. Аквинским.

2. Проблема человека. Неотонисты доказывают необходимость тотальной евангелиезации. Нельзя представить себе спасение человека и человечества от бед, страхов, угроз, если не признать «сверхземной порядок», т.е. Бога, не верить в бессмертие души.

3. Проблема добра и зла. Неотонисты считают, что в мире много зла, т.к. много греха. Зло проистекает от того, как человек и человечество пользуется дарованной им во благо свободой. Бог нужен чтобы наказывать человека за зло и грехи. Бог посылает человеку страдания, чтобы вернуть человека к добру.

 

Вопрос №32. Позитивизм,Неопозитивизм и постпозитивизм.

Позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпириокритицизм возник на рубеже XIX—XX вв., и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой — воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII в. Второй позитивизм связан с именами Э. Маха и Р. Авенариуса. Третий позитивизм сложился в 20-е годы XX в. и называется неопозитивизмом. Представителями являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др. Основная проблематика неопозитивизма гносеологическая.

Л. Витгенштейн — один из наиболее известных представителей неопозитивизма — предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. По его мнению, все философские проблемы имеют языковый характер. Большинство вопросов возникают из неправильного употребления языка. Псевдопроблемы могут быть преодолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витгенштейн предлагает идею создания универсального философского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он понимает языки, соответствующие различным видам деятельности человека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказывается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предлагает рассматривать язык в естественной среде его функционирования.

Неопозитивизм, иначе называемый логическим позитивизмом, предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Неопозитивизм, быстро обнаружив слабость и противоречивость своих исходных установок, был

Постпозитивизм отказался от поиска формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного и частично реабилитировал философию в ее мировоззренческой функции. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд. В постпозитивизме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствующий реалиям современной культуры.

 

Вопрос33 Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 В середине XIX века с острой  критикой  идеализма  выступил  немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их существу, считал Фейербах,  противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по  духу идеалистическая философия возникают,  по  мнению  Фейербаха,  из  отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые в действительности принадлежат самому человеку.        Согласно  Фейербаху,  для  освобождения  от  религиозных  заблуждений необходимо понять, что человек - не  творение  бога,  а  часть  -  и  притом наиболее совершенная - вечной природы.       

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"