Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка
1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14
Английский гуманист и
Спустя столетие утопические идеи
получили развитие в творчестве итальянского
мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568-1639),
доминиканского монаха, астролога и
бунтовщика. Он считал главной причиной
всех бедствий в обществе неравенство
людей; что упразднение частной
собственности искоренит
Таким образом, в эпоху Ренессанса
начал формироваться новый
17 век называют веком научной
революции. Особенно быстро
Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и отступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Период ранней философии начала
XVII века часто называют Эпохой рационализма
и рассматривают как наследницу
философии эпохи Возрождения
предшественницу философии
На Западе, философия XVII века как правило рассматривается начиная с работы Рене Декарта, который оставил огромное наследие для последующих философов. Этот период олицетворяется в Европе великими философами, работавшими с такими понятиями как эпистемология, метафизика, логика, этика, а также часто политика и физические науки.
Иммануил Кант делит своих предшественников на две школы: на рационалистов и эмпириков. К числу трёх основных рационалистов обычно относят Рене Декарта, Бенедикта Спинозу и Готфрида Лейбница. Среди эмпиристов выделяют трёх последователей Френсиса Бэкона: Томас Гоббс, Джон Локк и Джордж Беркли.
Различие этих двух течений заключается в том, что рационалисты верили в познание с помощью силы разума. Эмпирики же опирались на опыт, и считали, что истинное знание получается через ощущения — из опыта. Таким образом, рационалисты выбрали математическую модель знаний, а эмпирики взяли за основу физические науки. Первые использовали дедуктивный метод познания (от общего предположения к частным выводам). Эмпирики (Френсис Бэкон) пришли к выводу, что следует использовать индуктивный метод (от частных случаев к общему заключению).[2]
Этот период так же стал периодом рождения классики политической мысли, в частности, трактат Томаса Гоббса «Левиафан», а также «Два трактата о правлении» Джона Локка.
Научная революция «открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть современной наукой» (Паоло Росси)
В результате «научной революции» родился новый образ мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый образ науки – развивающейся автономно, социальной и доступной контролю. Другая фундаментальная характеристика научной революции – формирование знания, которое в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого –носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта. Научная революция порождает современного ученого –экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все долее строгим благодаря новым измерительным приборам, все белее и более точным.
Согласно одной точке зрения,
картина мира, явившаяся результатом
научной революции XVI-XVII вв. и нашедшая
законченное выражение в
Говоря о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в тот период механической картины мира.
Механическая научная картина мира складывалась постепенно, в ходе научной революции 17-18 веков. Развитие ее строилось на основании работ Г. Галилея и П. Гассенди. Ученые восстановили атомизм, отраженный в трудах древних философов, на основании исследований Ньютона и Декарта. Последние сформулировали основные принципы, идеи и понятия, которые легли в основы механической картины мира, завершив при этом построение новой картины мира.
Основой механической картины мира
явился атомизм. Он превратил понимание
мира и самого человека в совокупность
огромного числа неделимых
Основным понятием механической картины
мира Ньютона стало понятие
Ньютон предложил принцип
Концепция дальнодействия тесно связана
с пониманием пространства и времени
как особых сред, вмещающих взаимодействующие
тела. В рамках механической картины
мира Ньютон предложил концепцию
абсолютного времени и
Методология научного познания связана
главным образом с тремя
Примечание. Следует иметь в виду, что эмпиризм в философии – это учение о методе познания мира, основой которого является не опыт в широком смысле (опыт есть и духовный, и интеллектуальный, и творческий в сфере изящных искусств), а опыт в узком смысле – совокупноть данных органов чувств и их первичная (грубая) рассудочная обработка.
Кант так разделил философов в соответствии с их взглядами на познавательную деятельность: “В отношении предмета всякого познания нашего разума одни философы были только сенсуалистами, а другие — только интеллектуалистами. Эпикура можно считать самым выдающимся представителем сенсуализма, Платона — самым выдающимся представителем интеллектуализма... Сторонники первого направления утверждали, что действительны только предметы чувств, а все остальное есть плод воображения; сторонники второго направления, наоборот, утверждали, что чувства дают только видимость, а истинное познается только рассудком. Первые не оспаривали реаль- ности рассудочных понятий, но они считали ее лишь логической реальностью, в то время как другие — мистической. Первые допускали рассудочные понятия, но признавали только чувственно воспринимаемые предметы; вторые настаивали на том, что истинные предметы только умопостигаемы, и допускали созерцание чистого рассудка, свободного от всякой чувственности, которая, по их мнению, только запутывает чистый рассудок.
В отношении происхождения
Важно отметить существенный нюанс — эмпириками в этом контексте называются философы, которые видят путь к истинному знанию в рассудочных умозрениях, но при этом не выходят за пределы опыта. Философы, которые выходят за пределы опыта в терминологии Канта, будут отнесены к метафизикам. Действительно, и Эпикур, и Аристотель, и Локк в разных формах выражения были едины в том, что достоверное, истинное знание может быть получено только в интеллектуальной сфере, в то время как эмпирический материал дает только знание мнения, вероятностное, приблизительное знание.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
Рационализм – совокупность
философских направлений,
Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость –
логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и
его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из
понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в
виде задатков, предрасположений ума.
Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все
должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и
законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование,
что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».
Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с
его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает
ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек
существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно,
разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.
Основоположником этого направления является Р.Декарт. Основным
признаком его рационализма можно считать выведение факта существования из
факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из
врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие
Бога, существования понятия, свободу воли.
Декарт излагает основы своей метафизика как учения о наиболее общих принципа бытия и знания.
Декарт обосновал метод "картезианского сомнения”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться - сам факт существования. - "Мыслю, следовательно существую”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание - более достоверным чем сознание других.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения. Положение "Мыслю, следовательно существую” - первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия.
Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Прежде всего Д. разделял Бог и сотворенный им мир.. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Т.о. Д. допускал три субстанции - Бога, дух и материю.
Духовная субстанция обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей - воплощение естественного света разума. К врожденным идеям прежде всего относится идея Бога как существа всесовершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала - умозрение.
Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука - механики. Из природы Д. изгоняет понятие цели.
Материальные и духовные начала равны.
Метафизика Д. - это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения - материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними - БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов.