Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка
1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14
Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.
История философии - это история
самосознания человеческой
Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.Каковы исторические типы философии?
Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
-С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия
- развивалась в тесной
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов.
* Философия Нового
времени (17 в.) - для неё характерна
ориентация на науку. Причём
под наукой понимали
* Философия эпохи
Просвещения (18 в.) - основывается
на критике религии,теологии, её
важной функцией явилась
прогресса.
* Европейская философия
19 века - выступила в качестве
«критической совести культуры»
общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется
новым этапом
этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом:
- Философия отражает
отношениями (формированием права и государства).
- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры.
Структура философского знания
В первые столетия своего существования
философия не имела четкой структуры.
Первым, кто ясно поставил эту проблему,
был Аристотель. Учение о началах сущего
он называл «первой философией» (впоследствии
ее стали именовать «метафизикой»); его
учение о чистых формах мышления и речи
у стоиков получило имя «логика»; кроме
того, Аристотель написал книги по физике,
этике, политике и поэтике - очевидно, считая
их также разделами философии.
Несколько позже стоики разделили
философское знание на три предметных
области: логику, физику и этику. Это
деление сохранялось вплоть до Нового
времени, когда каждая школа принялась
по-своему перекраивать структуру философии.
Сначала превратилась в особый раздел
философии теория чувственного познания,
которой Александр Баумгартен дал
имя «эстетика». Затем кантианцы
изобрели особое учение о ценностях
- «аксиологию», переименовали теорию
рационального познания в «гносеологию»,
а метафизику - в «онтологию». Уже
в XX веке на свет появились такие
дисциплины, как философская антропология,
герменевтика, грамматология и др.
Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры
Основные разделы философского знания и их характеристика.
Философия изучает четыре основные раздела: онтология, гносеология, человек, общество.
Онтология - философское учение о бытии вообще, бытии как таковом. Теория, лишенная всякой связи с частными науками, построенная чисто умозрительным путем, не обращаясь к опытам. (Вольф 17 век) С развитием естествознания подверглась критике французскими материалистами.
Гносеология - теория познания, учение о сущности, закономерностях и формах познания. Ее главные проблемы: каковы предмет и источники познания, что в его основе и что движет им, каковы методы и формы познания, что такое истина, каково отношение между познавательной и практической деятельностью людей и т.д. Различают две различные линии в решении основных проблем гносеологии - материалистическая и идеалистическая (в зависимости как решает мыслитель основной вопрос философии - что первично - бытие или сознание). Идеализм считает, что знание является первичным, предметный же мир истолковывается как нечто производное от знания (Юм, Кант). Материалисты считают, что первично бытие, а знание есть отражение бытия (немецкие мыслители 18-19 вв. - Гегель). Различие между философами во взглядах на познание связано и с тем, какие моменты в познавательном процессе считаются ими основополагающими. В соответствии с этим существуют линии:
Эмпиризм - усматривание в фактах основание всего знания и сводящего теорию к описанию наблюдаемых фактов, Рационализм - преувеличение роли абстрактного мышления, теоретического познания, Иррационализм - противопоставление разуму, интеллекту интуицию как средство постижения предмета в его целостности.
В философии раздел, занимающийся
исследованием проблем
Основной вопрос философии - вопрос
об отношении сознания к бытию, мышления
к материи, природе, рассматриваемый
с двух сторон: во-первых, что является
первичным - дух или природа, материя
или сознание - и, во-вторых, как относится
знание о мире к самому миру, или,
иначе, соответствует ли сознание бытию,
способно ли оно верно отражать мир.
Последовательное решение О. в. ф. возможно
лишь при учете обеих его сторон.
Философы, образовавшие лагерь материализма,
признавали первичным материю, бытие
и вторичным - сознание и считали
сознание результатом воздействия
на него объективно существующего внешнего
мира. Философы, составившие лагерь
идеализма, принимали за первичное
идею, сознание, рассматривая их как
единственно достоверную
К настоящему времени
Античная философия
Средневековая философия превратилась
в инструмент религиозных споров
о христологии (учении о человеческой
и божественной сущности Христа), эсхатологии
(учении о конце истории и Страшном
Суде), креационизме (учении о творении
мира Богом) и получила официальное
признание в определении
В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).