Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 302.86 Кб (Скачать файл)

— заложили основы истории культуры (Вольтер);

— обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Культура — это  совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего  прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать:

— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);

— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Культура вбирает  в себя все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Начальная форма и первоисточник  развития культуры — это человеческий труд, способы его осуществления  и результаты. Мир культуры существует вне сознания отдельных людей  как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений  человечества.

Без культуры, вне  ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении  природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы  предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже  созданной культуры.

Культура не является пассивным хранением материальных и духовных ценностей, созданных  предшествующими поколениями, человечество активно творчески их использует для социального прогресса.

Культура — это  совокупность:

— результатов человеческой деятельности;

— исторически сложившихся способов труда;

— признанных приемов поведенческих актов человека;

— манер общения, именуемых этикетом;

— способов проявления своих чувств;

— приемов и уровней мышления.

Культура является материальными и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение того или иного объекта  материальной или духовной реальности, которое высвечивает его положительное  или отрицательное значение для  человека и человечества.

Внутри культуры как целостного образования различают  два аспекта:

— научно-технический;

— гуманитарно-художественный.

Массовость  культуры — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Для повышения культуры народа надо обращаться к истории  культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз — к чему-то упрощенному.

79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Основу древнегреческой  культуры составляют два культа:

— культ Аполлона — культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;

— культ Диониса — темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин «культура» стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. — века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

С точки зрения этой идеи термин «культура» трактовался  с двух точек зрения.

1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Развитие культуры связывали с воспитанием и просвещением людей. В период с конца XVIII в. вплоть до начала XIX в. слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». С этой точки зрения в область культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, которые созданы человеком.

2. Как образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

Культура эпохи  Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его  права на свободное развитие и  проявление своих способностей. Она  утвердила новый критерий оценки общественных отношений — человеческий.

На первом этапе  своего развития культура эпохи Возрождения  выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой  схоластике и духовному господству церкви.

Далее культура эпохи  Возрождения утверждается через  ценностно-моральный акцент философии  и литературы. Уже элементарный список работ философов эпохи Возрождения  дает представление об этом:

— «О преимуществе и превосходстве человека» — Фацио;

— «О наслаждении как истинном благе» — Лоренцо Балла;

— «О благородных нравах и свободных науках» — Вер-джерио;

— «О достоинстве» — Манетти;

— «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо);

— «О благородстве законов и медицины» — Салютати;

— «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» — Петрарка и т. д.

Культура эпохи  Возрождения появилась в Италии. В дальнейшем она охватила и ряд  стран Европы: Францию, Германию и  др. Именно роль, игравшаяся античной культурой  в становлении культуры новой  эпохи, и определила название самой  этой эпохи как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего  прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Культура характеризует  людей, определяет меру их развития, способы  самовыражения в деятельности.

Материальная и  духовная культура, традиции и моральные  нормы, специфика отношений между  личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся  в человеческой истории, — массовая культура.

В наше время необязательно  иметь поэтический талант — часто  вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый  уровень поэтической культуры и  слух, как в музыке) — и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно  лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.

Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости  думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.

Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения  талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл  и первоначальное значение.

Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и  действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

Восточная и западная цивилизации взаимодействуют между  собой. В результате этого взаимодействия возникают различные «гибридные»  общества, которые усваивают на основе своей культуры новую культуру.

Сегодня перед обществом  остро встали вопросы:

— можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

— каков путь вхождения России в мировую цивилизацию — западный или восточный;

— каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Современный Запад  — это синоним понятия «развитые  страны». Согласно этому признаку некоторые  политологи стали относить Японию к  Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет  общий с западными странами технологический  базис, она остается страной восточной  цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.

Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится  к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.

При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать  ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять соотношение  государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального  сознания.

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В искусстве главным  становится эстетическое сознание. Эстетическое — это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая  в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Эстетическое отношение  к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Сфера человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусством.

Искусство — это  средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства  являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его  цельности, но и затрагивает все  самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы.

В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство  начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение  системы этических норм или религиозных  убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все  является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:

— во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;

— во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

Искусство — это  выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой  другой конкретной деятельности, где  человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

Информация о работе Шпаргалка по "философии"