Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 302.86 Кб (Скачать файл)

2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом.

Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.

3. Пол Фейерабенд — американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний.

Этот мыслитель  является сторонником тезиса о несоизмеримости  теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.

Заслугой американского  мыслителя является настойчивый  отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс  размножения теорий, в котором  нет единой линии.

4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.

Основной идеей  Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и  особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

Эмпиризм  — теоретико-познавательное направление, выводящее познание из чувственного опыта.

Галилео Галилей (1564–1642) — итальянский ученый, основатель экспериментально-теоретического естествознания.

Эксперимент — планомерное  изолирование, регулирование и варьирование условий для изучения явлений, которые  зависят от них, с помощью наблюдений, на основании которых складывается знание регулярности и закономерностей  наблюдаемого явления. Основателем  экспериментального знания называют Галилео  Галилея, а вслед за ним Френсиса Бэкона.

Галилей был на стороне  рационализма и считал, что мир  можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума.

Галилей занимался  вопросами механики, открыл некоторые  ее фундаментальные законы, свидетельствовавшие  о том, что существует естественная необходимость. Ученый явился основателем динамики как науки о движении физических тел. Галилео являлся одним из крупнейших астрономов своего времени. Благодаря своей экспериментальной науке он изобрел телескоп, с помощью которого обнаружил фазы в движении Венеры, пятна на солнце, кольца Сатурна, скопления Млечного пути и другие явления космоса.

Его эксперименты шли  вразрез с теологическим учением  и подводили мир под гелиоцентрическую  картину. Галилей признавал существование  Бога, но считал, что после сотворения мира Творец отошел в сторону и  не вмешивался в его дальнейшее развитие. Такая точка зрения называется деизм.

Галилей предлагал  отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным  путем, искать естественные природные  причины объяснения явлений.

Своей основной задачей  Галилео Галилей считал прежде всего объяснять природу и ее законы с позиций науки. Мыслитель сформулировал основные принципы механистического материализма. По мнению Галилея, законы природы имеют принудительную силу для всех людей. Мир со своей безграничностью открыт для познания.

Истина, согласно Галилею, представляет собой интенсивный  бесконечный процесс углубления человеческой мысли в объект познания.

По мнению Галилея, все явления можно свести к  их точному количественному соотношению, поэтому в основе всех наук лежат  математика и механика.

Он являлся пропагандистом опыта как пути, который может  привести к истине. Галилео утверждал, что к истине могут привести два  метода:

— резолютивный (разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие);

— композитивный (осмысление явления как целостности).

Галилей был родоначальником  основы естественной науки Нового времени, он предложил эксперимент как  основу научного познания.

В отличие от опытов, проводившихся многими учеными  до Галилея, эксперимент предполагает:

— вычленение в реальном объекте идеальной составляющей (при проецировании на реальный объект теории);

— перевод техническим путем реального объекта в идеальное состояние, т. е. полностью отображаемое в теории.

Опыты, как они  понимаются в эмпирической традиции, начинающейся с Бэкона, дают некий  исходный эмпирический материал. А  с помощью эксперимента реализуются  научные «идеальные объекты»: идеальное  движение в пустоте, идеальный газ  и др

Введение

История развития и становления  воспитательных традиций связана с  определен-ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще-ства.

Каждая воспитательная система  несет на себе отпечаток времени  и социаль-но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас тради-ций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного крите-рия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания пока-зывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-историче-ских, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания чело-века были и остаются семья, церковь, общество и государство.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на вос-питание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

В течение многих веков  в мире развивается и по-разному  воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.

1. Зарождение систем воспитания

Система воспитания -- это совокупность взаимосвязанных целей и принци-пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа-лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу-дарства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом  и существу-ет до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи  Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного пе-риода развития человечества -- XX и начала XXI века.

В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в  мире?

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но глав-ным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообраз-ным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрас-тала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетичес-кому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предо-ставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов. Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995. - С. 27

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте  добавлялось обучение пению и  музыке. Однако способы воспитания ужесточа-лись: Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвяща-лись в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали  статус пол-ноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипер-трофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого, поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская  система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного  воспитания реализовывалась поэтапно.

До 7 лет мальчиков воспитывали  дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен-но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму-щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос-питание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши  совершенствовали свое образование  и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в  эфебии -- общественном учреждении по совер-шенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система  ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи  сво-бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет-рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно-гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое  влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос-питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не-бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у  разных народов идеи религиозного воспитания воплоти-лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.

В отличие от большинства  средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования  и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в  западной цивилизации определились три основные ста-дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча-ются намного раньше -- в период династии Хань (II в. до н. э. -- II в. н. э.).Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. - С. 156

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспи-тания джентльмена (Дж Локк).

Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по-слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержа-ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе-ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет  маль-чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме-ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, преж-де всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физи-ческого развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Идеал воспитания по Локку -- джентльмен -- высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспи-тание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен -- человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности лег-ли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав-ными составляющими его системы были:

* физическое воспитание, выработка характера, развитие  воли, и нравственное воспитание  и обучение хорошим манерам;

* трудовое воспитание;

* развитие любознательности  и интереса к учению, которое  должно было иметь как теоретическую  направленность, так и практический  характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, сре-да и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, станов-ление человека как индивидуальности.

2. Развитие педагогических  систем зарубежом

Педагогическая система  Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо исходил  из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж-но мешать развитию этого совершенства, а потому следу-ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи-ли начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интереса-ми и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил  педагогические воззрения в книге  «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книж-ный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником раз-вития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому вос-питанию.

Информация о работе Шпаргалка по "философии"