Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.
1.Содержание и методика
обучения должны способ-
2.Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики -- недопустимы и губительны.
3.Надо учить всех не
одному и тому же, а учить
тому, что интересно именно
4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непо-средственного общения с природой, жизнью, практикой. Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995. - С. 240
Педагогическая система Генриха Песталоцци - XIX век.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак-тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746--1827), который утверждал, что цель обучения -- в развитии человечности, в гармо-ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней де-ятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основоположников дидактики на-чального обучения. Его теория элементарного образова-ния включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармо-нично развитого человека. Его идею развивающего обу-чения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, геогра-фии, а также рисование, пение и гимнастику.
Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспи-тания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как осно-вы их нравственного развития. В практической педаго-гической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посиль-ного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспи-тательного коллектива, для нравственного формирова-ния своих питомцев.
Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.
1. Всякое обучение должно основываться на наблюде-нии и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
2. Процесс обучения должен
строиться путем последо-
3. Основой обучения является наглядность. Без приме-нения наглядности нельзя добиться правильных представ-лений, развития мышления и речи.
4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рас-судочностью образования, способной формировать только пустых болтунов» и т.д.
Заметную роль в разработке педагогических основ вос-питания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую рез-вость», используя для этого физические наказания, а так-же осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).
С прогрессивно-демократических позиций разрабаты-вал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистерверг. Особенно полезными являются его идеи акти-визации учебной деятельности учащихся, усилении значи-мости их самостоятельной работы.
Он был последователем Песталоцци и основными прин-ципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Активно разрабатывались идеи воспитания в россий-ской педагогике. Необходимо отметить, что в России с дав-них времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году.
Весьма плодотворной была теоретическая и практичес-кая деятельность в области педагогики выходца из Бело-руссии Симеона Полоцкого (1629--1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царе-вичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблю-дением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разрабо-тал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значи-тельно расширила высшее образование в российском го-сударстве. С. Полоцкий считал главными факторами вос-питания пример родителей и учителей, а также окружаю-щую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. - С. 214
Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711--1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую граммати-ку» (1755) и др.
Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744--1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просве-тительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Но-виков впервые в русской педагогической литературе объя-вил педагогику наукой.
С ХУШ века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учи-тельская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало от-крытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой науч-ной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Тол-стой, который в своем имении Ясная Поляна организо-вал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самосто-ятельности детей, стремился к воплощению теории «сво-бодного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».
В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824--1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если пе-дагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях -- это значит изучить его физические и психические особеннос-ти. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог бу-дет не только учителем, но и психологом. В своем капи-тальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868--1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходи-мость их учета в процессе обучения. Особое внимание об-ратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и пере-довых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, -- формирование активной и творческой личнос-ти, подготовка человека к физическому и умственному тру-ду как высшей форме человеческой деятельности.
Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравствен-ном воспитании он отводил одно из главных мест патри-отизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга -- «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспи-тания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)
Новой педагогической идеей Ушинского была поста-новка перед учителем задачи научить учеников учить-ся: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность са-мостоятельно, без учителя, приобретать новые позна-ния».
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обуче-ния, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос-новоположником научной педагогики в России.
Педагогические принципы К. Д. Ушинского
1. Обучение должно строиться
с учетом возрастных и
2. Обучение должно строиться
на основе принципа на-
Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России
В послереволюционной
России строительство системы
В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дорево-люционной России:
*разносторонний состав учебных предметов, включа-ющий гуманитарные, физико-математические и естествен-ные науки;
* большое количество учебных часов на язык и лите-ратуру, математику и естественные науки;
* значительное количество часов на физическое воспи-тание.
В дальнейшем учебные планы советской школы мно-гократно перерабатывались, однако эти характерные чер-ты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьны-ми предметами и соединить обучение с жизнью и практи-кой. Вводились новые методы и приемы обучения. Шко-ла имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. Гессен С, И.Основы педагогики. М , 1995. - С. 137
В 1930 году было объявлено о всеобщем обязатель-ном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразова-тельной школе: обеспечить высокий уровень знаний, поли-техническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным ус-воением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком оп-ределении продолжительности и структуры учебного года.
Школа была ориентирована на образование информа-ционного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные про-блемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем -- повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999. - С.273
Школе был четко сформулирован
социальный заказ: воспитание человека
определенного типа. Это определило
жесткую нормативно-
Педагогическая теория 1920--30-х годов в России име-ла ряд характерных особенностей: основная педагогичес-кая идея того времени -- идея трудовой школы, основан-ной на принципах политехничности и индустриализации.
Политехнический принцип заключается в том, что тру-довые занятия любого специального вида являются сред-ством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.
«Трудовая школа есть орудие выработки нового чело-века и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», -- писал П.П. Блонский, обо-сновывая принцип индустриализации, понимаемый как тес-ная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называ-емых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества стави-ли своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеоб-разовательные дисциплины, и учащиеся получали образова-ние в объеме школы-семилетки.
Трудовое воспитание считалось важнейшей частью пе-дагогической практики.
С. Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой педагогичес-кой работы является детский труд, существенно отличаю-щийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразо-вательным». Вопросы трудового воспитания рассматрива-лись в трудах А. С. Макаренко.
Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, -- основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеуст-ремленной личности разрабатывались в трудах практичес-ки всех крупных ученых -- педагогов того времени.