Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Что же касается мифологии,
то она является очень важной составной
частью системы философского знания.
Становление мифологии
В историческом развитии философии
мифологии от античности до эпохи
романтизма сложился целый ряд трактовок
сущности мифа: подлинная реальность,
божественное откровение, бессмысленный
полет фантазии, пустое воображение,
неправильно истолкованное
Философия как духовная традиция
охватывает достаточно большое время
(порядка 2,5 тысячи лет) и громадное
пространство — практически все
цивилизации Средиземного моря. На
протяжении своего существования философия
принимает самые разнообразные
формы, наиболее явными из которых являются
так называемые национальные философии.
Сохраняя общие черты философской
традиции, национальная философия выделяет
собственные, только для нее характерные
линии рефлексии, находясь, конечно
же, под влиянием ранее возникших
или более влиятельных в
В различных странах философия
возникает отнюдь не одновременно.
Причиной тому — социальные условия
той или иной страны. Для появления
собственной умозрительной
Национальная философия естественно предполагает нацию, причем не только как конгломерат людей, говорящих на одном языке, но ощущающих свое сущностное культурное единство. Русский народ был разделен реформами Петра Великого на две части — нобилитет, ориентированный на Европу и практически не использовавший даже русский язык, и мужиков, быт и мироощущение которых оставались примерно одинаковыми от периода удельных княжеств. Осознание единства породила Отечественная война 1812 года, закономерным итогом её стало и образование национального самосознания, проявившееся как в восстании декабристов, так и в попытке русских осознать свое место в истории человечества (П.Я. Чаадаев).
Формальной базой философии является устойчивая традиция высшего образования, приучающая человека к мысли, что знание совсем необязательно носит прагматический характер и само по себе сомнительно. Долгое время единственным образовательным учреждением подобного рода оставалась Славяно-греко-латинская академия. Массовое появление университетов в России относится лишь к рубежу XVIII –XIX веков.
Все названные условия
порождают действительно
Схема развития философской национальной традиции зависит в первую очередь от общей духовной ориентации народа. Духовная традиция России определялась православным (восточным) вариантом христианства, заимствованным из Византии. Центром духовной жизни была не иерархия церкви как выразителя внешнего порядка, а монахи-аскеты, углубленные в мистическую, созерцательную жизнь. Эта особенность духовной жизни нашей страны — одна из причин позднего появления философии как духовной традиции, требующей определенного внешнего оформления. Содержание же в русской мысли практически всегда доминировало над формой, поэтому первые философские системы были созданы только в 70-е годы XIX столетия, а до этого времени основным жанром философии была публицистика.
Каковы отличительные
особенности русской
Важнейшей чертой отечественного
умозрения стала этическая
Началом философии в России
следует считать «
XIX-XX века занимают особое
место в развитии русской
В ХХ же веке русская философия не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает приобретать мировую значимость и мировое влияние.
Итак, что же характеризует русскую философию ХIХ-ХХ веков в целом? Своеобразие русской философии состоит в том, что, в отличие от философии европейской, она не стремится к абстрактной систематизации идей и понятий, но опирается на интуитивное познание сущего, которое постигается в силу этого не столько через логические понятия и определения, сколько через символ и образ “посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности”.
Во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.
Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций. Поэтому, вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?»
Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.
XIX век по праву называют
«золотым веком» русской
В это время философская
мысль развивалась в
Обычной формой русского философского
творчества является свободное литературное
произведение, которое лишь изредка
посвящено определенной философской
проблеме. Как правило, речь идет о
конкретных вопросах исторической, политической
или литературной жизни, но попутно
освещаются глубочайшие мировоззренческие
вопросы. Именно такими являются произведения
славянофилов, П.Я. Чаадаева, К. Леонтьева,
Вл. Соловьева. Можно назвать роман
“Братья Карамазовы” Ф.
Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:
-сфера познания («вера» - «знание»)
-сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)
-сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)
В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:
-в сфере познания - это
идеал рациональности или
-в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)
-в сфере нравственности - идеал человека, определяемый:
а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь;
б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.
Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:
философия тотальности (коллективности, целостности) философия индивидуальности.
Понятие «античная философия». Специфика античной философии как её сущностное единство. Периодизация античной философии исходя из смены её объекта и задач (по Челпанову): 1) натурфилософский период; 2) антропологический период; 3) систематический период; 4) этический период; 5) религиозный период.
Предмет и задачи античной философии в различные периоды её истории.