Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.).
Характерные черты философии Милетской и Элейской школ. Милетская школа.
Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.
Фалес. Соединял практическую
деятельность с глубоким изучением
природы. Свои географические, астрономические
и физиологические познания Фалес
связал в философское представление
о мире, материалистическое в основе,
несмотря на явные следы мифологических
представлений. Фалес полагал, что
все существующее возникло из воды.
По форме Земля - плоский диск, плавающий
в воде. Вселенная полна богов,
все воодушевлено. Полагал, что ближе
всего к Земле находятся
Анаксимандр. Прозаическое
сочинение “О природе”. Впервые
чертит карту земли и создает
нечто вроде небесного глобуса.
Земля по форме напоминает срез цилиндра
или колонны. Небо - сфера, окружающая
Землю со всех сторон. Земля неподвижно
пребывает в центре мира, находясь
на равном расстоянии от всех точек
небесной сферы. Пространство первоначально
было заполнено неизвестным
Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.
Философия элейской школы.
Ксенофан (565 - 470 до н.э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.
Парменид (540 - 470 до н.э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями.
Зенон (490 - 430 до н.э.). Аристотель
видел в Зеноне родоначальника “диалектики”
- этим словом называлось тогда искусство
достигать истины в споре путем
выяснения противоречий в суждении
противника и путем устранения этих
противоречий. Однако Зенон не был
диалектиком в современном
После всех попыток конкретизировать
идею первоначала в виде отдельных
параметров природы — атомов, корпускул,
элементарных частиц и их составляющих
(вроде кварков), энергии, натурфилософская
мысль вернула в центр
Бытие, во-первых, охватывает собой всё то, что существует на са-мом деле, вне желаний и фантазий людей; оно тотально.
Во-вторых, бытие обусловливает порядок всех без исключения ве-щей и процессов, вмещает в себя законы их существования и исчезнове-ния. Отдельные вещи появляются, меняются и исчезают, а бытие как таковое — вечно и неизменно, целостно. Этот вывод сформулировал уже древнегреческий мыслитель Парменид: «Бытие есть, а небытия нет», ибо его не помыслишь. Мыслить возможно о чём-то сущем, хотя бы в нашем воображении. Невозможно быть существующим только отчасти, сам факт существования чего угодно не может быть поделён.
В-третьих, бытие носит отвлечённый от любой конкретики, сугубо умозрительный характер. Его нельзя увидеть, потрогать, иначе ощутить; возможно мыслить бытие как предельную по масштабу абстракцию.
Наиболее глубокое и содержательное рассмотрение бытия предпринял немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (1889–1976).
Постигая мир с помощью абстрактного мышления, философия вы-водит из понятия бытия целую серию универсальных понятий, которые именуются категориями. Понятия, вообще говоря, бывают единичными (отдельная личность), общими (к примеру, европейцы, русские, москвичи), даже нулевыми («русалка», «кентавр», «вампир» и т.п.). Самые общие понятия для той или иной области знания и называются её категориями (вещество, поле, энергия, валентность и т.п. для естествознания). Понятия философской онтологии не просто общие, но всеобщие, глобальные. Их так или иначе используют все области знания и практики, если желают профессионализироваться и осовремениться.
Основой категориального
описания мира является существование
мыслящего «я», человеческого сознания,
которое только и способно постичь
мир в понятиях. Всё, что только
существовало, существует или будет
существовать во внутреннем и внешнем
по отношению к этому «я» мире,
логически делится на две сферы.
Часть вещей и процессов суще-
Продвигаясь по пути познания внешнего и внутреннего мира, человек осознаёт, что его опыт — и сенсорный, и мысленный — ограничен. Не только индивидуально и в настоящее время, но вообще для человеческого сознания. Эта часть бытия носит в принципе непостижимый — трансцендентный характер (дословно с латинского — запредельный, находящийся за границей).
Для религии, богословия трансцендентным объектом выступает бог — его ведь нельзя сравнить ни с чем наглядным, нельзя и сформулировать логически. Эпитеты божества (всемогущий, вечный и т.п.) только озвучивают веру в него.
Для науки трансцендентна вся сфера ещё не познанного с достовер-ностью (причины некоторых болезней, существование других галактик, отдалённое будущее человечества).
Трансцендентны для философии её понятия, которые в принципе не могут быть даны в нашем опыте, — невозможно представить себе не только, допустим, дружбу, любовь или ненависть вообще, но и фрукт, либо шар как таковые. Общие сущности возможно понять лишь интеллектом, умозрительно, и выразить на особом языке, состоящем из уже упоминавшихся категорий.
Та часть мира, что доступна нашему опыту, носит имманентный (находящийся внутри), т.е. в принципе доступный человеческому опыту характер. Не целиком сейчас уже освоенный в непосредственном опыте человечества, но вообще-то, когда-нибудь вполне достижимый (так, ви-русная этиология многих заболеваний (онкологических, кардиологиче-ских, прочих) когда-то непременно подтвердится, или же опровергнется.
Проделанные выкладки в разницу уровней познания и мышления помогут нам усвоить спектр онтологических категорий.
Медицина — одно из примечательнейших
явлений современной культуры. Пройдя
путь от ремесла до развитой научной
отрасли, она стала неотъемлемым
компонентом комплекса
В структуре знания философии
принадлежит особая роль — разработка
наиболее общей терминологии описания
мира, следовательно, задачей философии
медицины должно было бы быть построение
философско-методологического
Всеобъемлющая философская теория медицины могла бы быть в какой-то мере заменена культурологическим исследованием. Его основу составляет рассмотрение медицины в качестве части той или иной культуры, отражающей установки всего культурного комплекса. Данными установками, применительно к медицине, будут представления о том, что есть человеческое тело, на каких принципах основано его функционирование, каковы причины болезни, методы лечения и, следовательно, отрасли медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания.
Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С современных позиций этот подход может быть охарактеризован как функциональный; каналы, меридианы, гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически опредмеченные связи органов и систем. Основная задача медицины — обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и её равномерное, незатрудненное течение по всем каналам; методы лечения — иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы. За китайской медициной закрепился термин — "организмический натурализм"; обозначающий нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования организма.
Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала тело как способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Итак, философия позволяет понять самые общие установки культуры, а посредством их указать на основные идеи, направления и пределы той или иной медицинской традиции.
Европейская медицинская
традиция Нового времени начинается
с пристального изучения анатомии человеческого
тела и в настоящее время
Современная медицина, пожалуй, единственная в мире полностью анатомическая традиция. Китайская классическая медицина обращалась к органам как функциональным проявлениям организма, так, например, легкие — система дыхания в целом, включая газообмен через кожу, а печень — система объема веществ и все ступени его регуляции. Аюрведа использовала для описание анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Только европейцы сделали реальную анатомию центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется как машина; душа в её различных проявлениях становится объектом исследования довольно поздно и до сих пор не существует строгих подходов для описания и объяснения ее механизмов. Такой подход, с одной стороны, привел к взлету естественнонаучного знания, выработки методов лечения абсолютно не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую, что дало возможность представить медицинскую помощь всем нуждающимся, поставив процесс подготовки медиков на поток, скачкообразно увеличив их численность и качество лечения. С другой стороны, появилась опасность недооценки организма как целостности (бесконечная специализация отраслей), акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции (европейская хирургия и фармакология), снятие ответственности за свою жизнь с пациента и перенос её целиком на врача.