Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Платон впервые разделил философов на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия. Одни полагают, «будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же». Другие настаивают «на том, что истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же... называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами... всегда происходит сильнейшая борьба»1.
Если одни философы (названные позже материалистами) считают, что первоначала составляют природу, а душу они выводят из первоначал, то для других (названных позже идеалистами), по словам Платона, «первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична... именно душа существует по природе»2. Сам Платон относил себя ко вторым. Душа движет самое себя, она «правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть»3. От души происходят «вторичные движения тел». Душа «пестует все и ведет к истине и блаженству».
Душа и тело, по Платону, противоположны. Если тело -темница души, то душа является бессмертной сущностью, которая вселилась в телесную оболочку: «Ведь каждое тело, движимое извне - неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так, и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна».4
Платон выстраивает целую иерархию божественного миропорядка.
Мир идей Платона, как пирамида, завершается идеей Блага
Идея Блага «придает познаваемым вещам истинность», является причиной знания, она подобно Солнцу, дающему рождение, способствующему росту и питанию, дает вещам бытие и существование. Благо проявляется в прекрасном и истинном, его трудно постичь человеческому уму, но его можно постичь через красоту, соразмерность и истину. Идея для Платона есть образец (парадигма) для вещей, общее понятие, сущность данного класса вещей, причина, к которой стремятся вещи.
Диалектика - такое понимание
мира и такой способ мышления, при
котором различные явления
Законы диалектики.
Впервые законы диалектики были открыты
Гегелем.
Выделяют 3 основных закона диалектики:
Их считают основными, т.к. они
выражают суть развития и отвечают
на 3 самых важных вопроса означающих
суть развития:
^Основные понятия закона: тождество, различие, противоположность.
Тождество – совпадение, сходство вещей, их одинаковость. Два предмета тождественны. Когда все свойства одного совпадают со всеми свойствами другого, но в мире нет ничего абсолютно тождественного. Вещи различаются по возникновению, по характеру изменения, поэтому они не могут быть тождественными при всех их сходстве. Даже отдельная вещь меняется и не тождественна самой себе в прошлом. Абсолютное тождество может быт только в абстракции. В реальной действительности существует лишь конкретная тождественность, которая содержит в себе различия.
Различие – несовпадение,
несходство сторон вещей, неодинаковость.
Два предмета различны, если об одном
из них можно сказать о свойстве,
которого не было бы в другом. В реальной
действительности различия тоже конкретны,
они содержат внутри себя тождество:
1) О различие можно говорить лишь
по отношению к тем предметам,
которые изначально имеют некое
подобие. Тождество выступает
Противоположность – это предельная степень различия, взаимное исключение сторон, предметов, явлений. Самые древние люди выделяли противоположности: земля-небо, свет-тьма, добро-зло. В 20 веке ученые заглянули вглубь материи и увидели ту же полярность: атом состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Таким образом, в самом фундаменте материи мы находим противоположность. Все явления в действительности полярны. Но диалектика не ограничивается фиксацией полярностей, она стремится понять их природу, сущность, особенности и взаимодействие, процессы развития. Результатом этого явилось понятие диалектического противоречия.
Диалектическое противоречие
– взаимодействие противоположностей,
при котором они взаимно
Пространство и время как атрибутивные свойства материи
Общие свойства, выражающие
структурную организацию
Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Попытаемся выяснить таким
же образом содержание понятия времени.
Материальный мир состоит не только
из структурно расчлененных объектов.
Эти объекты находятся в
По поводу расположения материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур)– считали время и пространство как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики.
Сторонники второго – реляционного (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих событий. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
Пространство и время
представляют собой формы, выражающие
определенные способы координации
материальных объектов и их состояний.
Содержанием этих форм является движущаяся
материя, материальные процессы, и именно
особенности и характер последних
должны определять их основные свойства.
В этом отношении диалектика нацеливала
науку на поиски зависимости между
определенными свойствами пространства
и времени и сопутствующими материальными
процессами, которые их определяют.
Кроме того, наличие у пространства
и времени единого содержания
— движущейся материи — указывает
и на взаимосвязь между самим
пространством и временем, на невозможность
их существования абсолютно
Основное философское значение теории относительности состоит в том, что:
- исключила из науки
понятия абсолютного
- показала зависимость
пространственно-временных
- подтвердила правильность
трактовки пространства и
Категории пространства и
времени носят универсальный
характер, так как применимы для
анализа объективной и
Можно выделить пространство и время социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, город, государство. Ощущение времени в разные эпохи связано с темпом жизни, с насыщенностью событиями. Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов.
Сознание – символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.
Сознание – это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.
В истории философии первым
был термин душа. Понятие «ум» также
применялось и для
Господство в прошлом
религиозной идеологии имело
печальные последствия для