Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 00:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть систему управления государственной собственностью и правомерности применяемых принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.
ВВЕДЕНИЕ
Российской Федерации
государственная собственность
долгое время оставалась ведущей
формой собственности и имела
наибольший удельный вес. Концентрация
имущества в государственной
собственности и, как следствие,
ограничение имущественной
В настоящее время
Действующее законодательство
рассматривает государственную
и частную собственность не как
противостоящие друг другу формы
собственности, а как две составляющие
экономических отношений
В сложной системе экономических
отношений государственная
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.
Объектом в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации.
Предмет - государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.
Цель курсовой работы: рассмотреть
систему управления государственной
собственностью и правомерности
применяемых принципов и
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы
управления государственной
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
В качестве источников информации использовались нормативно-правовые акты, учебники, а также интернет ресурсы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.1 Понятие и состав государственной собственности
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [Приложение А].
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Средства соответствующего
бюджета и иное государственное
имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну
Отнесение государственного
имущества к федеральной
Объекты, составляющие основу
национального богатства
- ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;
- охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
- объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;
- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
- государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды);
- имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;
- высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров;
- предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;
- предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;
- предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;
- государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;
- предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- объекты оборонного
- объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства (предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья); предприятия топливно-энергетического комплекса; предприятия и объекты электроэнергетики; предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации; федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации; предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры; государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии)[4].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 [2] Правительством РФ было установлено:
1) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений;
2) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
3) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы;
4) основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:
- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
- осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
- осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
- защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
- осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
Установлена предельная численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в количестве 530 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 3251 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
1.2 Система управления государственной собственностью
Реализация права государства
на объекты собственности
Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий[1]:
1) макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды;
2) мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Мингосимущества России со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства;
3) микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата Мингосимущества России между собой.
До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.
Систему федеральных органов
исполнительной власти возглавляет
Правительство Российской Федерации,
которому Конституцией Российской Федерации
поручено, в частности, управление государственной
собственностью. Осуществляя процесс
управления государственной