Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 22:42, курсовая работа
Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Введение 3
1. Сущность бюджета 4
2. Понятие сбалансированности бюджета 6
3. Проблемы сбалансированности бюджета 9
Заключение 12
Список использованной литературы
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Так, в период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
3. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом5.
Снижению дефицита бюджета способствует его гласность, т. е. доступность всей информации об утвержденном бюджете, отчетах по его исполнению, по решениям органов местного самоуправления и вопросам, вызывающим среди них разногласия.
Также сбалансированность бюджета зависит от надежности показателей прогноза социально-экономического развития.
Не меньшее значение имеет реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Кроме того, бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Первостепенное внимание надо обратить и на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Так, едва ли можно упрекнуть правительство РФ, если оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы6. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Таким образом, сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.
На основании данной работы можно сделать следующие выводы:
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Построение эффективной бюджетной системы — одно из необходимых условий успешного функционирования и социально-экономического развития государства. При этом в качестве критерия эффективности выступает обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить цели, преследуемые данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.
Список использованных источников
3. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 233-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" //Консультант-Плюс.
Учебная литература
4. Борисова О.С. Регулирование бюджетного профицита РФ // Финансы 2009. №1 – 28-31 с.
5. Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит // социально-политический журнал 2008, № 4, - 18 с.
6. Илларионов А.М. Теория "денежного дефицита" как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики 2010, № 10, - 32-34 с.
7. Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.
8. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2009 – 58-62 с.
9. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист 2010, № 3 – 40 с.
10. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008. - 544 с.
1 Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист 2010, № 3 – 40 с.
2 Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит // социально-политический журнал 2008, № 4, - 18 с.
3 Борисова О.С. Регулирование бюджетного профицита РФ // Финансы 2009. №1 – 28-31 с.
4 Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2009 – 58-62 с.
5 Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008. - 544 с.
6 Борисова О.С. Регулирование бюджетного профицита РФ // Финансы 2009. №1 – 28-31 с.