Совершенствование финансовой системы внутреннего финансового контроля на предприятии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:35, дипломная работа
Краткое описание
Цель дипломной работы заключается в исследовании организации финансового контроля и управления финансами строительного предприятия. Для достижения заданной цели были сформулированы следующие задачи: - изучить теоретические и методологические основы организации внутреннего финансового контроля строительного предприятия; - исследовать деятельность строительного предприятия; - рассмотреть особенности финансового контроля строительного предприятия ООО «Мой дом»; - сформулировать направления совершенствования финансового контроля исследуемого предприятия.
Содержание
Введение 2 1. Теоретические вопросы (аспекты) внутреннего финансового контроля 5 1.1 Понятие: сущность, задачи, цели 5 1.2 Место внутреннего финансового контроля в финансовой экономической деятельности 14 Глава 2.Совершенствование финансовой системы внутреннего финансового контроля на предприятии 22 2.1 Финансовая экономическая характеристика предприятия 22 2.2 Организация внутреннего финансового контроля на предприятии 35 2.3 Совершенствование внутреннего финансового контроля на предприятии 42 Заключение 57 Список литературы 61 Приложения 65 Приложение 1 65 Приложение 2 67
Создание и выполнение системы
внутреннего финансового контроля считается
обязательной составной частью проектирования
всей полностью системы управления предприятием,
благодаря этому, как нельзя лучше обеспечивается
его эффективность. Непосредственно система
внутреннего финансового контроля на
предприятии создаются как по линейному,
так и по функциональному принципу или
сразу одновременно. Основная задача этих
систем, это грамотное разделение возложенных
контрольных обязанностей отдельно взятых
служб и их непосредственных менеджеров.
В этих традиционных и необходимых системах
внутреннего контроля, сама система
внутреннего финансового контроля считается
органическим связующим звеном.6
В аудиторской деятельности
по Российским стандартам система внутреннего
финансового контроля считается совокупностью
всех организационных структур, процедур
и всевозможных методик которые были приняты
руководством некого экономического субъекта,
как средства для максимально эффективного
и управленческого ведения всей хозяйственной
деятельности. Кроме этого включаются
созданные такие структуры как надзор
и проверка, внутри экономического субъекта
созданные своими собственными силами.
Основные цели системы внутреннего
финансового контроля:
Полное соответствие ведущейся
деятельности предприятия поставленному
курсу своих действий (ориентирам и целевым
установкам), а также и стратегии;
Организация должна иметь стабильную
устойчивость рыночную, финансово-экономическую
и правовую;
Текущая финансово-экономическая
деятельность должна быть упорядоченной
и эффективной;
Организовать полную сохранность
всего имущества организации, всех оборотных
средств и внеоборотных активов, включая
обобщённые и систематизированные данные,
используемые в управлении;
Достижение максимальной эффективности
всего бухгалтерского учёта (разноска
по счетам, арифметическая точность, полнота
и наличие, формальная разрешенность,
раскрытие и представление всех данных
в отчётности и временная определённость);
Высокая производительность
труда с постоянным ростом, обращение
и снижение возможных издержек производства,
заметное улучшение финансово-экономических
показателей деятельности и т.д.;
Внутренний финансовый контроль
простота построения контроллинга, простейшие
методы и формы выстраиваются в полном
соответствии с целями финансового контроля.
В последствии это всё требует гораздо
меньших усилий затрат контролирующих
менеджеров и приводит к большей экономии.7
В связи с этим основными формами
предварительного внутреннего финансового
контроля являются:
- проверка финансово-плановых
документов (расчетов потребности в денежных
средствах, смет доходов и расходов и др.)
главным бухгалтером (бухгалтером), их
визирование, согласование и урегулирование
разногласий;
- проверка и визирование проектов
договоров специалистами юридической
службы и главным бухгалтером (бухгалтером);
предварительная экспертиза
документов (решений), связанных с расходованием
денежных и материальных средств, осуществляемая
главным бухгалтером (бухгалтером), экспертами
и другими уполномоченными должностными
лицами.
Текущий (оперативный) контроль
производится в процессе совершения финансово-хозяйственных
операций или выполнения должностными
лицами учреждения своих функциональных
обязанностей по контролю за наличием
денежных и материальных средств.
В ходе текущего контроля, как
правило, не производится проверка финансовых
операций за предшествующий период. Однако
в случае выявления в процессе текущего
контроля финансовых нарушений руководителем
учреждения может быть принято решение
о проведении одной из форм последующего
контроля.
К формам текущего (оперативного)
внутреннего финансового контроля относятся:
- проверка расходных денежных
документов до их оплаты (расчетно-платежных
ведомостей, платежных поручений, счетов
и т. п.). Она осуществляется руководителем
учреждения, его заместителями (помощниками),
руководителями структурных подразделений,
главным бухгалтером (бухгалтером). Фактом
такого контроля являются подписи этих
должностных лиц на документах о их проверке
или разрешении к оплате;
- проверка наличия денежных
сумм в кассе учреждения;
- проверка полноты оприходования
полученных в банке наличных денежных
средств;
- проверка у подотчетных лиц
наличия полученных под отчет наличных
денежных средств и (или) оправдательных
документов;
- контроль за взысканием дебиторской
и погашением кредиторской задолженности;
- сверка аналитического учета
с синтетическим (оборотная ведомость);
Последующий контроль осуществляется
после совершения финансово-хозяйственных
операций с полной или частичной проверкой
первичных учетных документов за определенный
период. Целью последующего внутреннего
финансового контроля является вскрытие
фактов незаконного, нецелесообразного
расходования денежных и материальных
средств, а также вскрытие причин, породивших
их.8
Основными формами последующего
внутреннего финансового контроля являются:
- инвентаризация;
- внезапная проверка кассы;
- проверка полноты оприходования
полученных в кредитной организации наличных
денежных средств;
- проверка вопросов поступления,
наличия и использования денежных средств
в учреждении;
- документальные проверки финансово-хозяйственной
деятельности специально созданной комиссией;
- проверки по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной деятельности,
осуществляемые по указанию руководителя
учреждения главным бухгалтером (бухгалтером),
специально созданной комиссией и (или)
другими уполномоченными должностными
лицами;
- документальные ревизии финансово-хозяйственной
деятельности подсобных предприятий и
хозяйств, состоящих на балансе учреждения
(гостиница, общежитие, детский сад, банно-прачечный
комбинат и др.), а также структурных подразделений,
осуществляющих предпринимательскую
и иную приносящую доход деятельность.
Для достижения соответствующих
целей представляется целесообразным
создание в учреждении специальной комиссии
(внутренней проверочной или др.), в
обязанности которой входила бы организация
и проведение мероприятий внутреннего
финансового контроля (аудита).
Свою деятельность такая комиссия
должна осуществлять на основании утвержденного
руководителем учреждения Положения о
комиссии, а также программ осуществления
соответствующих проверок.
В обязанности этой комиссии
могут быть вменены:
- проведение инвентаризации;
- проведение проверки вопросов
поступления, наличия и использования
денежных средств учреждения;
- внезапные проверки кассы
и др.9
1.2
Место внутреннего финансового
контроля в финансовой экономической
деятельности
До недавнего времени внутреннему
контролю в организации не уделялось
должного внимания. Нужно отметить, что
до сих пор четко не определено место внутреннего
контроля в системе управления финансовыми
рисками организации. Более того, не
вполне понятно, что понимать под внутренним
контролем и что включать в систему внутреннего
контроля организации. При этом система
внутреннего контроля является тем ключевым
звеном, которое должно повысить эффективность
контрольных процедур в рамках приоритетных
направлений Стратегии развития деятельности
в РФ на период до 2015 года, к числу которых
относится выработка единых правил и стандартов
введения в организациях служб внутреннего
контроля.
Внутренний контроль организации
тесным образом связан с внутренним аудитом
и менеджментом. Безусловно, внутренний
аудит является составной частью системы
внутреннего контроля деятельности.
Вместе с тем функции внутреннего контроля
зачастую отождествляются с функциями
внутреннего аудита. Например, руководитель
службы внутреннего аудита ОАО «Ростра»
наряду с разработкой локальных нормативных
(регламентирующих) документов, подбором
персонала, планированием деятельности,
проведением аудиторских проверок, написанием
и согласованием предписаний нескольких
аудиторских групп по результатам аудитов,
разработкой рекомендаций по исправлению
выявленных нарушений занимается также
выстраиванием системы внутреннего контроля
и бизнес-процессов организации, системы
контроля исполнения предписаний. В обязанности
начальника управления внутреннего контроля
ЗАО «Уралсиб» вменено проведение комплексных
и тематических аудиторских проверок
организаций, входящих в структуру корпорации,
и их филиалов, планирование и организация
проверок. Кроме того, он осуществляет
руководство проверками и контроль качества
проведенных проверок, готовит предписания
по результатам проверок, проводит контроль
исполнения предписаний. В некоторых
организациях функции внутреннего контроля
и аудита объедены в единую службу. Так,
ведущий специалист управления внутреннего
контроля и аудита ОСАО «Россия» осуществляет
аудит деятельности компании и ее филиалов,
занимается подготовкой предписаний по
результатам аудиторских проверок, согласованием
внутренних документов, типовых форм и
правил страхования.
Более того, роль внутреннего
контроля во многих случаях сводится,
можно сказать, к поддержке внешнего аудита.
Система внутреннего контроля – это совокупность
методик и процедур, используемых руководством
аудируемого лица в целях выявления, исправления
и предотвращения существенных ошибок
и искажений в учетной информации, что
способствует повышению достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности.10
Таким образом, на данном этапе
развития понятия «внутренний аудит»
и «внутренний контроль» организаций
являются тождественными. В организациях
образованы службы внутреннего аудита
или управления внутреннего контроля,
функции которых пересекаются или полностью
совпадают.
Вместе с тем в последнее время
усилилось внимание к службе внутреннего
контроля в связи с принятием Федерального
закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированием терроризма»11 и распоряжением Правительства
РФ от 17 июля 2002 г. № 983-р «Об утверждении
рекомендаций по разработке правил внутреннего
контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма».12
В соответствии с данными документами
внутренний контроль – это деятельность,
осуществляемая страховщиком (его органами
управления, подразделениями и работниками)
и направленная на достижение целей, которые
обеспечивали бы не только эффективность
и результативность финансово-хозяйственной
деятельности страховщика, эффективность
управления активами, включая обеспечение
их сохранности, собственным капиталом,
и и иными обязательствами, эффективность
управления рисками страховщика, но и
противодействие легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма.
Исследование взаимосвязи между
внутренним аудитом, системой внутреннего
контроля и службой экономической безопасности
организаций дает основание предположить
следующее.
Система внутреннего контроля
организаций не должна замыкаться только
на проведении внутреннего аудита, осуществлении
страхового менеджмента, проведении инвентаризации
имущества и финансовых обязательств.
Она должна также осуществлять деятельность,
обеспечивающую безопасность информации
организации. Но главное, она должна включать
подразделение, обеспечивающее организацию
работы по противодействию легализации
доходов. В связи с этим основной целью
функционирования системы внутреннего
контроля является создание условий осуществления
операций с денежными средствами, максимально
сокращающих возможность использования
механизмов страхования и перестрахования
в целях легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, и финансирования
терроризма. Основной задачей функционирования
системы внутреннего контроля является
своевременное выявление и фиксация признаков
операций с денежными средствами, свидетельствующих
о возможной подготовке и проведении операций
по легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
Также представляется целесообразным
расширить функции внутреннего контроля
и не связывать его только с контролем
в целях противодействия легализации
доходов. Сфера страхования отличается
разнообразием экономических и финансовых
правонарушений, осуществляемых в интересах
страхователей, посредников и организаций
в лице руководителей. Например, страховая
организация сама может участвовать в
легализации денежных средств, но, с другой
стороны, страховую организацию могут
использовать как площадку для легализации
денежных средств. Поэтому целесообразно
ставить вопрос о создании системы внутреннего
контроля, который бы охватывал также
и контроль в целях предотвращения мошенничества,
ухода от налогов, перевода капиталов
за рубеж. Поэтому целесообразно распространить
сферу внутреннего контроля и на эти виды
правонарушений.
Кроме того, правонарушения
в сфере страхования могут осуществляться
в интересах страхователей, посредников
и организаций (в лице руководителей
всех уровней). Поэтому при формировании
системы внутреннего контроля необходимо
учитывать специфику профессиональной
деятельности финансового посредника
и руководителей организации, а также
учитывать особенности деятельности
организации.
Система внутреннего контроля
должна также сосредоточить свое внимание
на контроле за формированием и размещением
как собственных средств организаций,
так и средств резервов, тем более что
для увеличения уровня капитализации
отрасли организациям разрешено использовать
субординированные займы в размере, не
превышающем одной четвертой величины
собственного капитала организации
сроком не менее 5 лет без права истребования
их займодавцем до истечения указанного
срока.
Формирование системы внутреннего
контроля значительно усиливает роль
службы безопасности, которая в той или
иной форме уже создана во многих организациях.
В настоящее время служба безопасности
(СБ) компании представляет собой отдельное
структурное подразделение, основными
задачами которого являются:
- взаимодействие и
обмен информацией с правоохранительными
органами и соответствующими
службами безопасности;
- проведение мероприятий
в целях выявления, предупреждения
и пресечения различного рода
правонарушений;
- разработка методических
материалов по вопросам финансово-экономической
безопасности и защиты конфиденциальной
информации;
- сбор, накопление, анализ
и автоматизированный учет информации
по вопросам обеспечения комплексной
безопасности подразделений и
филиалов компании;
- подготовка обобщенных
данных и заключений по проблемам
безопасности.13