Совершенствование финансовой системы внутреннего финансового контроля на предприятии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:35, дипломная работа
Краткое описание
Цель дипломной работы заключается в исследовании организации финансового контроля и управления финансами строительного предприятия. Для достижения заданной цели были сформулированы следующие задачи: - изучить теоретические и методологические основы организации внутреннего финансового контроля строительного предприятия; - исследовать деятельность строительного предприятия; - рассмотреть особенности финансового контроля строительного предприятия ООО «Мой дом»; - сформулировать направления совершенствования финансового контроля исследуемого предприятия.
Содержание
Введение 2 1. Теоретические вопросы (аспекты) внутреннего финансового контроля 5 1.1 Понятие: сущность, задачи, цели 5 1.2 Место внутреннего финансового контроля в финансовой экономической деятельности 14 Глава 2.Совершенствование финансовой системы внутреннего финансового контроля на предприятии 22 2.1 Финансовая экономическая характеристика предприятия 22 2.2 Организация внутреннего финансового контроля на предприятии 35 2.3 Совершенствование внутреннего финансового контроля на предприятии 42 Заключение 57 Список литературы 61 Приложения 65 Приложение 1 65 Приложение 2 67
- при проведении внешнего
финансового контроля необходимо
более внимательно относится
к организации выездных налоговых
проверок для защиты предприятия
от предвзятого отношения налоговых
работников;
- необходимо тщательно
подходить к выбору независимой
аудиторской фирмы, так как от
компетенции и честности ее
работников зависит оценка деятельности
фирмы;
- при анализе внутреннего
контроля выявлено отсутствие
контрольно-ревизионной комиссии, которая
раз в полгода должна проводить
ревизию на предприятии. Так как
наличие ежегодного аудиторского
контроля недостаточно;
- необходимо обратить
внимание на работников и применить
метод периодического перераспределения
обязанностей между работниками;
- целесообразно внедрить
систему бюджетирования;
- необходимо совершенствовать
контроль при планировании продаж;
- необходимо применить
ранжирование к заказчикам и
сформировать базу данных на
покупателей (заказчиков);
- необходимо внедрить
контроль экономичности закупочных
цен;
- внедрить контроль за злоупотреблениями
ответственных лиц;
- неиспользование автоматизированных
систем учета для подготовки
управленческих решений значительно
тормозит не только осуществление
контроля, но отрицательно сказывается
на общем финансовом анализе
деятельности предприятия.
Для совершенствования финансового
контроля на предприятии целесообразно
разработать мероприятия по устранению
вышеуказанных недостатков.
2.3
Совершенствование внутреннего
финансового контроля на предприятии
Предлагаю ряд мер для повышения
эффективности функционирования системы
внутреннего финансового контроля
для ООО «Мой дом».
1. Для осуществления внутреннего
аудита в ООО «Мой дом» необходимо
создать внутренний контролирующий орган
- ревизионную комиссию.
Ревизионная комиссия осуществляет
проверку деятельности общества и
докладывает результаты проверки генеральному
директору. В случае выявления угрозы
интересам предприятия ревизионная комиссия
обязана уведомить совет учредителей.
Ревизионная комиссия составляет заключения
по квартальным и годовым отчетам и балансам
и представляет их учредителям общества.
Ревизионная комиссия осуществляет проверку
по утвержденному плану на календарный
год. Планы работы целенаправленны,
реальны и конкретны. Требования к
планированию заключаются в создании
условий обеспечивающих своевременность,
высокое качество и эффективность проводимых
ревизий и тематических проверок.
Ревизионная комиссия создается
приказом генерального директора. В нее
могут входить заместитель главного бухгалтера,
начальник отдела сбыта, коммерческий
директор, главный инженер, начальник
отдела кадров и другие лица. При этом
исполнительный директор не может быть
включен в состав ревизионной комиссии.
Основной обязанностью ревизионной
комиссии является проведение ревизии
хозяйственной и финансовой общества,
в целом за отчетный период, в соответствия
определенной программой, которую тоже
утверждает генеральный директор.
В Приложении 1 приведена примерная программа
ревизии ООО «Мой дом».
По окончании ревизии делается
отчет (акт). В нем в надлежащей форме
отражаются полученные сведения. Информация,
данная в отчете, должна быть четкой и
ясной, надежной и компетентной, а также
независимой, объективной и правдивой.
По результатам проведенной
ревизии в финансовой политике предприятия
производятся необходимые коррекции,
направленные на устранение выявленных
недостатков.
2. Метод периодического
перераспределения обязанностей
между работниками ООО «Мой дом».
Во избежание злоупотреблений,
а также для повышения эффективности внутреннего
контроля целесообразно периодически
проводить перераспределение обязанностей
финансовых специалистов ООО «Мой дом»,
имеющих квалификацию и допуск к соответствующим
видам работ.
Например, целесообразно ежегодно
перераспределять сотрудников бухгалтерии
и экономистов финансового отдела по эквивалентным,
с точки зрения оплаты труда, участкам
учета. Стоит отметить, что недостаточная
квалификация не должна рассматриваться
как основание не применять данную рекомендацию,
если принять во внимание современные
требования к бухгалтеру и экономисту
при приеме на работу, а также помощь перераспределяемым
работникам со стороны внутренних аудиторов.
По моему мнению, в результате
периодического перераспределения обязанностей
бухгалтеров будут достигнуты следующие
результаты:
1) снизится возможность
длительных злоупотреблений;
2) снизится вероятность
необнаружения ошибок — в результате
взаимного контроля бухгалтерами фактического
состояния учета на принимаемом (передаваемом)
участке;
3) снизится вероятность
ошибок и повысится производительность
бухгалтерского труда в результате
снижения утомляемости от монотонности
работ на одном и том же
участке учета;
4) появится возможность
более гибко использовать бухгалтерский
учет.
3. Метод внедрения системы
бюджетирования.
Основной рекомендаций совершенствования
системы бюджетирования для ООО «Мой дом»
- создание обособленного (самостоятельного)
структурного подразделения по бюджетированию
или должности. Бюджетирование рассматривается
нами как процесс, который возникает на
пересечении деятельности менеджера и
бухгалтера, поэтому сотрудника, ответственного
за решение задач системы бюджетирования,
целесообразней будет называть бухгалтер-менеджер.
В процессе перераспределения
задач бюджетирования важно найти «золотую
середину» между максимальной приближенностью
к месту событий и способностью обеспечить
единство и сквозной характер выстраиваемой
системы. Перераспределение задач является
первым шагом по направлению к развитию
новых тенденций системы бюджетирования
- самоуправления и самоконтроля. В основе
самоуправления лежит передача части
функций, связанных с процессом информационного
обеспечения, планирования и контроля,
от бухгалтера-менеджера в обязанности
руководителей подразделений. Учитывая
тот факт, что руководители хорошо знают
специфику своих участков, данное направление
развития вполне перспективно. Бухгалтер-менеджер
будет выполнять функции консультирования,
координации и содействия руководителям
в процессе их самоуправления. Так же бухгалтер-менеджер
будет проводить сравнения бюджетных
и фактических показателей, устанавливать
по ним отклонения, вводить данные в аналитическую
систему поддержки.
Также предполагается внедрение
автоматизированной программы по бюджетированию.
В каждой успешно развивающейся
компании рано или поздно наступает момент,
когда средств Excel (или другой обычной
компьютерной программы) уже не хватает
для эффективного и грамотного бюджетирования
и приходится задумываться о приобретении
специальной системы. Сотрудники экономического,
финансового подразделений и даже управленцы
тратят огромную часть своего драгоценного
времени на решение технических проблем
при составлении бюджетов в электронных
таблицах, вместо того, чтобы полностью
сосредоточиться на содержательных проблемах
бюджетного процесса (бюджетирования),
повышая его качество и эффективность.
В настоящий момент на предприятии
разработан полный пакет документов, регламентирующих
бюджетные процессы: «Положение о сводном
бюджете», «Положение о планировании»,
методические рекомендации по составлению
бюджетов, «Положение об учетной политике»,
утверждены формы первичных документов.
Возникла необходимость в создании общей
для предприятия информационной системы,
обеспечивающей полную автоматизацию
важных этапов бюджетного процесса: Планирования,
Контроля и Анализа
Рабочей группой проекта по
автоматизации были сформулированы требования
к Автоматизированной Системе Бюджетирования:
Возможность ведения учета
договоров.
Автоматизация полного цикла
бюджетного процесса.
Гибкость и простота настройки
по требованию руководства предприятия
и в соответствии с изменениями в законодательстве
РФ.
Возможность консолидации данных
как по округам, так и по предприятию в
целом.
В результате внедрения системы
бюджетирования предприятие получает:
Четкую и прозрачную система
управления финансами предприятия.
Сокращение сроков и трудозатрат
на подготовку отчетности при одновременном
повышении надежности итоговых данных.
Повышение контролируемости
расходования и использования денежных
средств.
На рынке систем бюджетирования
сейчас представлено более десятка программ
как отечественных, так и западных производителей.
Они отличаются разными функциональными
особенностями, стоимостью внедрения,
масштабом предприятий или компаний, на
которых они могут работать – приложение
2.
Мы рассмотрели наиболее используемые
программные продукты в области бюджетирования,
как иностранных, так и отечественных
разработчиков с высоким показателем
успешности внедрения – приложение.
При выборе программы мы учитывали,
какая корпоративная бухгалтерская система
установлена на предприятии. К тому же
решения российских разработчиков обычно
отличаются более низкой ценой и лучшей
интегрированностью с существующей программой
бухгалтерского учета, процесс внедрения
более прост. Программные продукты по
бюджетированию, основанные на платформе
1С, наиболее привычны по интерфейсу и
логике работы, не требуют длительного
обучения пользователей. При выборе программы
«Инталев» или «Управление корпоративными
финансами», при условии организации бухгалтерского,
налогового учета в единой программе,
не потребуется дополнительных процедур
переноса фактических данных, что обеспечит
оперативность получения данных и их достоверность,
а так же снизит дополнительные затраты
по проекту. Продукт на платформе 1С представляется
наиболее мотивированным для персонала
организации, являясь наиболее используемым
на территории РФ.
Рассмотрим ее функционал подробнее.
Решение представляет собой
совокупность конфигураций Бухгалтерия
Предприятия 8 и подсистем "Бюджетирование",
"МСФО", управления процессами работы
с договорами.
Эта программа - долгожданный
и удачный симбиоз решений для бухгалтерской
и финансовой службы организации.
Программа позволяет
вести бухгалтерский и налоговый
учет в соответствии с текущим законодательством
планировать денежные средства
и финансовое состояние предприятия, составлять
и контролировать мастер-бюджет компании,
контролировать соответствие плановых
и фактических данных установленным целевым
показателям (бюджетирование)
транслировать проводки из
РСБУ в МСФО, вести финансовый учет в соответствии
с МСФО, вести сквозной аналитический
учет в разрезе проектов
подготавливать данные для
выгрузки в конфигурацию программы "1С:Консолидация
8" с целью получения консолидированной
отчетности по РСБУ и МСФО, а также для
план-фактного анализа и контроля бюджетов.
Рисунок 3 - Взаимодействие с
программами
Подсистема бюджетного планирования
Подсистема бюджетного планирования
представляет собой единую систему планирования,
контроля и анализа денежных потоков,
а также финансовых результатов.
Подсистема бюджетирования
предоставляет возможности составления
оптимальной системы финансовых и операционных
планов, взаимосвязанных между собой.
Данная система может включать в себя:
Мастер-бюджет предприятия
(основной, генеральный, сводный), в состав
которого входит:
Бюджет движения денежных средств
(БДДС).
Бюджет доходов и расходов (БДР).
Бюджет по балансовому листу
(ББЛ).
Инвестиционный бюджет, или
бюджет капитала.
Функциональные бюджеты:
Бюджет продаж.
Бюджет производства.
Бюджет закупок.
Бюджет прямых затрат на оплату
труда.
Прочие бюджеты
Бюджеты проектов.
Бюджеты могут составляться
как на ближайшие месяцы (текущее или уточненное
планирование), так и на более длительные
периоды времени (стратегическое или укрупненное
планирование).
Подсистема бюджетирования
является инструментом финансового планирования
на предприятии, соответствующим универсальной
бюджетной модели. С помощью подсистемы
бюджетирования реализуются следующие
функции:
планирование движения средств
предприятия на любой период в разрезе
временных интервалов, подразделений
предприятия, проектов, контрагентов,
номенклатуры и т.д.;
финансовое планирование по
нескольким сценариям; формирование текущих
бюджетов на основе стратегических бюджетов
и с коррекцией по фактическому исполнению
бюджета в завершенном периоде;
мониторинг фактической деятельности
предприятия в тех же разрезах, в которых
проводилось планирование;
составление сводной отчетности
по результатам мониторинга;
контроль соответствия заявок
на расходование денежных средств рабочему
плану на период;
финансовый анализ;
анализ доступности денежных
средств;
анализ отклонений плановых
и фактических данных.
Фактические данные в системе
представлены в том же формате, что и плановые
- в виде оборотов по статьям бюджетов
с указанием аналитических измерений:
ЦФО, проект, номенклатура (номенклатурная
группа), контрагент, сценарий. В качестве
фактических данных по бюджетам в системе
бюджетирования могут быть использованы
данные регистров бухгалтерского, налогового
и управленческого учета, сформированные
при проведении документов других подсистем
эффективности проведения запланированных
мероприятий будет проводиться исходя
из полученных данных и условий приведенных
выше.
4. Метод совершенствования
контроля при планировании продаж.