Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97

Вложенные файлы: 1 файл

Волчкова Фин мех.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Все более значимую роль в укреплении вышеотмеченной тенденции принадлежит фондовому рынку России. В условиях сравнительно  умеренной инфляции и укрепляющегося российского рубля иностранный капитал, по оценкам, устремился на отечественный фондовый рынок для извлечения большей доходности, по сравнению с той, которую он мог бы получать от операций на западных рынках ценных бумаг. По оценкам Министерства финансов РФ, доход на ввезенный капитал в РФ оценивается примерно на уровне 7-9%, против 4-6% на мировом рынке. Учитывая высокую зависимость спекулятивных инвестиций от конъюнктурных краткосрочных факторов вполне обоснованы все чаще появляющиеся (особенно в последние два года) опасения властей в отношении масштабности их притока на фондовый рынок России. Опасения подтверждаются и имеющейся на этот счет статистикой. Так, например, уже к 2005 году фондовый рынок РФ вырос более чем на 80%, что являлось одним из самых высоких показателей в мире15. Что касается возросших объемов привлекаемых частным сектором кредитных ресурсов из-за рубежа, то, по оценке ряда независимых экспертов, такие операции все чаще стали использоваться не только для реализации российскими реципиентами капитала инвестиционных проектов, но и как канал для незаконной утечки капитала, а также скорейшего “отмывания” ранее несанкционированно вывезенных из страны средств.  

 Таким образом, методика сопоставления  сальдовых показателей активной  и пассивной частей платежного  баланса страны в принципе  не позволяет полноценно судить о реальных процессах в области экспорта капитала. Показатель чистого вывоза (ввоза) капитала имеет ограниченное  значение, отражая сальдо движения капитала, но отнюдь не говорит о масштабах вывоза (равно как и ввоза) капитала. Поэтому при исследовании проблемы экспорта капитала, по моему мнению, целесообразно не акцентировать внимание на чистом сальдовом значении, исчисляемым вышеуказанным способом, а в первую очередь рассматривать структуру и масштабы его вывоза. Необходимо, на наш взгляд, использовать “валовые” показатели, а также ранжировать  вывозимый капитал с учетом российской специфики. Это значит, что нужно исходить из принципа отнесения тех или иных форм зарубежных вложений к категориям конструктивных  и неконструктивных (по узкому определению - нелегальный или полулегальный отток, по широкому - теневой отток с учетом не отвечающих национальным интересам государства форм легального вывоза)16.

По официальным данным, экспорт капитала банковским сектором в первом квартале 2010 года составил 8,9 млрд. долларов, а нефинансовым – 21,9 млрд. долларов. Соотношение масштабов вывозимого частным сектором капитала с размерами ВВП страны, пересчитанного экспертами, в период с 2004 по 2009 годы в среднем составляло порядка 2,9%, что сопоставимо с показателями ряда ведущих развитых стран мира и заметно контрастирует с более умеренными показателями по ряду ускоренно развивающихся стран17. Вывоз капитала становится непосредственным неблагоприятным фактором для ввоза – это происходит тогда, когда он осуществляется в форме чрезмерного движения капитала за границу18. Однако анормальность данного процесса для России по-прежнему состоит не столько в масштабности вывоза капитала за рубеж, сколько в его качественном содержании: частный сектор продолжает экспортировать капитал преимущественно в форме его утечки, в формировании которой превалирует несанкционированная составляющая. 

С учетом вышеотмеченного можно сделать неутешительный для России вывод, что достигнутая в стране макроэкономическая стабильность  по большому счету не была адекватно воспринята частным бизнесом российской экономики. Несмотря на предпринимаемые правительством реформаторские действия, условия ведения бизнеса по-прежнему оставляют желать лучшего. В период с 2003 по 2009 годы “видимый” нелегальный отток капитала из России составил порядка 171 млрд. долларов, что примерно на четверть превышает аналогичную величину, сформировавшуюся в 90-е годы за более длительный промежуток времени19.

Оценить размеры нелегального бегства не представляется возможным из-за трудностей вычленения из них несанкционированной составляющей и отсутствия достоверных оценок специалистов20. В платежном балансе страны не учитываются такие формы нелегального бегства капитала, как контрабандный экспорт, а также ценовые манипуляции в ходе осуществления внешнеторговых операций. Кроме того, такие “невидимые” формы незаконного вывоза капитала, как правило, слабо поддаются валютному и таможенному контролю в том числе и потому, что за годы реформ схемы, используемые для теневого экспорта капитала, стали еще более изощренными. Однако имеющихся статистических данных достаточно, чтобы понять масштабность по-прежнему остро стоящей перед страной проблемы, связанной с незаконной утечкой капиталов за рубеж.

В соответствии с действующим законодательством, соблюдение лицензионного порядка при проведении капитальных операций не требуется при вывозе нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала, а также при вывозе физическими лицами - нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала.

Нелегальный характер экспорта капитала, как правило, маскируется и его величина складывается из нескольких компонентов: невозврат экспортной выручки + нереализованные оплаченные импортные контракты + значение статьи "ошибки и пропуски" платежного баланса.

По мнению специалистов, источниками нелегально экспортируемого капитала в России является не только и не столько традиционные формы криминальной деятельности (наркобизнес и т.п.). Значительную долю нелегально вывозимого капитала составляют доходы, полученные в результате нецелевого использования государственных бюджетных ресурсов.

Выполненный специалистами НЦБ Интерпола в РФ анализ21 происхождения незаконно вывозимых денег подтверждает, что более чем в половине случаев капиталы имеют преступное происхождение. Чаще других переводили деньги и скупали недвижимость коммерсанты г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, а также Ленинградской, Свердловской, Белгородской и некоторых других областей РФ. Эти лица приобретали или выражали намерение приобрести недвижимость в виде частного жилья, гостиниц и иных строений в США, Швейцарии, Германии, Чехии, Болгарии, на Кипре и Багамах. Стоимость каждой подобной сделки варьировалась от 120-250 тысяч до нескольких миллионов долларов.

Около 76% лиц, незаконно переводивших денежные средства за рубеж, являлись сотрудниками негосударственных коммерческих структур и лишь 3%-госсектора. Из них руководители предприятий, банков, владельцы частных фирм составляют 65,5%, рядовые сотрудники-3,1%. В каждом пятом случае незаконного вывоза денег использовались подставные лица. Почти 70% проверявшихся фирм и конкретных лиц занимались импортно-экспортными операциями, оказанием всевозможных посреднических услуг.

По данным НЦБ Интерпола России и стран, на территориях которых расположены банки, принимавшие незаконно вывезенные денежные средства российских бизнесменов, нередко на подобные финансовые контакты шли банки Германии и Австрии (в каждом 6-м и 7-м случаях). Для сохранения незаконно вывезенных средств использовались также банки США и Великобритании (на их счета перечислялся каждый 15 вклад). Ряд подобных вкладов, по данным НЦБ Интерпола в РФ, помещены в швейцарские банки.

 

    1. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России

На современном этапе регулирование экспортно-импортных операций с капиталом в России осуществляется международными и российскими нормативно-правовыми актами. На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение баланса интересов как инвестора, так и принимающей инвестиции стороны, как конкретного хозяйствующего субъекта, так и соответствующего государства.

К числу международных документов, подписанных Россией, относятся: Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Договор к энергетической хартии (ДЭХ) от 17.12.94 г., конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций22, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом от 24.06.94 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.93 г., заключенное между странами Содружества Независимых Государств, Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной: Азии о сотрудничестве в области, экономики. и развития от 10.12.05 г.

Кроме того, Российская Федерация является участником ряда двусторонних соглашений по отдельным вопросам регулирования инвестиционной деятельности. Среди них можно отметить: соглашения о сотрудничестве в отдельных отраслях экономики (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области туризма от 26,06.1986 г.), соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической сфере (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об экономическом сотрудничестве от 16.02.05 г.), соглашения по иным вопросам регулирования иностранных инвестиций (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области развития конкуренции от 13.07.00г.).

Нашим государством также заключено около 58 межгосударственных и межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые содержат нормы об установлении правовых режимов для инвесторов из тех или иных государств.23

Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в РФ начала создаваться еще во времена Советского Союза. В годы «перестройки» (1986 - 1987 гг.) был принят ряд постановлений, которые определили основные направления изменений во внешнеэкономической деятельности: прямой выход на внешний рынок широкого круга предприятий, переход от преимущественно торговых отношений к специализации и кооперированию производства. Было признано, что должны получить развитие новые формы участия в международном разделении труда: совместное предпринимательство, производственная кооперация с фирмами зарубежных стран, компенсационные сделка и. т.д.24

Представляется возможным выделить следующие этапы развития законодательства об инвестициях:

Начальный этап развития законодательства, охватывающий промежуток с 1991 по 19% гг. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом активной приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. Проводимая на данном этапе приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего защиты прав миноритарных инвесторов.

Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 г. по 1999 -2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты, этого.рынка. Данный период хронологически начинается с принятия Федерального закона от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также Указа Президента РФ № 1009, которым было утверждено Положение о Федеральной, комиссии, по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), На эхом этапе были приняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29.07.98 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Федеральный закон от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Составленная на основе указанных Законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала. Последний, однако, носил главным образом спекулятивный характер, поскольку законодательство в целом не способствовало привлечению стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном и надежном размещении капитала. Сложившаяся, в том числе и вследствие недостатков законодательства, ориентированность системы на спекулятивных инвесторов привела в конечном итоге к финансовому кризису августа 1998 г.

Третий этап связан, с одной стороны, с преодолением последствий финансового кризиса 1998 г., а с другой - устранением причин его, возникновения, скрытых в конечном итоге в законодательстве, стимулирующем или, наоборот, ограничивающем то или иное поведение участников рынка. Законодательство данного периода отличается следующими чертами.

Во-первых, оно направлено на дальнейшее развитие института защиты прав инвесторов. При этом речь идет о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на повышение прозрачности и определенности для инвестора при решении вопросов, связанных с осуществлением инвестиций. К таким мерам следует отнести вступление в действие в полном объеме с 01.01.02 г. Федерального закона от 07.08.01 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Вносимые- в Закон об^ акционерных обществах изменения и дополнения в целом направлены на повышение роли собрания акционеров защиту прав меньшинства акционеров, конкретизацию полномочий совета директоров.

Вторым направлением развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков, за счет диверсификации инвестиционного портфеля. К числу законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, следует отнести: Федеральный закон от 29.11.01 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 28.12.02 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»25

В целом был принят ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду, прежде всего, так называемые базисные законы - Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансово-промышленным группам и т. д. (например, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 16.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж