Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97

Вложенные файлы: 1 файл

Волчкова Фин мех.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Транснациональными банками (ТНБ) называются банки, имеющие зарубежные филиалы. Фактически это все ведущие банки мира, так как у большинства из них есть зарубежные филиалы. Главными клиентами их являются ТНК и правительства зарубежных стран, а основной формой участия в международном движении капитала - вывоз и ввоз ссудного капитала. Хотя значение ссудного капитала упало по сравнению с 80-ми гг., роль ТНБ в международном движении ссудного капитала возросла. Помимо коммерческих банков (т.е. осуществляющих универсальные банковские операции), среди ТНБ широко распространены инвестиционные банки. Они специализируются на посредничестве между инвесторами и объектами инвестиций, особенно на организации и размещении новых выпусков ценных бумаг, а также на консультациях при слияниях и поглощениях. В основном это американские инвестиционные банки. Они и их зарубежные филиалы лидируют не только при покупке для своих иностранных клиентов местных ценных бумаг, но и при размещении этих бумаг за границей, не на родине эмитента, помогая ему вывозить капитал. Более того, их филиалы за рубежом все больше занимаются там размещением местных выпусков ценных бумаг и предоставлением других финансовых услуг, составляя все большую конкуренцию местным инвестиционным банкам или просто поглощая их. В нашей стране российские филиалы иностранных инвестиционных банков являются основными посредниками для иностранных покупателей российских ценных бумаг и для российских эмитентов за рубежом31.

Прямые инвестиции осуществляют разного рода международные корпорации. Международная корпорация - форма организации компании, осуществляющей, в частности, прямые инвестиции в различные страны мира.

Правительства и международные организации являются не главными, но заметными инвесторами в международном движении капитала, особенно в притоке капитала в развивающиеся страны и некоторые страны с переходной экономикой. Например в 2001 г. богатые государства и международные организации предоставили этим странам только на льготных условиях 68 млрд долл. ссудного капитала.32

Как страна-импортер капитала Россия является заметным ооъектом приложения ссудного капитала, который в предыдущем десятилетии вкладывался в российские государственные ценные бумаги, а в текущем десятилетии - в займы российским частным фирмам и банкам. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает внешний долг России.33 В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов34, что является одним из самых низких показателей в Европе35. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны36. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд37. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.38 По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.39

Также с каждым годом увеличивается объем поступающего в Россию иностранного предпринимательского капитала, о чем свидетельствует статистика. Экспортом предпринимательского капитала первоначально занимались фирмы исключительно высокоразвитых стран (даже сейчас они дают примерно 95% прямых зарубежных капиталовложений). В последние десятилетия в этот процесс начинают включаться также некоторые развивающиеся государства - «новые индустриальные страны» и богатые страны нефтеэкспортеры. Что касается направлений экспорта капитала, то и здесь пока доминируют страны «ядра»: примерно 20% экспортируемых капиталов ввозится США, примерно 40% в Западную Европу в развивающиеся страны идет лишь 25%.

Россия тоже активно участвует как в инвестировании в зарубежные страны, так и привлечении иностранных инвестиций. В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на две группы, а именно: прямые и портфельные. Международная статистика, в частности статистика Международного валютного фонда, выделяет три группы инвестиций, включаемых в. баланс движения капиталов: 1)  прямые инвестиции; 2)  портфельные инвестиции; 3)  прочие.

По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал40 в экономике России составил 264,6 млрд. долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2007 г. - 50Д%Х доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%)41. Причем сократились все виды инвестиций. Это вызвано, главным образом, мировым финансовым кризисом, который привел к общему сокращению интереса иностранных инвесторов к рынкам развивающихся стран.

Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако этому мешает недостаточно благоприятный инвестиционный климат. В результате они вносят лишь скромную лепту в валовое накопление основного капитала -4-7%. Хотя необходимо отметить, что данным статистики инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала возрастают. Высокая мобильность и огромные масштабы межстрановых переливов капитала требуют регулирования этих процессов.

Главной регулирующей структурой мирового хозяйства является «Группа 7» с обслуживающими ее структурами (МВФ, ГАТТ, ВТО, ВП и его группа, ЕБРР и другие региональные организации), которые принимают наиболее важные политические и экономические решения. Межстрановое регулирование иностранных инвестиций осуществляется соглашениями и договорами, которые заключаются между двумя странами (например, Договор об избежании двойного налогообложения), группой стран (Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер - ТРИМС ВТО) и отраслей экономики (Договор к энергетической партии - ДЭХ; распространяется на ТЭК). Движение капитала регулируется также национальным законодательством стран-импортеров и экспортеров капитала.42

В 2009 г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2008 г. В I квартале 2009 г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд. долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд. долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд. долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %)43.

В общем объеме поступивших инвестиций наибольшее количество приходится на прочие инвестиции. Преобладание прочих инвестиций над прямыми иностранными инвестициями является негативным моментом, так как прочие инвестиции поступают, как правило, в форме кредитов, которые являются платными и возвратными, и зачастую используются неэффективно, а прямые инвестиции более связаны с реальным сектором экономики и устойчивы в условиях экономического кризиса.

Россия, как и многие другие страны, не только является импортером иностранного капитала, но и активно экспортирует национальный капитал за границу. Вывоз капитала осуществляется в тех же формах, что и его поступление в страну, а именно в форме ссудного и предпринимательского капитала Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыл» или ссудного н^оиента (если вывозится ссудный капитал) он переводится за границу. Капитал может быть вложен в экономику другого государства в виде государственного частного капитала, а также в виде кредитов и иных средств, предоставляемых международными организациями (МВФ и др.) Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования. Кроме этого экономическими субъектами, экспортирующими национальный капитал, преследуются пели завоевания новых сегментов мирового рынка и закрепления на них, т. е. цели собственно экспансии капитала.

Вывоз капитала - это изъятие части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в соответствующих формах в экономику зарубежных стран.44

Как правило, крупные и крупнейшие предприятия промышленно развитых стран в поисках прибыльного приложения капитала стремятся освоить все больше мирового экономического пространства. Экономические субъекты России вывозят национальный капитал за границу в виде прямых, портфельных и прочих инвестиций. В 2009г. из. России за рубеж направлено 114,3 млрд. долларов, США иностранных инвестиций, на 53,1% больше, чем в 2008 г. (74,6 млрд. долларов США). В свою очередь в 2008 г. за рубеж направлено инвестиций на 43,6% больше по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем, объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, в 2009 г. составил 103,2 млрд. долларов США, или на 76,3% больше, чем в 2008 г. (58,5 млрд. долларов США). В 2008 г. погашенных инвестиций стало на 29,4% больше, чем в 2007 году45.

Следует иметь в виду, что помимо собственно вывоза капитала все большее значение приобретает реинвестирование прибылей, получаемых с заграничных инвестиций. Поэтому понятия «вывоз капитала» и «заграничные инвестиции» не совпадают.

К вывозу капитала тесно примыкает так называемая «официальная помощь развитию» - финансовая и техническая помощь, предоставляемая развивающимся странам в целях преодоления их социально-экономического отставания от промышленно развитых государств.

Существуют два основных канала для перетока финансовых средств в указанные страны: «официальное финансирование развития» и «официальная помощь развитию». Первое понятие шире второго и включает сумму «официальной помощи развитию» и всех других ресурсов, выделяемых по официальным каналам, за исключением государственных экспортных субсидий.

Финансовая помощь включает дары, займы, кредиты и субсидии. Нередко к понятию «помощь развитию» относят все перемещение капитала в развивающиеся страны (в предпринимательской и ссудной форме). Техническая помощь может предоставляться в виде передачи производственного опыта и научно-технических знаний на льготных условиях или безвозмездно. С этой целью в развивающихся странах для обучения национальных кадров создаются центры префеееионалъщъ технического обучения с оборудованными лабораториями и библиотеками и т.. д. Как, правило этот вид помощи предусматривает направление экспертов и специалистов из стран-доноров, а также предоставление стипендий для студентов развивающихся стран.

Развивающиеся страны (помимо экономической, финансовой и технической) получают также продовольственную помощь, которая, как правило, предоставляется при чрезвычайных обстоятельствах, например, засухах, наводнениях и т. д. За последние 20 лет такая помощь нередко оказывалась целому ряду стран, прежде всего африканским.

Средства, направляемые по линии «официальной помощи развитию», должны удовлетворять следующим требованиям: 1) направляться на цели экономического развития и 2) содержать грант-элемент в размере не менее 25 % (при фиксированной ставке дисконта 10 %). Грант-элемент определяется как выраженное в процентах частное от деления разницы между нарицательной стоимостью займа и суммой будущих платежей по обслуживанию долга, дисконтированных по фиксированной ставке, на размер займа.

Кроме обычных, «законных» существуют и, другие формы вывоза капитала, связанные с понятиями его «оттока», «утечки» и «бегства». В данном случае имеются в виду нелегальный перевод денежных средств за границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима.46

Автор считает, что очень удачно охарактеризованы данные понятия в диссертационной работе Барановой Т.М. на тему: «Международное движение капитала и роль государства в процессе его регулирования», а именно:

-   под «оттоком» капитала  следует понимать явление значительного по масштабу   длительно-устойчивого    превышения    вывоза   капитала   (как государственного, так и частного), преимущественно легальными путями над его ввозом с целью максимизации прибыли;

-   «утечка»    капитала    возникает    в    случаях,    когда    происходит значительный по масштабам, немотивированный экономическими факторами вывоз капитала, как легальными, так и нелегальными путями;

-   под   «бегством»   капитала   следует   понимать   ускоренный   вывоз частного  капитала в товарной или денежной форме, в больших масштабах, с целью   обеспечения   его   сохранности,   даже  в   случае   наличия  текущей конъюнктурной     возможности     выгодного     вложения     во     внутренние инвестиции, осуществляемый, как правило, нелегальными путями.

Следует отметить, что вывоз капитала из России в рамках его «оттока», «утечки» и «бегства» всегда негативно сказываются на экономике страны, путем отрицательного влияния, в том числе на золотовалютные резервы, валютный курс, платежный баланс страны.

«Утечка» капитала происходит, как правило, в денежной форме и осуществляется двумя основными путями:

-   путем легального перевода  средств из одной страны в  другую;

-   незаконным путем, т. е. с  нарушением национального валютного  и внешнеторгового законодательства.47

К нелегальным формам «утечки» капитала из страны относятся:

  • сокрытие,   полный   или   частичный   неперевод,   невозвращение   в установленные сроки экспортной валютной выручки;
  • невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств;
  • фиктивные   импортные   контракты   и   непогашение   импортных авансов;
  • необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые нередко не осуществляются- вообще;
  • искусственное   занижение   по  договоренности   с   иностранными партнерами цен, на экспортируемую   продукцию  и. завышение цен. на импортируемую   продукцию   (в   таком   случае   ценовая   разница  в   виде валютной выручки «оседает» за рубежом);
  • «уход» капитала из страны на основе осуществления неэквивалентных   бартерных («товар на  товар») операций во   внешней торговле (с занижением экспортных и завышением импортных цен);
  • перечисление на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты, фиктивных импортных услуг (маркетинговых,  информационных, консалтинговых и т. д.);
  • внесение страхового депозита в иностранный банк для получения кредита (сам кредит при этом не берется);
  • нелегальный    экспорт,    используемый    в    тех    случаях,    когда отечественные экспортеры могут обойти процедуры таможенного контроля (в России это проявляется, например, при экспорте рыбы и морепродуктов);
  • контрабандный экспорт;
  • нелегальный вывоз иностранной валюты;
  • вывоз капитала частными лицами с помощью кредитных карточек и др.

Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж