Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств и ресурсов. Исходя из этого, основными задачами финансового контроля являются:

  1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством.
  2. Проверка законности распределения финансовых ресурсов, целевого характера и эффективного использования государственных средств
  3. Проверка соблюдения государственной финансовой дисциплины.
  4. Выявление и пресечение экономических правонарушений.

5. Привлечение к ответственности лиц, допустивших правонарушение, предупреждение совершения экономических правонарушений.

6. Разработка  предложений по устранению экономических правонарушений.

Система финансового контроля включает в себя следующие виды: Государственный контроль, он осуществляется контрольно-ревизионным аппаратом органов государственной власти, наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики. Государственный контроль осуществляет: Комитет государственного контроля, Министерство финансов (Главное контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Государственный таможенный комитет).

Ведомственный контроль, его осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, а также других структурных подразделений, входящих в систему данного органа управления.

Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить в своих подведомственных, структурных подразделениях документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления, отделы, группы.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется администрацией субъекта хозяйствования, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и злоупотреблениям.

Независимый контроль осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами в интересах собственника субъекта хозяйствования на договорной (платной) основе. Выделяют внешний и внутренний аудит, а также обязательный и инициативный.

Общественный контроль – осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в контролирующие органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

2. Формы и методы финансового контроля.

В зависимости от времени осуществления выделяют следующие формы финансового контроля:

Предварительный контроль, он осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования. Особенность данной формы заключается в том, что контроль происходит до совершения финансовой операции.

Текущий контроль, он осуществляется в процессе совершения финансовых операций. Любой руководитель, прежде чем подписать финансовый документ, должен убедиться в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль, он проводится после совершения финансовой операции, осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также проведением ревизий и проверок.

Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных приемов и способов, которые в своей совокупности образуют методы финансового контроля.

В зависимости от субъекта осуществления контроля выделяются следующие методы:

Ревизия – способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта.

Налоговая проверка – представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации субъекта хозяйствования на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет.

Аудиторская проверка – независимая проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Тематическая проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

В зависимости от объекта исследования выделяют методы документального и фактического контроля. К методам документального контроля относятся:

Формальная проверка, которая предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.

Арифметическая проверка включает правильность проставленных в документе цен, проведенных наценок, произведенных подсчетов итоговых сумм и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа.

Экономическая проверка, с ее помощью выясняется экономическая целесообразность совершенной операции, изучаются полученные результаты.

Встречная проверка, сущность которой заключается в сопоставлении и изучении разных экземпляров одного и того же документа.

Обратная калькуляция используется для проверки размера необоснованного списания сырья на производство продукции. Сущность Данного метода состоит в том, что по фактическому выпуску готовой продукции исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормами, который сопоставляется с фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам. В результате этого могут быть установлены факты незаконного списания сырья и материалов на производство продукции.

Проверка документов по данным корреспондирующих счетов, выявляющая документы, по которым совершены незаконные операции. Это выражается и неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета, отсутствии бухгалтерских проводок по отдельным хозяйственным операциям.

Аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов, посредством которой изучается обоснованность показателей отчетности и балансов, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах.

К методам фактического контроля относятся:

Инвентаризация – фактическая проверка и документальное подтверждение наличия средств и источников их формирования, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. С помощью данной проверки может быть выявлена недостача или излишки денежных средств, товарно-материальных ценностей.

Контрольный обмер, устанавливающий фактический объем выполненных строительно-монтажных работ, а затем эти данные сверяются с доку ментальными данными, в результате чего могут быть установлены завышения объемов выполненных строительно-монтажных работ.

Контрольный запуск сырья в производство, посредствам которого устанавливаются фактические расходы списания сырья и материалов на производство единицы готовой продукции.

Это далеко не весь перечень методов документального и финансового контроля, а лишь основные, используемые чаще всего в практической деятельности контролирующих органов. К методам финансового контроля относят также обследование, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов. Однако следует отметить, что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, которая позволяет произвести наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Порядок организации и проведение ревизии и проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизия (пересмотр) – основной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования. Основными задачами ревизии являются:

  1. проверка соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;
  2. проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций. Обеспечение сохранности государственного имущества;
  3. своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

4) принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, субъекта предпринимательской деятельности.

В зависимости от субъекта, проводящего ревизию, могут быть следующие их виды: ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов) в подведомственных им подразделениях, предприятиях, организациях и учреждениях.

Вневедомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности. К ним относятся ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся с целью контроля деятельности структурных подразделений субъекта хозяйствования, не имеющих статуса юридического лица (филиалов и представительств).

В зависимости от основания назначения различают плановые и внеплановые ревизии.

Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы.

Внеплановые ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном субъекте хозяйствования, обнаружением фактов хищений и злоупотреблений по требованию судебно-следственных органов.

В зависимости от объема проверки деятельности предприятия, а также по составу ревизионной группы ревизии подразделяются на комплексные, бухгалтерские и тематические.

При комплексной ревизии проверяются все стороны деятельности субъекта хозяйствования. Эта ревизия осуществляется комиссией, в состав которой, кроме ревизора, входят не менее трех специалистов, знающих экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская ревизия проводится одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам). В ходе нее проверяется финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования.

Тематическая ревизия (проверка) назначается в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической деятельности субъекта хозяйствования для детального изучения соответствующих вопросов и выполнения предложений по акту предыдущей ревизии.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии подразделяются на сплошные, выборочные и комбинированные.

При сплошной ревизии проверяются все без исключения хозяйственные операции, записи в учетных регистрах и отчетные показатели за ревизуемый период.

Выборочная ревизия предусматривает проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизуемый период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т. е. за определенные промежутки времени ревизуемого периода.

Комбинированная ревизия сочетает элементы сплошной и выборочной ревизий хозяйственных операций (кассовые операции сплошным способом, все другие хозяйственные операции – выборочным).

Весь процесс проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности можно разделить на четыре основных этапа: подготовительный, исследовательский (основной), заключительный, реализация материалов ревизии. Каждый этап состоит из отдельных мероприятий, которые включают в себя конкретные действия ревизора.

Подготовительный этап.

Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого предприятия (организации, учреждения), имеющиеся плановые, отчетные, статистические данные, материалы предыдущей ревизии, а также другая информация, характеризующая деятельность и финансовое состояние ревизуемого субъекта хозяйствования. На основе их изучения определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, устанавливается проверяемый период, разрабатывается план проведения ревизии, который утверждается начальником КРУ. В случаях, когда ревизия проводится по требованию правоохранительных органов, определяется конкретный перечень вопросов, подлежащих ревизии.

При подготовке к проведению комплексной ревизии специалисты других служб, участвующие в ней, обязаны подготовить и, предварительно согласовав с руководителем ревизионной группы, утвердить у руководства этих управлений и служб планы проверок с указанием в них перечня вопросов, подлежащих проверке, способов осуществления ревизии (сплошной или выборочный), а после завершения ревизии должны предоставить руководителю ревизионной группы справку по ее результатам.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства