Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Основы бюджетных прав муниципальных образований (органов местного самоуправления) закреплены в Конституции РФ, российском законодательстве. Положения этих нормативных актов конкретизируются в законодательстве субъектов РФ. А низовые звенья органов местного самоуправления (поселковые, сельские, городские районного подчинения, районные в городах) руководствуются также решениями соответствующих вышестоящих органов местного самоуправления по вопросам бюджета.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:
1) установление
порядка составления и
2) составление и
рассмотрение проектов местных
бюджетов, утверждение и исполнение
местных бюджетов, осуществление
контроля за их исполнением
и утверждение отчетов об
3) определение порядка
направления в местные бюджеты
доходов от использования
4) определение порядка
и условий предоставления
5) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
6) определение порядка
осуществления муниципальных
7) осуществление
муниципальных заимствований и
управление муниципальным
Вопрос 65: Распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ: необходимость, понятие, правовые основы, методы
Виды доходов бюджета:
1) собственные;
2) регулирующие.
Собственные доходы - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Состав собственных доходов:
1) налоговые доходы,
закрепленные за
2) неналоговые доходы, указанные в абзацах 2-5 п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ;
3) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Например, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
1) 40 % от суммы налога - в доход федерального бюджета;
2) 60 % от суммы налога - в доход бюджета субъекта РФ.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по общераспространенным полезным ископаемым, добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
При добыче любых
полезных ископаемых на континентальном
шельфе РФ или в исключительной экономической
зоне РФ, а также при добыче полезных
ископаемых из недр за пределами территории
РФ, если эта добыча осуществляется
на территориях, находящихся под
юрисдикцией РФ (а также арендуемых
у Иностранных государств или
используемых на основании международного
договора), на участке недр, предоставленном
налогоплательщику в
Доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по следующим нормативам отчислений:
1) в бюджет Федерального
фонда обязательного
2) в бюджеты территориальных
фондов обязательного
3) в бюджеты субъектов РФ - 45 %;
4) в местные бюджеты - 45 %;
5) в бюджет Фонда социального страхования РФ - 5 %.
Доходы от уплаты
единого налога на вмененный доход
для отдельных видов
1) в бюджеты субъектов РФ - 45 %;
2) в местные бюджеты - 45 %;
3) в бюджет Федерального
фонда обязательного
4) в бюджеты территориальных
фондов обязательного
5) в бюджет Фонда социального страхования РФ - 5 %.
Вопрос 31: Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления
Межбюджетные отношения
определяются как взаимоотношения
между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления
по вопросам регулирования бюджетных
правоотношений, организации и осуществления
бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). Это
определение межбюджетных отношений
более полное по сравнению с прежним,
ранее содержавшимся в ст. 129 БК
РФ, где межбюджетные отношения определялись
как отношения между органами
государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления,
но в то же время не лишено недостатков.
Так, законодатель опять не учел неоднократно
высказывавшееся мнение в научной
литературе о том, что в межбюджетные
отношения вступают не органы государственной
или местной власти как самостоятельные
субъекты финансового права, а непосредственно
общественно-территориальные
Другим недостатком
Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты
определяются как средства одного бюджета
бюджетной системы РФ, перечисляемые
другому бюджету бюджетной
Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.
Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:
1) дотации бюджетам субъектов
РФ из Федерального фонда
2) субсидии бюджетам субъектов
РФ из Федерального фонда
3) субсидии бюджетам субъектов
РФ из Федерального фонда
4) субвенции бюджетам субъектов
РФ из Федерального фонда
5) финансовая помощь бюджетам
отдельных муниципальных
6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
7) бюджетные кредиты бюджетам
субъектов Российской
Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.
Определение понятий дотаций,
субсидий, субвенций и бюджетных
кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации
- это бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы РФ на безвозмездной и
безвозвратной основе. Обращаем внимание,
что в новой редакции БК РФ из
определения дотации исключено
их направление на финансирование текущих
расходов бюджета - получателя дотации.
Субвенции - это бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Бюджетный кредит - это форма
финансирования бюджетных расходов,
которая предусматривает
Общим для дотаций, субвенций
и субсидий является их безвозмездный
и безвозвратный характер. Отличительной
чертой субвенций и субсидий от дотаций
является их целевой характер. А
субвенции и субсидии разграничиваются
по объемам финансирования: за счет
субвенции полностью
Бюджетный кредит предоставляется
на возмездной и возвратной основе,
что полностью соответствует
самой сущности кредита. Возвратностью
и возмездностью бюджетный
Следующее понятие, которое
названо при перечислении форм межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из федерального
бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие
используется в действующей редакции
БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение
финансовой помощи и ее форм отсутствует.
Это тоже, по нашему мнению, является
недоработкой законодателя. Исходя из
содержания статей БК РФ, в которых
употребляется термин "финансовая
помощь", можно сделать вывод
о том, что под финансовой помощью
законодатель понимает, во-первых, что
финансовая помощь относится к безвозмездным
и безвозвратным перечислениям,
во-вторых, она предоставляется только
в форме дотаций и субсидий.
Таким образом, понятие финансовой
помощи значительно сужено по сравнению
с ранее действовавшей
Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.
Понятие безвозмездных и
безвозвратных перечислений как
доходов бюджетов шире того, которое
следует из анализа положений
ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных
и безвозвратных перечислений содержится
в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому
к безвозмездным и