Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 184.55 Кб (Скачать файл)

Управление финансами  в РФ осуществляют высшие органы государственного аппарата.

 

Вопрос 20: Источники финансового  права: понятие, основания классификации, краткая характеристика

Источники финансового права – разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.

Источники финансового права:

1) Конституция РФ;

2) Кодексы РФ (Гражданский,  Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);

3) федеральные законы;

4) указы Президента  РФ;

5) постановления  Правительства РФ;

6) акты органов  государственного управления, ведомственные  положения, приказы, инструкции;

7) решения Конституционного  Суда РФ;

8) международные  договоры и соглашения РФ с  другими государствами.

Финансовое  законодательство - все нормативные акты, содержащие в себе нормы финансового

права в совокупности.

 

Вопрос 22: Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

  1. императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые  нормы регулируют особый вид  правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие - нормы  в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений  совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки  не имеют права без наличия  лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие - в  обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений  воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности  субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) ммуниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза - закрепляет  те обстоятельства, при которых  могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

2) диспозиция - непосредственно  определяет меру должного поведения  субъектов финансово-правовых отношений;

3) санкция - регулирует  меру ответственности субъектов  финансовых правоотношений за  нарушение законодательных предписаний,  закрепленных в диспозиции.

 

Вопрос 24: Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации

Финансовые  правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические лица, государственные  (РФ и ее субъекты) и муниципальные  образования;

2) объект - денежные  фонды государственных, муниципальных  образований, а также юридических  и физических лиц;

3) содержание - совокупность  прав, обязанностей и ответственности  субъектов финансовых правоотношений;

4) основания возникновения,  изменения и прекращения финансовых  правоотношений – юридические  факты (события и действия: правомерные  либо неправомерные) и юридические  составы;

5) метод финансово-правового  регулирования – чаще всего  императивный;

6) способ защиты  финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав  и интересов в административном  и судебном порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательным  субъектом финансовых правоотношений  является государство или муниципальное  образование (государственный или  муниципальный орган). При этом  права и обязанности участников  финансовых правоотношений четко  определены нормативно-правовыми  актами и не могут определяться  соглашением сторон;

2) обязательным  объектом финансовых правоотношений  являются соответствующие денежные  фонды;

3) финансовые правоотношений  возникают в процессе перераспределения  денежных фондов;

4) финансовые правоотношения  имеют властноимущественный характер;

5) финансово-правовые  отношения, особенно налоговые,  наиболее подвержены законодательным  изменениям.

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:

а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;

б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;

в) правоотношения в сфере государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) правоотношения, возникающие в сфере денежного  обращения;

е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

2) по характеру:

а) материальные - через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);

б) процессуальные - в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм);

3) по субъектному составу:

а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов  РФ;

б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов  РФ;

в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;

4) в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:

а) урегулированные  исключительно нормами финансового  права;

б) урегулированные  как нормами финансового, так  и нормами иных отраслей права.

5) по особенностям объекта:

а) имущественные - объектом являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

б) неимущественные - объектом являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.

Правовое  регулирование отношений в сфере  финансовой деятельности осуществляется посредством источников финансово-правовых норм, в том числе международных соглашений, Конституции РФ, Бюджетного, Налогового кодексов и т. д.

 

Вопрос 25: Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения

Финансовые  правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Субъекты  финансовых отношений:

1. РФ, к ведению которой относятся:

1) установление  основ федеральной политики и  федеральные программы в области  экономического развития РФ;

2) установление  правовых основ единого рынка;  финансовое, валютное, кредитное, таможенное  регулирование;

3)денежная эмиссия;

4) основы ценовой  политики;

5) федеральные экономические  службы, включая федеральные банки;

6) федеральный бюджет;

7) федеральные налоги  и сборы;

8) федеральные фонды  регионального развития.

Полномочия  РФ в сфере финансового регулирования  осуществляются государственными федеральными органами власти:

1) Правительством  РФ;

2) Министерством  финансов РФ;

3) Министерством  по налогам и сборам РФ;

4) Федеральным казначейством;

5) Центральным банком  и т. д.

2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

1) установление  общих принципов налогообложения  и сборов в РФ;

2) вне пределов  ведения РФ и совместного ведения  России и ее субъектов, субъекты  РФ обладают всей полнотой  государственной власти.

3. Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:

1) местные финансы;

2) формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета;

3) установление  местных налогов и сборов;

4) решение других  финансовых вопросов местного  значения.

4. Юридические  и физические лица:

Классификация субъектов финансово-правовых отношений:

  1. в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное  образование в лице своих органов;

б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать  и действовать, например, между РФ и ее субъектом);

2) по количеству участников:

а) публичные субъекты - органы государственной власти и  органы местного самоуправления;

б) частные субъекты - физические и юридические лица.

Одним из основных способов взаимоотношений между  субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.

Межбюджетные  отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

1) распределения  и закрепления расходов бюджетов  по определенным уровням бюджетной  системы РФ;

2) разграничения  (закрепления) на постоянной основе  и распределения по временным  нормативам регулирующих доходов  по уровням бюджетной системы  РФ;

3) равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных  образований;

4) выравнивания  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов РФ, муниципальных  образований.

 

Вопрос 34: Понятие финансового контроля как института финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования

Финансовый  контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Виды  финансового контроля:

1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления необходимых  сопроводительных материалов при утверждении  бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной  информации об их исполнении;

в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных  контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих  бюджеты;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"