Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
– отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
– отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, в БК РФ предусмотрено, что представительные органы вправе дать оценку деятельности органов, исполняющих бюджет.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
– доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
– доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
– доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
– заключение Председателя Счетной палаты РФ.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель КС РФ, Председатель ВАС РФ, Председатель ВС РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с нарушениями бюджетного законодательства.
При отклонении отчета могут быть
приняты следующие меры: материалы
могут быть переданы в прокуратуру,
могут быть привлечены к ответственности
соответствующие должностные
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
– об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
– об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
исполнение законов (решений) о бюджете. На стадии исполнения закона (решения) о бюджете основные финансовые планы государства (муниципальных образований) воплощаются в жизнь; формируются и расходуются доходы на цели, определенные в законе (решении) о бюджете;
г) контроль над исполнением и отчет о исполнении бюджетов. Бюджетная отчетность отражает результаты исполнения законов (решений) о бюджете и необходима для контролирования правильности формирования, эффективностью и целевым характером использования бюджетных средств. При этом приоритетное направление контроля над исполнением бюджета -определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно значимых целей, на которые были выделены средства. Для этого разрабатываются и утверждаются целевые показатели деятельности различных бюджетополучателей.
Утверждение бюджетной отчетности, так же как и утверждение законов (решений) о бюджете, - это прерогатива органов законодательной (представительной) власти.
Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы.
22.Правовой режим целевых денежных фондов.
Целевые денежные фонды – это особая форма образования, распределения и использования денежных средств целевого назначения для обеспечения финансирования конкретных мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств. Основными среди них являются целевые бюджетные и внебюджетные фонды, целевые фонды Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также отраслевые (ведомственные) фонды. Общими для всех целевых фондов являются следующие черты:
– они имеют строго определенную цель создания и функционирования. Как правило, в качестве такой цели может выступать пенсионное обеспечение, социальное страхование, финансирование медицинского обслуживания населения, поддержание приоритетных отраслей промышленности, обеспечение продовольствием Крайнего Севера и др.;
– их вправе создавать только компетентные государственные и муниципальные органы. Этим целевые государственные и местные денежные фонды отличаются от негосударственных целевых денежных фондов, выступающих в виде некоммерческих организаций;
– их правовое положение регулируется (помимо БК РФ) либо Положением о конкретном фонде, либо основным финансово-плановым актом соответствующего уровня (законом; решением о бюджете на текущий финансовый год).
Указанные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:
– по правовой основе образования – образованные на основе федеральных законов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского образования и др.), указов Президента РФ, законов субъектов РФ, подзаконных актов субъектов РФ, решений органов местного самоуправления;
– по форме собственности – на государственные (федеральные и региональные) и муниципальные;
– по времени функционирования – на постоянные и временные;
– по целевому назначению – на экономические, научно-исследовательские, природоохранительные, социальные и т. д.;
– по органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их деятельностью, – на образование представительными или исполнительными органами власти;
– по связи с бюджетом – на бюджетные (в составе бюджета) и внебюджетные (за рамками бюджета, имеющие самостоятельный орган управления);
– по территориальному уровню функционирования – на федеральные, субъектов Федерации, местные (муниципальные).
Внебюджетные фонды могут
Отраслевые внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном и региональном уровнях. Целевые фонды Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ создаются соответственно на федеральном и региональном уровнях. Что касается бюджетных целевых фондов, то они создаются на всех территориальных уровнях.
Правовой статус целевых денежных фондов регулируется значительным количеством нормативных актов. Особое место среди них занимают законы или решения о бюджетах различных уровней. В них уже уделяется внимание целевым бюджетным фондам. Федеральные законы посвящены в основном правовому статусу внебюджетных фондов. Постановления Правительства и указы Президента РФ регулируют финансовые отношения по поводу образования и использования целевых фондов Правительства, а также отраслевых внебюджетных фондов.
Трансформация отдельных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением государственных средств и на восстановление государственного финансового контроля за их целевым использованием.
Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как:
1)
законодательная основа
2) образование фонда в составе бюджета;
3)
пополнение фонда за счет
4) использование средств фонда по отдельной смете;
5)
использование средств фонда
исключительно на цели, соответствующие
назначению целевого
В разные периоды времени в состав федерального бюджета включались: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд Российской Федерации, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд контрольно - ревизионных органов Министерства финансов РФ, Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Фонд развития Федеральной пограничной службы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии и др.
Целевой
бюджетный фонд – фонд денежных
средств, образуемый в соответствии
с законодательством Российской
Федерации в составе бюджета
за счет доходов целевого назначения
или в порядке целевых
Целевые бюджетные фонды
денежных средств создаются в
бюджетах для направленного
В 1998 г. на федеральном уровне в соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 1999 год»3 были созданы следующие целевые бюджетные фонды: фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства.
Этот фонд образован впервые в федеральном бюджете в 1993 г. В соответствии с Положением об этом фонде, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г.4, фонд создан для обеспечения гарантированного снабжения населения и предприятий северных регионов нефтью, нефтепродуктами, топливом, продовольствием, медикаментами, лекарственными средствами, а также продукцией производственно-технического назначения. Источниками образования этого фонда являются: средства федерального бюджета, процентные платежи за использование средств этого фонда на возвратной основе, внебюджетные средства. Основным источником формирования фонда являются бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Использование средств фонда осуществляется путем предоставления возвратных ссуд регионам, а также предприятиям, производящим закупку и завоз продукции в порядке централизованных поставок. Средства фонда аккумулируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы на региональных уровнях.
Целевые бюджетные фонды – весьма подвижное явление в финансовой системе РФ. Правовые нормы, регулирующие порядок образования и использования этих фондов, составляют часть правового института «бюджетное право».
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.5
Согласно ч. 3 ст. 39 Бюджетного кодекса РФ в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы бюджетных уровней. При этом, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного органа (ч. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ).6
Необходимо
отличать целевые бюджетные фонды
от резервных фондов. Согласно ст. 81
БК РФ под резервным фондом бюджета
следует понимать совокупность бюджетных
средств, предназначенных для покрытия
потребностей государства и местного
самоуправления, носящих случайный,
но вероятный характер. Случайность
таких потребностей выражается в
том, что при составлении, рассмотрении
и утверждении соответствующего
бюджета нельзя предвидеть, возникнут
они или нет. Их вероятность состоит
в том, что при составлении, рассмотрении
и утверждении соответствующего
бюджета допускается
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Необходимо отметить еще одну особенность целевых бюджетных фондов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предусматривает, что все бюджетные расходы должны покрываться общей суммой доходных поступлений в бюджет и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом устанавливается запрет специализации источников покрытия расходов бюджета: доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами.7
Бюджетный
кодекс РФ допускает три исключения
из упомянутого запрета
Пункт 3 статьи 39 БК РФ предусматривает, что в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Речь идет о доходах: