Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными признаются налог  на имущество физических лиц и  земельный налог.

Необходимо помнить, что  при установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами гос. власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:  налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции  вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие  возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом  механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.8

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной  войны, Героев СССР и Российской Федерации).

 Налоги - это один из  экономических рычагов, при помощи  которых государство обеспечивает  социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех  вышеперечисленных функций налогов  может обеспечить успешную налоговую  политику, сделает налоги эффективным  механизмом воздействия на экономику  страны.

 

 

 

 

 

 

31.Общие правила  исполнения обязанности по уплате  налогов и сборов.

 

По  общему правилу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность  по уплате налога. По общему правилу  российским налоговым законодательством  не допускается уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым  платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика  обязанности по уплате причитающихся  налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым  законодательством, исполнение налоговой  обязанности может быть возложено  на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов  в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налога правопреемником  реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ), уплата налогов через законного  или уполномоченного представителя (ст. 2 НК РФ), уплата налога за налогоплательщика  его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Неисполнение  физическим лицом или организацией налоговой обязанности в добровольном порядке является основанием для  направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного  фонда или таможенным органом  налогоплательщику требования об уплате причитающегося налога.

Образовавшаяся  в результате неуплаты или неполной уплаты налоговая недоимка взыскивается за счет денежных средств, находящихся  на счетах налогоплательщика в банке, а также путем обращения взыскания  на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой  недоимки налоговые органы или уполномоченные органы первоначально должны направить  налогоплательщику требование о  ликвидации образовавшегося долга  перед казной и причитающейся  пени, а только затем — в случае неисполнения этого требования —  применять меры принуждения.

Наличие данного положения в ст. 45 НК РФ свидетельствует о том, что уплата налога может пониматься в двух значениях:

1) в качестве действия самого  налогоплательщика (добровольного  или на основании требования  уполномоченных органов государства);

2) в качестве действия налогового  или иного уполномоченного органа  по взысканию неуплаченного (не  полностью уплаченного) налога.

По  общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности  по уплате налога служит момент предъявления в банк платежного поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется  и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости  от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может  быть исполнена и двумя другими  способами:

1) в порядке зачета переплаченной  ранее суммы налога в порядке  ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника  выплаты налоговая обязанность  считается выполненной с момента  удержания обязательного платежа  налоговым агентом.

Следовательно, Налоговый Кодекс Российской Федерации  также различает уплату налога как  действие самого налогоплательщика  и реальное перечисление налога в  бюджет как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Однако, относительно определения момента уплаты налога, нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Согласно п. 1 ст. 40 Бюджетного Кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ГК РФ (ст. 140), Федеральным  законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» (ст. 27) и Законом РФ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании  и валютном контроле» (ст. 1) налоги и  сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации — рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

Налоговое законодательство устанавливает различный, зависящий от статуса налогоплательщика, порядок принудительного взыскания  налога. Относительно организаций и  индивидуальных предпринимателей предусмотрен бесспорный порядок. Взыскание налогов  с физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, производится в  судебном порядке.

Статья 45 НК РФ запрещает производить бесспорное взыскание налога с организации, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом  юридической квалификации сделок, заключенных  налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса  и характера деятельности налогоплательщика.

Принудительное  исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога.

Обязательным  правилом бесспорного взыскания  налоговой недоимки является необходимость  уведомления налогоплательщика  со стороны налоговых органов  о вынесенном решении и его  содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного  нормативного акта.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой  недоимки налоговый орган вправе принять одно из двух решений:

1) продолжать обращение взыскания  на банковский счет по мере  поступления на него денежных  средств;

2) взыскать налог за счет иного  имущества налогоплательщика или  налогового агента. Взыскание налога  или сбора за счет иного  имущества налогоплательщика осуществляется  в различных правовых режимах,  зависящих от организационно-правового  статуса частного субъекта.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации  или налогового агента — организации  производится на основании решения, вынесенного руководителем (его  заместителем) налогового органа. Данное решение подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа, заверяется гербовой печатью, в течение  трех дней направляется судебному приставу — исполнителю, который осуществляет исполнительное производство по общим  правилам, установленным Федеральным  законом «Об исполнительном производстве», но с учетом особенностей, предусмотренных  налоговым законодательством.

Налоговым кодексом РФ устанавливается двухмесячный срок для совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на взыскание суммы налоговой  недоимки.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации  или налогового агента организации  производится в определенной последовательности. В первую очередь обращается взыскание  на наличные денежные средства. Затем  подлежит взысканию имущество, непосредственно  не участвующее в производственном цикле организации, в частности  ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений. В  третью очередь налоговая недоимка удовлетворяется за счет готовой  продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих  или не предназначенных для прямого  участия в производстве. При недостаточности  для погашения налогового долга  денежных средств, вырученных по результатам  обращения взыскания на перечисленное  имущество, реализуются сырье и  материалы, предназначенные для  непосредственного участия в  производстве, а также основные средства организации — станки, оборудование, здания, сооружения. В последнюю очередь подлежит изъятию и реализации в счет погашения налоговой недоимки имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. Однако обращение взыскания на такое имущество возможно при условии, что для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога соответствующие договоры между недоимщиком и другими лицами были расторгнуты или признаны недействительными в порядке, установленном действующим налоговым и гражданским законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Основные и факультативные  элементы налогообложения.

Все многообразие налогов  организационно объединяет наличие  у каждого из них общих структурных  элементов – элементов налогообложения. Элементы налогообложения - это установленные в налоговом законе законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"