Организация управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

1. Сущность и организация финансового менеджмента предприятия
2. Основные принципы финансового управления
3. Цели и функции финансового управления
4. Организационная схема управления финансами
5. Основные модели финансового механизма предприятия
6. Основные виды налогов с юридических лиц и принципы их взимания.

Содержание

1. Конспект лекций
2. Варианты заданий для выполнения контрольной работы

Вложенные файлы: 1 файл

1. организация управления финансами.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

в) в случае неуплаты в  течение месяца покупатель будет  вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Контроль над дебиторской  задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает  следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль над своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, приводимым в форме № 5 «Приложение к балансу предприятия», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1 /26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходил 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов  с целью погашения задолженности  являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа  задолженности специальным организациям.

В зависимости и от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Задается критический  уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчетных  документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т. п. В этом случае определяют интервал выборки (по денежному измерителю), и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности  в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут  использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-ного уровня, признается несущественным. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета (годовой отчет, аналитическая записка, отчет внутреннего аудитора и т. п.).

Весьма актуален вопрос о правомочности сопоставления  дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и  бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платежеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй – нет. При этом бухгалтер приводит обычно следующие аргументы. Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот. Тем не менее, в мировой учетно-аналитической практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности – обычный и весьма распространенный аналитический прием.

Особое внимание следует уделять анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности. В нашей стране еще не накоплен опыт в исчислении резерва по сомнительным долгам. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной. Так, американская компания US Steel начисляет резерв в размере 0,78%, корпорации Eastmen Kodak, General Electric – от 3 до 6%.

Проведенное Министерством  торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится  в прямой зависимости от продолжительности  периода, в течение которого дебитор  обязуется погасить свою задолженность. При этом зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадежной; 31-60 дней – 10%; 61-90 дней – 17%; 91-120 дней – 26%; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3-4%.

 

 

Тема 9. Управление денежными  средствами.

1. Основные понятия  анализа потока денежных средств
2. Управление денежными  потоками
3. Методы расчета потока  денежных средств

1. Основные понятия  анализа потока денежных средств

Наиболее важными финансовыми  показателями деятельности любого предприятия  являются:

    • выручка от реализации
    • прибыль;
    • поток денежных средств (ПДС).

Совокупность значений этих показателей и тенденций  их изменения характеризует эффективность работы предприятия и его основные проблемы.

Каждый из показателей  имеет большое значение, но в современных  условиях, наиболее важным становится поток денежных средств, поступающих  на предприятие, так как именно наличие  или отсутствие денег определяет возможности предприятия.

Любое предприятие должно учитывать два обстоятельства: с  одной стороны, для поддержания  текущей платежеспособности необходимо наличие достаточной величины денежных средств, с другой – всегда есть возможность получить дополнительную прибыль от вложения этих средств.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, «коммерческие  организации – это организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности» (ГК, ч. 1, ст. 50). С этой точки зрения любое инвестиционное решение, осуществляемое в такой организации,  должно было бы  оцениваться по критериям, основанным на величине бухгалтерской прибыли, получаемой от его реализации. Однако прибыль не всегда адекватно отражает действительные коммерческие результаты решений по следующим причинам: порядок списания затрат на себестоимость не позволяет отразить в бухгалтерском учете действительных, фактических размеров  платежей,  которые  производит организация  по тому или иному проекту.

 

Недостатки  бухгалтерской прибыли как оценки экономического эффекта инвестиционного решения:

а) неточный учет затрат

Как правило, инвестиционное решение на первом этапе требует  вложений капитала, а на последующих  этапах начинает давать реальную отдачу. Бухгалтерский учет оперирует усредненными оценками, распределяя во времени потребности в дополнительных инвестициях через механизм амортизации.

Не все затраты списываются  на себестоимость в полном объеме и в том периоде, когда они  производятся фактически. Кроме того, оценка затрат в бухгалтерском учете зависит от принятой в организации учетной политики (использования методов ФИФО, Л ИФО или средней цены);

б) неточный учет результатов

оценка выручки от реализации продукции или услуг  по проекту также зависит от учетной  политики — в РФ она может производиться по отгрузке товара потребителю или по фактической оплате;

в) неучет фактора  времени

эффект от инвестирования может быть получен в разные периоды  времени. Базируясь на усредненных  оценках прибыли, невозможно корректно  соотнести между собой разновременные платежи. Более того, в результате таких оценок может быть принято неправильное решение;

г) неучет риска 

ориентация на максимум бухгалтерской прибыли не дает возможности  сопоставить проекты, относящиеся  к разным классам риска.

 

Указанные соображения заставляют практиков во многих случаях отказываться от критериев оценки инвестиционных решений, основанных на бухгалтерской прибыли, и приводят к необходимости оперировать суммами действительно осуществляемых платежей и действительно получаемых доходов.

 

Чистый денежный поток

Баланс выплат и поступлений  денежных средств, связанных с осуществлением  инвестиционного решения (проекта), приуроченный к определенному периоду  времени t, называется чистым денежным потоком проекта в данный период времени.

При этом производимые в  данный период t выплаты называются денежными оттоками, а полученные в этот период поступления денег  — денежными притоками. Расчет денежного  потока осуществляется таким образом, чтобы соответствующие его элементы (притоки и оттоки) были релевантны, т.е. непосредственно связаны с конкретным инвестиционным решением, которое оценивается и обосновывается.

Отличие ПДС от прибыли:

    • выручка – учетный доход от реализации продукции или услуг за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы дохода;
    • прибыль – разность между учетными доходами от реализации и начисленными расходами на реализованную продукцию;
    • ПДС – разность между всеми полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период.

 

При анализе финансового состояния предприятия необходимо иметь в виду, что прибыль за отчетный период и денежные средства, полученные за тот же период – не одно и тоже.

    • Прибыль – это увеличение  ДС предприятия за период, которое характеризует эффективность управления предприятием.
    • Наличие прибыли не означает наличия свободных ДС, доступных для использования.
    • При расчете прибыли не все затраты включаются в данный расчет, например, налог на прибыль.
    • ДС являются наиболее ограниченным ресурсом в российских условиях перехода к рыночным отношениям, и успех предприятия во многом определяется способностью руководителей рационально распределять и использовать деньги.

 

2. Управление денежными  потоками

 

Управление денежными  потоками включает:

    1. Учет движения ДС;
    2. Анализ потоков ДС;
    3. Составление бюджета ДС,

и охватывает основные аспекты  управления деятельностью предприятия.

Управление денежными  потоками особенно важно с точки  зрения необходимости:

    • управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);
    • планирования временных параметров капитальных затрат;
    • управления капитальными потребностями (финансирование за счет собственных и заемных средств);
    • управления затратами и их оптимизация с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;
    • управления экономическим ростом.

 

В настоящее время  имеются следующие проблемы в  области управления ДС:

    • менеджеры не получают полной информации об источниках ДС, суммах и сроках платежей;
    • финансовые потоки разрозненны и несогласованны во времени;
    • нарушается элементарная дисциплина – теряются документы, не выполняются распоряжения и т.п.;
    • кассовый план создается «на коленках» из обрывков информации;
    • решение о распределении ДС принимается при мощном лоббировании со стороны различных служб;
    • запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;
    • решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их величины, сроков погашения, обеспеченности.

 

Анализ потоков  ДС

Основная задача анализа  заключается в выявлении причин недостатка (избытка) ДС, определении источников их поступлений и направлений использования.

Для определения ПДС  используют прямой и косвенный методы. Основным документом является отчет  о движении ДС.

При анализе потоки ДС рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная, финансовая.  При этом желательна ситуация, когда совокупный ДП стремится к нулю.

 

Принципы управления потоком ДС:

    1. Продавать больше и по разумным ценам. Цена продажи включает не только реальные денежные затраты, но и амортизацию (некассовую статью), которая фактически увеличивает денежный поток.
    2. Ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая их дефицита, который может привести к падению объема будущих продаж.
    3. Как можно быстрее собирать деньги у дебиторов, учитывая что чрезмерное давление на них также может привести к падению объема будущих продаж. Для ускорения получения денег используются скидки.
    4. Постараться достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности фирмы, использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.

Информация о работе Организация управления финансами