Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа
Целью работы: изучить особенности, провести анализ и планирование затрат на производство и реализацию продукции в ОАО «Владхлеб». При планировании расходов необходимо учитывать отраслевую специфику предприятия.
Для написания работы поставлены следующие задачи:
- изучить литературу, касающуюся затрат и реализации продукции;
- осветить общее понятие расходов организации и их классификацию;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику и расходы ОАО «Владхлеб»;
- на основе данных провести анализ производственных затрат и объема реализации;
- провести планирование расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в ОАО «Владхлеб» на 2011 год.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ……………………………6
1.1 Общие понятия и классификация затрат на производство и реализацию продукции……………………………………………………………………………....6
1.2 Теоретические аспекты анализа затрат …………………………………....8
1.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции (товаров, услуг)…………………………………………………………………………………...11
2 ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ОАО «ВЛАДХЛЕБ»……..16
2.1 Краткая характеристика деятельности организации……………………..16
2.2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции в
ОАО «Владхлеб»………………………………………………………………..19
2.3 Результат планирования расходов в ОАО «Владхлеб»………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………29
……………………………………………………..31
3) коэффициенты отчислений на социальные нужны
Ксн = отчисления на соц. нужды (тыс.руб.)/выручку (тыс.руб)*100
4) коэффициенты удельной амортизации
КА = амортизация основных фондов (тыс.руб.)/выручку (тыс.руб)*100
5) коэффициенты удельных прочих затрат
Кпр = прочие затраты(тыс.руб.)/выручку (тыс.руб)*100
6) коэффициенты полных затрат (коэффициенты затратоемкости)
Кп = итого затраты на производство(тыс.руб.)/выручку (тыс.руб)*100
Прокомментируем результаты анализа коэффициентов затрат.
При анализе отчетного периода видно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом и в 2010 году по сравнению 2009 годом имела место экономия затрат. На один рубль выручки от продаж экономия составила 2,38 коп. и 1,52 коп. соответственно, что обусловлено снижением уровня удельных прочих затрат, снижением уровня удельной амортизации, а также снижением уровня материалоемкости.
Однако выше коэффициент зарплатоемкости на протяжении отчетного периода и, соответственно, выше коэффициент, отражающий уровень отчислений на социальные нужды.
На основании данных о динамике коэффициентов можно рассчитать суммы относительной экономии (относительного повышения) затрат по каждому элементу в тысячах рублей на фактическую выручку от продаж.
1. Коэффициент материалоемкости в отношении 2009 к 2008 году снизился на 1,73 коп, в отношении 2010 к 2009 году – на 1,43 коп. Этому соответствует относительная экономия затрат на фактическую выручку от продаж:
а) в 2009 г.: (-1,73) х 1007771 тыс.руб. / 100 = - 17 434 тыс. руб.
б) в 2010 г.: (-1,43) х 1090782 тыс.руб./ 100 = - 15 598 тыс руб.
2. Коэффициент зарплатоемкости в отношении 2009 к 2008 году повысился на 0,83 коп, в отношении 2010 к 2009 году – на 0,89 коп. Относительное повышение затрат на оплату труда:
а) в 2009 г.: 0,83 х 1007771 тыс.руб. / 100 = 8 364 тыс. руб.
б) в 2010 г.: 0,89 х 1090782 тыс.руб./ 100 = 9 707 тыс руб.
3.
Относительное повышение
а) в 2009 г.: 0,06 х 1007771 тыс.руб. / 100 = 604 тыс. руб.
б) в 2010 г.: 0,11 х 1090782 тыс.руб./ 100 = 1 199 тыс руб.
4.
Относительная экономия затрат
в связи со снижением
а) в 2009 г.: (-0,06) х 1007771 тыс.руб. / 100 = - 604 тыс. руб.
б) в 2010 г.: (-0,07) х 1090782 тыс.руб./ 100 = - 763 тыс руб.
5. Относительная экономия прочих затрат:
а) в 2009 г.: (-1,47) х 1007771 тыс.руб. / 100 = - 14 814 тыс. руб.
б) в 2010 г.: (-1,03) х 1090782 тыс.руб./ 100 = - 11 235 тыс руб.
Проверка: общая сумма относительной экономии затрат составила:
а) в 2009 г.: 2,38 х 1007771 тыс.руб. / 100 = 23 984 тыс. руб.
б) в 2010 г.: 1,52 х 1090782 тыс.руб./ 100 = 16 579 тыс руб.
Проанализируем финансовые показатели исследуемой фирмы со среднеотраслевыми и среднероссийскими показателями. Данные сведены в таблицу 5, предоставленную в Приложении. Индекс производства, то есть показатель динамики объема промышленного производства, определяемый в виде отношения текущего объема производства в денежном выражении к объему промышленного производства в предыдущем или другом базисном году, в ОАО «Владхлеб» составляет 108,23%, когда по среднероссийским показателям он составляет 101,9%, по среднеотраслевым – 92,6%. По результатам анализа рынка хлебобулочных изделий, наблюдается тенденция сокращения потребления хлеба. Спрос на хлебобулочную продукцию снижается. Повышение производительности исследуемого предприятия объясняется тем, что наблюдается спрос на товары кондитерской линейки (пирожные, торты, пироги, твороженники), на продукцию для кафе, ресторанов (манты, беляши, тарталетки, булочки для гамбургеров и т.д.), на изделия высокой степени готовности (пицца, батончик «Пряный» и т.д.).
Уровень рентабельности в ОАО «Владхлеб» ниже, чем по сравниваемым среднестатистическим показателям. Так как рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств, можно сделать вывод, что не достаточно эффективно используют затраченные средстве предприятия.
Среднепотребительские цены за килограмм готовой продукции в анализируемом предприятии составляют 35,05 руб, по России – 25,42 руб, по данной отрасли в регионе – 39,15 руб. Уровень повышения цен в 2010 году составил 5%, что соответствует норме.
Средняя зарплата в ОАО «Владхлеб» выше средроссийских и среднеотраслевых показателей и составляет (по данным 2010 года) 28 396 рублей.
2.3 Результаты планирования расходов в ОАО «Владхлеб»
Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно, прежде всего, для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.
В теоретической части были подробно освещены этапы планирования на хлебопекарных предприятиях, проанализируем результаты планирования затрат на производство и реализацию продукции в исследуемой организации.
При анализе затрат на производство и реализацию продукции в предплановом периоде была выявлена относительная экономия затрат на 16 579 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 23 984 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Существенных изменений в структуре затрат на производство не произошло.
При прогнозировании изменений основных факторов, влияющих на объем и структуру операционных затрат в ОАО, особое внимание следует обратить на изменение объема производства и реализации продукции, изменение технического уровня производства, изменение уровня цен и условий поставок сырья.
Основными факторами возможного сокращения объемов реализации продукции является конкуренция со стороны местных небольших производств, расположенных в г. Владивостоке. Как было отмечено ранее, наблюдается тенденция сокращения потребления хлеба. Но благодаря повышенному спросу на богатую товарную линейку, предлагаемую ОАО «Владхлеб, в 2011 году планируется выпустить 31876,25 тонн хлебобулочных изделии, что на 103,7% больше, чем в 2010 году.
Возможен рост цен на хлебобулочные изделия на 5%, связанный с ростом цен на сырье, а также с общенациональным ростом цен и инфляционными процессами.
Планирование переменных затрат проведем по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции. В нашем случае, к переменным затратам относятся материальные затраты, затраты на оплату труда производственных рабочих и отчисления на их социальные нужды.
Плановая сумма переменных затрат рассчитывается следующим образом:
Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции. При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска.
Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порог рентабельности (ПР), который определяется по следующей формуле:
П
Порог рентабельности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство. Имеет смысл производить продукцию в объеме, превышающем порог рентабельности, то есть не менее 13700,61 тонн. Только в этом случае предприятие получит прибыль.
Постоянные затраты могут меняться под воздействием факторов внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п. Влияние внешних условий не поддается планированию, поэтому финансовая служба предприятия должна оперативно отслеживать колебания себестоимости и в случае опасных отклонений ставить вопрос перед руководством об увеличении отпускных цен.
Решим задачу
оптимизации величины прибыли, изменяя
соотношения между постоянными и переменными
затратами в пределах возможностей предприятия.
Рассчитаем силу воздействия производственного
рычага по формуле:
Если выручка от реализации продукции возрастет с 1090782 до 1200100 тыс. руб. или на 10%, то прибыль увеличится на 29% (10% х 2,9) или с 130251 тыс. руб. до 168023,79 тыс. руб.
Составление сводной сметы затрат на производство достаточно трудоемкий процесс, требующий знания полной картины внутренней деятельности организации, всех процессов и этапов изготовления всего ассортимента хлебобулочных продукций. В официально предоставленной отчетности таких данных нет, поэтому мы воспользовались одним из основных методом планирования расходов - методом планирования на базе ставки переменных расходов.
Планирование переменных расходов по элементам происходит с использованием ставки переменных расходов. В качестве такой ставки могут выступать нормы закладки продуктов или вообще любая рецептура. Под рецептурой в данном случае понимаются данные о совершенно точном расходе основных материалов на единицу продукции. Так расчет расхода основных материалов производится по формуле:
VCi = Wj* vcij, где
VCi – расход материала i-го вида;
Wj – объем производства продукции j-го вида;
vcij – норма закладки материала i-го вида на единицу продукции j-го вида.
Расходы на сдельную заработную плату рассчитываются точно так же, но вместо норм закладки материала используются данные об оплате операции k-го вида на единицу продукции j-го вида.
Работа по полному подсчету расхода всех материалов и всей заработной платы может оказаться достаточно трудоемкой, если предприятие выпускает несколько видов продукции, и для производства каждого из них используется несколько видов сырья и несколько операций. Если же видов продукции много, то человеку точный подсчет становится не под силу. Выходов в этой ситуации два:
Упростить – значит, вместо норм закладки использовать нормы расхода материалов. Их отличие заключается в том, что они не носят такого точного характера, и могут быть достаточно приблизительными. Алгоритм следующий:
Планируемый объём производства на 2011 год 31876,25 тонн хлебобулочных изделий, в отчётном 2010 году - 30726,25 тонн (Таблица 7 в Приложении).
Спланируем переменные расходы, которые имеют наибольший удельный вес в общей структуре затрат.
Сырьё и материалы = 299232/30726,25 = 9,73
Транспортные расходы =49872/30726,25 =1,62
Топливо = 31355/30726,25 =1,02
Электроэнергия = 68389/30726,25 =2,23
Оплата труда = 196408/30726,25 =6,39
Отчисления на социальные нужды = 62001,37/30726,25 =2,02
Информация о работе Планирование расходов на производство и реализацию продукции