Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель работы – разработка финансовой стратегии предприятия в условиях кризиса.
Объект исследования – организация ООО «Ресурспроект».
Предмет исследования – финансовое состояния ООО «Ресурспроект».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы применения финансового анализа в управлении финансами предприятия;
провести анализ финансового состояния ООО «Ресурспроект»;
выявить проблемы и определить основные направления совершенствования управления финансами предприятия с использованием результатов анализа.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Содержание и задачи управления финансами организации в условиях кризиса……………………….…................................................................................6
1.1. Понятие финансового состояния фирмы и его устойчивости…..…………...6
1.2. Особенности управления финансами компании в условиях финансового кризиса………………………………………………………………………………11
2. Анализ текущего финансового состояния ООО «Ресурспроект»………..20
2.1. Значение экспресс-анализа в управлении финансами предприятия……….20
2.2. Анализ финансовой устойчивости с использованием абсолютных и относительных показателей……………………………………………………….24
2.3. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия…………………34
3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния
ООО «Ресурспроект»……………………………………………………………..39
3.1. Пути повышения качества управления активами…..……………………….39
3.2. Пути повышения эффективности управления капиталом и денежными потоками ……………………………………………………………………..……..47
Заключение………………………………………………………………...............59
Список использованной литературы…………………………………………..62
Эффективное управления финансами играет большую роль в обеспечении нормализации работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов.
Для управления дебиторской задолженностью необходима следующая информация:
При управлении дебиторской задолженностью рекомендовано также учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед кредитором ООО «Ресурспроект». Зачастую оказывается, что можно провести взаимозачет и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность.
Прежде следует определить принципы контроля сроков исполнения обязательств компаниями-дебиторами.
Критический срок оплаты - дата, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по предоставленному коммерческому кредиту. Для того чтобы иметь возможность контролировать критический срок оплаты, нужно учитывать продолжительность отсрочки платежа, а также дату возникновения дебиторской задолженности. Моментом возникновения дебиторской задолженности считается дата перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписания договора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции к покупателю и т. д.
В большинстве договоров на поставку товаров с рассрочкой платежа критический срок оплаты определяется путем прибавления установленного количества дней к дате возникновения дебиторской задолженности. Для упрощения расчета критического срока оплаты можно порекомендовать выделить типичные для компании условия предоставления отсрочки платежа и реализовать возможность их учета в системе управления дебиторской задолженностью.
При этом следует отметить, что могут возникать случаи, когда заключаются договоры, условия оплаты в которых отличаются от типовых. В этом случае очень важно не использовать в учете типовые условия, которые исказят отчетность по погашению дебиторской задолженности, а делить сумму счета, выставленного по этому договору, на такое количество составных сумм, по которому можно для каждой из них однозначно рассчитать критический срок оплаты.
Таблица 11
Критический срок оплаты по выставленным счетам для ООО «Ресурспроект» на _____________ 2009 г.
№ счета-фактуры |
Дата |
Сумма, тыс. руб. |
Дата отгрузки |
Стоимость отгруженной продукции, тыс. руб. |
Условия оплаты |
Время в пути, дн. |
Отсрочка по договору, дн. |
Критический срок оплаты |
На основании данных таблицы 11 можно контролировать своевременность платежей и при необходимости реагировать на возникновение просроченных обязательств со стороны дебиторов.
Усложняют управление дебиторской задолженностью случаи, когда несколько выставленных счетов погашаются одним платежным поручением или, наоборот, когда один счет погашается несколькими платежными поручениями. В этом случае не всегда ясно, за что расплатился дебитор и какой из счетов просрочен. Если в назначении платежа дебитором не указано иное, рекомендуется использовать метод ФИФО, то есть считать, что покупатели сначала погашают наиболее ранний из выставленных и неоплаченных счетов.
Чтобы не возникало проблем с распределением поступающих платежей, можно предложить следующее: на каждую отгрузку заключать дополнительное соглашение к договору поставки и требовать от клиентов указания в платежном поручении его номера и даты.
Определив критический срок оплаты и принципы соотнесения поступающих платежей и выставленных счетов, несложно понять, какова доля просроченной дебиторской задолженности и на сколько дней она просрочена.
Для контроля поступления платежей и ведения статистики средней просрочки по каждому дебитору можно формировать отчет о списании дебиторской задолженности (Таблица 12).
Таблица 12
Отчет о списании дебиторской
задолженности ООО «
Счета-фактуры выставленные |
Платежные поручения полученные |
Текущая задолженность на дату поступления платежа, тыс. руб. |
Период просрочки, дн. | ||
№ |
Критический срок оплаты по выставленному счету |
Дата |
Сумма, тыс. руб. | ||
Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит реестр старения дебиторской задолженности.
Реестр старения представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Группировка осуществляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней обращаться в суд. Соответственно аналогично будут построены группы в реестре старения дебиторской задолженности: 0-7 дней, 8-15, 16-30, свыше 30.
Можно порекомендовать сравнивать средневзвешенное время просрочки и периода кредитования по дебитору и в целом по компании с аналогичными показателями предыдущих периодов. Чтобы сравнение было корректным, необходимо из расчета средневзвешенного времени просрочки платежа исключить счета, дебиторская задолженность по которым на текущий момент признана безнадежной. Если из расчета не исключить безнадежную дебиторскую задолженность, это приведет к тому, что вся безнадежная задолженность, возникшая в предыдущих периодах и не списанная компанией, будет отражена в текущем периоде, что не позволит провести корректное сравнение. Сопоставление средневзвешенного времени просрочки и кредитования текущего и отчетного периодов позволит оценить эффективность проводимой компанией политики коммерческого кредитования. Очевидно, что увеличение средневзвешенного периода просрочки в текущем периоде будет свидетельствовать о низкой эффективности работы с дебиторами, и наоборот.
Используя данные о среднем времени просрочки платежа по контрагентам и в целом по компании по уже погашенным счетам, можно значительно повысить точность планирования поступления денежных средств от дебиторов. Это упрощает процедуру построения бюджета движения денежных средств в части прогнозирования поступлений денежных средств. Мы рекомендуем для прогнозирования поступления платежей от покупателей использовать коэффициенты инкассации дебиторской задолженности. Коэффициент инкассации определяется как процент от общей суммы платежа в определенный интервал времени (Таблица 13).
Таблица 13
Реестр инкассации дебиторской задолженности на _______2009 года
Дата счета-фактуры |
Номер счета-фактуры |
Сумма счета-фактуры, тыс. руб. |
Дата поступления платежа |
Критический срок оплаты |
Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб. | ||||
0 дн. |
до 10 дн. |
до 30 дн. |
до 60 дн. |
свыше 60 дн. | |||||
Понедельный план поступления денежных средств (могут использоваться и другие интервалы времени - декады, месяцы) строится в результате умножения полученных коэффициентов инкассации на запланированный объем продаж. На основании информации о поступлении денежных средств можно достаточно точно прогнозировать кассовые разрывы и планировать привлечение дополнительного финансирования.
Можно также порекомендовать рассчитывать коэффициенты инкассации в разрезе не только клиентов компании, но и номенклатуры отгружаемой продукции. Это связано с тем, что период оборачиваемости у разных товарных позиций различен, соответственно будут различаться сроки возврата денежных средств.
В качестве следующего предложения выступает разработка кредитной политики.
Приведем типичную структуру этого документа:
Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.
Принято выделять три типа кредитной политики:
Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.
Для того чтобы дифференцировать
условия коммерческого
Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.
1. Отбор показателей,
на основании которых будет
проводиться оценка
2. Определение принципов
присвоения кредитных
3. Разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение:
- цены реализации;
- времени отсрочки платежа;
- максимального размера коммерческого кредита;
- системы скидок и штрафов.
В качестве двух наиболее
важных характеристик
Таблица 14
Значения кредитных рейтингов
Платежная дисциплина |
Объем поставок | ||
Просрочка оплаты, дн. |
Рейтинг |
Сумма реализации за год, руб. |
Рейтинг |
Больше 60 |
Е |
Больше 10 тыс. |
Е |
Меньше 60 |
D |
Больше 70 тыс. |
D |
Меньше 30 |
С |
Больше 100 тыс. |
С |
Меньше 7 |
В |
Больше 500 тыс. |
В |
0 |
А |
Больше 1 млн. |
А |
Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг «D» или «E» к ранжированию по объему продаж не допускаются. Для компаний, получивших рейтинги «А», «В» и «С», рекомендованы следующие условия работы:
- рейтинг «С»: работа с такой компанией только
при условии наличия залога;
- рейтинг «B»: обязательное описание в
договорах системы штрафов и пеней и их
строгое исполнение;
- рейтинг «А»: предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании.
На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию. К примеру, для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 тыс. руб. в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга «А» кредитный лимит не больше 100 тыс. руб. в год, а цена - на 10% ниже базовой.