Разработка финансовой стратегии ЗАО "МЗСК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев.
Такой системой целей может быть:
выживание компании в условиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАО Марийский завод силикатного кирпича.docx

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

Из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает ОАО "Континент" 3743 тыс. руб., или 41,8% от общей дебиторской задолженности. Далее дебиторы расположены в порядке убывания. Свыше 91 дней дебиторов нет, что благоприятно сказывается на прибыли предприятия. Соотношение удельного веса изобразим на следующей диаграмме:

 

 

Определение реального периода оборота дебиторской задолженности.

Реальное представление о погашении счетов дебиторами организация может получить после расчета взвешенного старения счетов дебиторов. Допустим, что завод закладывает в типовые условия продажи товаров отсрочку не более чем на 30 дней. Расчет взвешенного старения счетов дебиторов представлен в таблице:

 

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности

Сумма дебиторской задолженности, тыс. р.

Удельный вес, доли к единице

Взвешенное старение счетов, дней

0-30 дней

2963

0,33

11

31-60

2801

0,31

25

61-90

3198

0,36

24

Свыше 91 дня

0

0,00

0

Итого

8962

1

60


 

Итак, 60 дней - это средний срок расчета дебиторов в будущем.

Сроки ожидаемого расчета в 2 раза превышают льготный период (30 дней), указанный в контракте.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности.

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить организация от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов по группам дебиторов в зависимости от сроков возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику предприятия.

 

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности

Сумма дебиторской задолженности, тыс. р.

Удельный вес, доли к единице

Вероятность безнадежных долгов

Сумма безнадежных долгов, тыс. р.

Реальная величина задолженности, тыс. р.

0-30 дней

2963

0,33

0,025

74,075

2888,925

31-60

2801

0,31

0,05

140,05

2660,95

61-90

3198

0,36

0,075

239,85

2958,15

Свыше 91 дня

0

0,00

0,1

0

0

Итого

8962

1

0,25

453,975

8508,025


 

Таким образом, 25% (453,8 тыс. рублей) от общей суммы дебиторской задолженности организация может не получить.

С целью недопущения денежных средств в будущем периоде на ЗАО "МЗСК" договоры с клиентами включают в себя гибкие условия сроков и форм оплаты:

1. 100% предоплата;

2. частичная предоплата - это сочетание аванса и продажи в кредит.

Выбор стратегии заключения контрактов с покупателями.

ЗАО "МЗСК" практикует гибкие условия и форму оплаты и скидок, таких как предоплата, частичная предоплата. При долгосрочном сотрудничестве возможны и другие условия оплаты.

Предоплата составляет полную стоимость сделки - 100%, частичная предоплата - заранее оговоренный процент - 60%. ЗАО "МЗСК" является участником следующих каналов распределения продукции:

1). Прямой сбыт (двухзвенный), канал нулевого уровня;

 

 

2). Косвенный канал сбыта через посредника, одноуровневый канал, трехзвенный.

 

3). Косвенный сбыт - двухуровневый канал распределения продукции, многозвенный канал сбыта.

 

 

ЗАО "МЗСК" использует стратегию вынуждения, когда продвижения адресуется к конечному потребителю в расчете на то, что его спрос будет достаточно интенсивным, чтобы вынудить посредников включить в ассортимент товар данного производителя.

 


Определение минимально допустимой величины скидки при оплате поставок материалов, сырья от поставщиков.

В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению стоимости реализованной продукции, поэтому встает задача оценки возможности предоставления скидки покупателям при досрочной оплате. Предположим, что организация выбирает такой способ расчета с покупателями, который будет давать возможность иметь меньшие потери при расчете с покупателями. Процедура оценки выгодности вариантов гибких условий оплаты представлена в таблице:

 

Наименование показателя

Скидка

Без скидки

1. Условия оплаты (при предоплате - скидка)

Размер скидки 8%

Отсрочка 30 дней

2. Индекс цен (с учетом инфляции - 2% в месяц)

-

1,02

3. Коэффициент падения покупательской способности денег

-

1/1,02=0,98

4. Потери от инфляции с каждой 1000р.

-

1000-1000*0,98=20р.

5. Потери от предоставления скидки с каждой 1000р.

1000*8%/100=80р.

-

6. Оплата процентов банковского кредита сроком на 1 месяц под 15% годовых

(1000*15%) / (12*100%) =12,5р.

(1000*15%) / (12*100%) =12,5р.

7. Доход от альтернативных вложений сроком на 1 месяц при рентабельности не ниже% с учетом инфляции

920*0,08*0,98=72,13р.

-

8. Итого: результат от предоставления скидки, потерь от инфляции и выгод от альтернатив вложения с каждой 1000р.

72,13-80-12,5=. - 20,37

-20-12,5=-32,5


 

В нашем случае ЗАО "МЗСК" теряет больше (-32,5) при отсрочке на 30 дней, поэтому лучше использовать при реализации продукции предоставление скидки 8%.

При нахождении равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностью заводу необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгод, получаемых организацией:

 

Наименование показателя

Скидка

Без скидки

1. Момент оплаты

При отгрузке сырья

Отсрочка на 30 дней

2. Оплата за сырье

В случае скидки используют международный опыт:

1). Если сырье не обработано, скидка не превышает 8%: 1000-1000*8%/100%=920 р.2). Если сырье - полуфабрикат или конечный продукт, скидка: 15-30%

1 050р.

3. Оплата процентов по банковскому кредиту на срок 30 дней под 15% годовых

 =12 р.

-

4. Итого: расход

  1000-12 = 988р.

  1050 р.


 

По полученным данным таблицы видно, что предоставление скидки в размере 8% при оплате в момент отгрузки сырья более выгодно, чем отсрочка на 30 дней.

Таким образом, предоставление скидки в 8% признается организацией как приемлемое, т.к размер скидки в данном случае в 4,1% превышает минимально допустимый.

Также определим стоимость предоставления кредита, стоимость характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемый для сопоставления в годовом исчислении:

 

,

 

где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию,%; СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), дни (в нашем случае три месяца, то есть 90 дней).

 

= 0,32

 

В нашем случае годовая процентная ставка за предоставляемый кредит равна 32%, что значительно превышает уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту (15%). Поэтому менеджер нашего предприятия не стимулирует покупателя к реализации продукции в кредит, значит нужно брать краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке. При это, с одной стороны, это может обеспечить приток ликвидных средств в организацию, но, с другой стороны, может негативно сказаться на объемах реализации продукции организации. Таким образом, может оказаться актуальным применение системы дифференцированных по группам покупателей размеров стоимости предоставляемого кредита в зависимости от истории их кредитных взаимоотношений с организацией - продавцом и кредитоспособности.

 

6. Приемы управления денежными средствами организации

 

Денежные средства - это наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Управление денежными средствами составляет, таким образом, неотъемлемую часть функций общего управления оборотными активами организации.

Наличие свободных денежных средств свидетельствует:

об упущенной выгоде от прибыльного вложения свободных денег;

об обесценивании денежных средств в связи с инфляцией.

При рассмотрении вопроса о целесообразности размещения денежных средств необходимо использовать следующие критерии оценки вариантов вложений:

степень ликвидности и предлагаемых инвестиций;

уровень рентабельности инвестиций;

безопасность вложений.

Разрабатывая финансовую политику управления денежными средствами предприятия необходимо учитывать: выручку от реализации продукции (работ, услуг); прибыль; поток денежных средств.

При прочих равных условиях финансовые менеджеры осуществляют выбор инвестиций, руководствуясь различными тактиками. Рассмотрим размещение временно свободных денежных средств в организации в таблице:

 

Таблица.

Показатели

Ед. измерения

Значения

Сумма кредита на приобретения сырья

тыс. р.

12147

Срок погашения кредита

мес.

3

Годовая процентная ставка по кредиту

%

15

Срок погашения ГКО

мес.

3

Месячная доходность по ГКО

%

1,3

Выручка от реализации продукции за 3 месяца

тыс. р.

75620,75

Себестоимость реализованной продукции

тыс. р.

-25180


 

В начале квартала у завода образовались остатки денежных средств в размере 12147 т. р. У менеджера есть 2 варианта использования этих средств:

1) умеренная политика - приобрести сырье, необходимое для будущей производственной деятельности;

2) агрессивная политика - свободные деньги инвестировать в ценные бумаги: в государственные казначейские облигации (ГКО) сроком на 3 месяца и взять кредит в банке сроком на 3 месяцев для приобретения сырья. Доход по ГКО не подлежит налогообложению.

Произведем выбор варианта инвестирования свободных денежных средств в табличной форме:

 

Показатели

Без ГКО

С ГКО

Доход

Расход

Доход

Расход

Текущая деятельность

1. Выручка от реализации за 3 месяца

75620,75

 

75620,75

 

2. Себестоимость реализованной продукции

 

(25180)

 

(25180)

3. Сумма процентов за кредит

     

12541*15%*3/

/100%*12= (470,3)

4. Прибыль от реализации продукции (п.1-п.2) или (п.1-п.2-п.3)

50440,75

 

50010,45

 

5. Налог на прибыль (20%)

 

(10088,15)

 

(10002,09)

6. Чистая прибыль от реализации (п.4-п.5)

40352,6

 

40008,36

 

Финансовая деятельность

7. Сумма инвестирования в ГКО

     

(12147)

8. Сумма, вырученная при погашении ГКО

   

12147*

(1+0,013) =12304,9

 

9. Процент от операции с ГКО

   

160,25

 

10. Налог на прибыль с операции с ГКО

   

0

 

11. Чистая прибыль от операции с ГКО

   

160,25

 

12. Чистая прибыль от реализации продукции и операции с ГКО

40352,6

 

40168,61

 

 

Как показывают расчеты, наиболее выгодный вариант это покупка производственного сырья, вкладывать деньги в ГКО не стоит.

К неденежным формам расчетов относят 6артер и взаимозачет, которые позволяют рассчитаться в условиях неплатежеспособности клиента.

Бартер - это прямой товарообмен между участниками сделки без использования ДС. Взаимозачет - процедура погашения взаимных обязательств, исключающая реальное движение ДС в пределах равных сумм задолженностей.

Наиболее потенциальные выгоды, которые можно извлечь из бартерной сделки сводятся к следующим:

способ погашения ДЗ;

способ расчета, если банковские счета "заморожены";

способ сохранения прежних объемов производства продукции;

способ снижения расходов наличных ДС;

отказ от привлечения заемных средств для осуществления непрерывного производственного цикла.

Негативными моментами при осуществлении бартерной сделки являются:

снижение поступлений наличных ДС;

получатель бартера принимает то количество и ассортимент продукции, которое диктуется размером задолженности контрагента, а не потребностями организации;

необходимость перепродажи товаров полученных по бартеру, что задерживает поступление наличных ДС, увеличивает издержки на хранение и сбыт;

в момент совершения бартерной сделки необходимо учитывать, что в этот же самый момент должны осуществляться выплаты по налогам денежными средствами.

Рассмотрим эффективность бартерной сделки:

Предположим, что нашему заводу, производящему силикатный кирпич, поступило предложение от крупного покупателя этой продукции заключить бартерную сделку, то есть обменять партию кирпичей на к примеру цемент. При этом предполагается, что часть прибыли от сделки завод получит за счет бартерного обмена, а другую часть - путем перепродажи цемента по более высокой цене. Конечной целью завода является получение большого размера прибыли чем от продажи силикатного кирпича.

Для расчета будем использовать таблицу:

 

Этапы бартерной сделки

Обмен: силикатный кирпич на цемент

Перепродажа цемента

Результат от сделки

Выручка от реализации, тыс. руб.

216279,3

280742

280742

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

-25180

-216279,3

-25180

Расходы на перепродажу, тыс. руб.

 

 

-5

-5

Прибыль от продажи, тыс. руб.

191099,3

64457,7

255557

Налог на прибыль (20%)

38219,86

12891,54

51111,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

152879,44

51566,16

204445,6

Информация о работе Разработка финансовой стратегии ЗАО "МЗСК"