Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 04:52, курсовая работа
Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность, анализ основных источников резервов роста прибыли на предприятии ООО «Нива-Хлеб».
Объектом исследования является ООО «Нива-Хлеб», г. Уссурийск Приморского края.
Введение 2
1. Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности на предприятии 5
1.1 Понятие прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 9
1.3 Планирование рентабельности. Факторы ее роста 19
1.2 Показатели рентабельности и факторы, влияющие на их изменение 21
2. Планирование прибыли и рентабельности в ООО «Нива-Хлеб» 23
2.1 Общие сведения о предприятии 23
2.2 Анализ финансового состояния 25
2.3 Анализ формирования прибыли на ООО «Нива-Хлеб» 32
2.4 Анализ планирования рентабельности 35
Заключение 43
Список литературы 46
Прп = П01 + Птп – П02,
где Прп – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П01 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
Птп – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
П02 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Рентабельность – это относительный показатель, который отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Во время анализа рентабельности предприятия или продукции исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.
Рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль [5, с. 81].
Показатели рентабельности предприятия очень важны при комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.
Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.
Основные показатели рентабельности это:
Показатели рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности продукции — себестоимость или выручка [7, с. 132].
Во время анализа рентабельности предприятия аналитики обращают внимание не только на значения отдельных показателей и их изменения, но и сравнивают их между собой. Например, рост ROBA при снижении ROTA может сигнализировать о чрезмерной дебиторской задолженности, неоправданных количествах свободных денежных средств и/или затоваренности склада. Такая динамика показателей рентабельности, скорее всего, подтолкнет менеджмент к инвестициям в основные фонды.
После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.
Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости. В аналитической записке изменение и влияние этих факторов рентабельности продукции отмечается наравне с изменением самой рентабельности.
Таким образом, рентабельность – это важный показатель деятельности предприятия, дающий более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддающийся разного рода анализу.
Коэффициент чистой рентабельности продукции (net profit margin), называемый также рентабельность продаж (return on sales – ROS): процентное отношение чистой прибыли от реализации к чистой выручке от реализации (с учетом скидок, возврата товаров и т. д.). Чистая рентабельность продукции дает представление о том, насколько прибыльна деятельность компании после уплаты всех прямых и накладных расходов (иногда при расчете прибыли в коэффициенте чистой рентабельности продукции учитываются также и налоговые платежи, чего, однако, никогда не делается в случае рентабельности продаж). Чем выше этот показатель, тем более привлекательнее компания [8, с. 32].
Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity): размер прибыли, приходящийся на каждый рубль собственного капитала. Высокие значения этого коэффициента могут указывать на уникальную запатентованную продукцию, быстрорастущие рынки, умелую политику руководства и/или на то, данный вид бизнеса характеризуется высокими входными барьерами.
Однако рентабельность собственного капитала всегда должна рассматриваться вместе с показателями финансовой устойчивости, что бы убедиться в том, что высокая рентабельность собственного капитала не объясняется просто значительной долей заемных средств в общей структуре капитала (высоким значением коэффициента D/E).
Коэффициент рентабельности активов (return on assets – ROA) – это отношение прибыли к сумме активов предприятия. С его помощью можно оценить эффективность основной деятельности компании.
Показатели рентабельности определенным образом связаны между собой. Так, рентабельность собственного капитала может быть представлена в виде произведения коэффициента рентабельности активов и коэффициента финансового рычага (financial leverage – соотношение суммы активов и собственного капитала):
ROE=ROA * Financial leverage
В свою очередь, рентабельность активов представляет собой произведение коэффициента рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов (asset turnover – отношение объема продаж к сумме активов):
ROA=ROS * Asset turnover
Коэффициент финансового рычага может быть получен путем прибавления единицы к коэффициенту D/E
Financial leverage=1 + D/E
Предприятие организовано в 1988 году.
Общество с ограниченной ответственностью «Нива-Хлеб» именуемое далее «Общество» создано путем реорганизации в форме преобразования государственного предприятия и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.2001 года № 14-ФЗ, Учредительным Договором от 03.04.1988 года и настоящим Уставом.
Общество является юридической организацией, созданной как добровольный союз учредителей для осуществления совместной хозяйственной деятельности путем объединения их вкладов, с целью создания совместного производства и реализации хлебобулочной продукции.
Сокращенное фирменное наименование общества: ООО «Нива-Хлеб».
Общество является юридическим лицом, имеет уставной фонд, самостоятельный баланс, расчетный счет в Уссурийском филиале Агропромбанка.
Место нахождения Общества: г. Уссурийск, ул. Агеева, 3А.
Руководитель - А.П. Сидоренко, который совместно с отцом, профессором ПГСХА, им создано уникальное хозяйство - в 1994 году открыта мини-пекарня в селе Каменушка, в 2002 году завод «Нива – хлеб» в г. Уссурийске. «Нива» сегодня - это 1000 гектаров земли, где выращивают картофель, зерновые и овощи, это мини-пекарня в селе Каменушка, которая снабжает 15 сел, это завод «Нива-хлеб», где работают около 200 человек. Качество продукции неоднократно подтверждалось наградами на различных конкурсах и выставках- «Лучший товар Приморья 2005», в 2006 году - дипломом «100 лучших товаров России».
Общество по законодательству
РФ имеет в собственности
Источниками образования средств являются: денежные и имущественные взносы участников, доходы от реализации продукции предприятия, кредиты банков.
Основные функции ООО «Нива-Хлеб»: производство, реализация хлеба, хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий и их хранение.
Свою продукцию ООО «Нива-Хлеб» реализует по договорным, свободным, оптово-отпускным ценам.
Главная цель организации хлебозавода – повышение эффективности производства, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Высшим органом общества является Общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным и внеочередным.
Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Между обществом и директором заключается трудовой договор. Контроль за деятельностью директора осуществляет ревизионная комиссия в составе трех членов.
Производственный процесс хлебопекарного предприятия не является однородным, он состоит из многих разнообразных взаимосвязанных частичных процессов, протекающих в различных цехах, на участках и рабочих местах. Эти процессы проходят в основном, вспомогательном и в обслуживающих хозяйствах.
Основное производство охватывает процессы, непосредственно связанные с превращением исходного сырья в готовую продукцию. Оно занимает центральное место во всей производственной деятельности предприятия.
Вспомогательное производство состоит из процессов материального и технического обслуживания основного производства. К этому производству относятся ремонт оборудования; производство всех видов энергии (электричества, пара, холода); изготовление тары, упаковочных материалов и литографической продукции; проведение производственных экспериментов.
Вспомогательное производство имеет ограниченную связь с основным производством, оно призвано обеспечить его планомерную и бесперебойную работу.
Для предприятия важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности.
В плане повышения
экономической эффективности
План производства
и реализации продукции
Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону и подлежащих к оплате.
Фактический объем реализации – это стоимость отгруженной продукции, оплаченной в свободных оптовых ценах.
Таблица 21. Рост выпуска продукции за 2010-2011 годы (в тыс. руб.)
Месяц |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. | |||||||||
х/б |
конд. |
прочая прод. |
всего |
х/б |
конд. |
прочая прод. |
всего |
х/б |
конд. |
прочая прод. |
всего | |
Январь |
489,5 |
15,1 |
3 |
507,6 |
521,3 |
31,2 |
8,7 |
561,2 |
31,8 |
16,1 |
5,7 |
53,6 |
Февраль |
475,3 |
14,6 |
6,1 |
496 |
542,3 |
27,3 |
9,6 |
579,2 |
67 |
12,7 |
3,5 |
83,2 |
Март |
520,3 |
21,2 |
2,5 |
544 |
617,3 |
24 |
9,7 |
651 |
97 |
3,2 |
5,2 |
107 |
Апрель |
514,6 |
39,2 |
2,9 |
556,7 |
540,2 |
37,7 |
10,9 |
588,8 |
25,6 |
-1,5 |
8 |
32,1 |
Май |
548,8 |
25,6 |
10,1 |
584,5 |
653,1 |
25,6 |
12,3 |
691 |
104,3 |
- |
2,2 |
106,5 |
Июнь |
596,9 |
19,1 |
16,9 |
632,9 |
660,9 |
31,9 |
12,1 |
704,9 |
64 |
12,8 |
-4,8 |
72 |
Июль |
629,1 |
17,7 |
29,3 |
676,1 |
695,6 |
31,8 |
13,9 |
741,3 |
66,5 |
14,1 |
-15,4 |
65,2 |
Август |
626 |
28,1 |
11,9 |
666 |
734,9 |
41,6 |
4,3 |
780,8 |
108,9 |
13,5 |
-7,6 |
114,8 |
Сент. |
555,4 |
23,5 |
6,2 |
585,1 |
636,8 |
33,4 |
- |
670,2 |
81,4 |
9,9 |
-6,2 |
85,1 |
Октябрь |
585 |
27,1 |
15,4 |
627,5 |
679,9 |
33,4 |
7,9 |
721,2 |
94,9 |
6,3 |
-7,5 |
93,7 |
Ноябрь |
561,7 |
29,8 |
8 |
599,5 |
643,1 |
26,3 |
8,1 |
677,5 |
81,4 |
-3,5 |
0,1 |
78 |
Декабрь |
561,5 |
26,3 |
10,2 |
598 |
643,3 |
24,3 |
8,1 |
675,7 |
81,8 |
-2 |
-2,1 |
77,7 |
За год |
6664 |
287,5 |
122,5 |
7074 |
7568 |
368,5 |
105,5 |
8042 |
904,6 |
81,6 |
-18,9 |
968,9 |