Рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность, анализ основных источников резервов роста прибыли на предприятии ООО «Нива-Хлеб».
Объектом исследования является ООО «Нива-Хлеб», г. Уссурийск Приморского края.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности на предприятии 5
1.1 Понятие прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 9
1.3 Планирование рентабельности. Факторы ее роста 19
1.2 Показатели рентабельности и факторы, влияющие на их изменение 21
2. Планирование прибыли и рентабельности в ООО «Нива-Хлеб» 23
2.1 Общие сведения о предприятии 23
2.2 Анализ финансового состояния 25
2.3 Анализ формирования прибыли на ООО «Нива-Хлеб» 32
2.4 Анализ планирования рентабельности 35
Заключение 43
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

л_513_курсовая.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

Прп = П01 + Птп – П02,

где Прп – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

П01 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

Птп – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

П02 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета  лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

1.3 Планирование рентабельности. Факторы ее роста

Рентабельность –  это относительный показатель, который  отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Во время анализа рентабельности предприятия или продукции исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.

Рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль  [5, с. 81].

Показатели рентабельности предприятия  очень важны при комплексном  анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.

Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

Основные показатели рентабельности это:

  1. Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия, рентабельность фондов, Return on Assets, ROA) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.
  2. Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала
  3. Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств  и других внеоборотных активов
  4. Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) - отношение операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала
  5. Рентабельность перманентного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов
  6. Рентабельность суммарных активов (ROTA, Return on Total Assets) – отношение EBIT к  среднегодовой величине активов
  7. Рентабельность чистых активов (RONA) — отношение прибыли к  среднегодовой величине внеоборотных активов и чистого оборотного капитала
  8. Рентабельность активов бизнеса (ROBA) — отношение EBIT к среднегодовой величине требований к оборотному капиталу плюс основных средств
  9. Рентабельность продаж (Profit margin) – отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.
  10. Рентабельность продукции – отношение операционной прибыли к себестоимости реализованной продукции.
  11. Рентабельность единицы продукции – отношение валовой, операционной или чистой прибыли единицы продукции к ее себестоимости

Показатели рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности продукции — себестоимость или выручка [7, с. 132].

Во время анализа  рентабельности предприятия аналитики  обращают внимание не только на значения отдельных показателей и их изменения, но и сравнивают их между собой. Например, рост ROBA при снижении ROTA может сигнализировать о чрезмерной дебиторской задолженности, неоправданных количествах свободных денежных средств и/или затоваренности склада. Такая динамика показателей рентабельности, скорее всего, подтолкнет менеджмент к инвестициям в основные фонды.

После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.

Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы  продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости. В аналитической записке изменение и влияние этих факторов рентабельности продукции отмечается наравне с изменением самой рентабельности.

Таким образом, рентабельность – это важный показатель деятельности предприятия, дающий более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддающийся разного рода анализу.

1.2 Показатели  рентабельности и факторы, влияющие  на их изменение

Коэффициент чистой рентабельности продукции (net profit margin), называемый также рентабельность продаж (return on sales – ROS): процентное отношение чистой прибыли от реализации к чистой выручке от реализации (с учетом скидок, возврата товаров и т. д.). Чистая рентабельность продукции дает представление о том, насколько прибыльна деятельность компании после уплаты всех прямых и накладных расходов (иногда при расчете прибыли в коэффициенте чистой рентабельности продукции учитываются также и налоговые платежи, чего, однако, никогда не делается в случае рентабельности продаж). Чем выше этот показатель, тем более привлекательнее компания [8, с. 32].

Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity): размер прибыли, приходящийся на каждый рубль собственного капитала. Высокие значения этого коэффициента могут указывать на уникальную запатентованную продукцию, быстрорастущие рынки, умелую политику руководства и/или на то, данный вид бизнеса характеризуется высокими входными барьерами.

Однако рентабельность собственного капитала всегда должна рассматриваться вместе с показателями финансовой устойчивости, что бы убедиться в том, что высокая рентабельность собственного капитала не объясняется просто значительной долей заемных средств в общей структуре капитала (высоким значением коэффициента D/E).

Коэффициент рентабельности активов (return on assets – ROA) – это отношение прибыли к сумме активов предприятия. С его помощью можно оценить эффективность основной деятельности компании.

Показатели рентабельности определенным образом связаны между  собой. Так, рентабельность собственного капитала может быть представлена в виде произведения коэффициента рентабельности активов и коэффициента финансового рычага (financial leverage – соотношение суммы активов и собственного капитала):

ROE=ROA * Financial leverage

В свою очередь, рентабельность активов представляет собой произведение коэффициента рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов (asset turnover – отношение объема продаж к сумме активов):

ROA=ROS * Asset turnover

Коэффициент финансового рычага может  быть получен путем прибавления единицы к коэффициенту D/E

Financial leverage=1 + D/E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планирование прибыли и рентабельности в ООО «Нива-Хлеб»

2.1 Общие сведения о  предприятии

 

Предприятие организовано в 1988 году.

Общество с ограниченной ответственностью «Нива-Хлеб» именуемое далее «Общество» создано путем реорганизации в форме преобразования государственного предприятия и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.2001 года № 14-ФЗ, Учредительным Договором от 03.04.1988 года и настоящим Уставом.

Общество является юридической  организацией, созданной как добровольный союз учредителей для осуществления совместной хозяйственной деятельности путем объединения их вкладов, с целью создания совместного производства и реализации хлебобулочной продукции.

Сокращенное фирменное  наименование общества: ООО «Нива-Хлеб».

Общество является юридическим  лицом, имеет уставной фонд, самостоятельный баланс, расчетный счет в Уссурийском филиале Агропромбанка.

Место нахождения Общества: г. Уссурийск, ул. Агеева, 3А.

Руководитель  - А.П. Сидоренко, который совместно с отцом, профессором ПГСХА, им создано уникальное хозяйство - в 1994 году открыта мини-пекарня в селе Каменушка, в 2002 году завод «Нива – хлеб» в г. Уссурийске. «Нива» сегодня - это 1000 гектаров земли, где выращивают картофель, зерновые и овощи, это мини-пекарня в селе Каменушка, которая снабжает 15 сел, это завод «Нива-хлеб», где работают около 200 человек. Качество продукции неоднократно подтверждалось наградами на различных конкурсах и выставках- «Лучший товар Приморья 2005», в 2006 году - дипломом «100 лучших товаров России».

Общество по законодательству РФ имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе, вправе от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Источниками образования  средств являются: денежные и имущественные  взносы участников, доходы от реализации продукции предприятия, кредиты  банков.

Основные функции ООО «Нива-Хлеб»: производство, реализация хлеба, хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий и их хранение.

Свою продукцию ООО «Нива-Хлеб» реализует по договорным, свободным, оптово-отпускным ценам.

Главная цель организации  хлебозавода – повышение эффективности производства, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Высшим органом общества является Общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным и внеочередным.

Текущее руководство  деятельностью общества осуществляет директор. Между обществом и директором заключается трудовой договор. Контроль за деятельностью директора осуществляет ревизионная комиссия в составе трех членов.

Производственный процесс  хлебопекарного предприятия не является однородным, он состоит из многих разнообразных взаимосвязанных частичных процессов, протекающих в различных цехах, на участках и рабочих местах. Эти процессы проходят в основном, вспомогательном и в обслуживающих хозяйствах.

Основное производство охватывает процессы, непосредственно связанные с превращением исходного сырья в готовую продукцию. Оно занимает центральное место во всей производственной деятельности предприятия.

Вспомогательное производство состоит из процессов материального  и технического обслуживания основного производства. К этому производству относятся ремонт оборудования; производство всех видов энергии (электричества, пара, холода); изготовление тары, упаковочных материалов и литографической продукции; проведение производственных экспериментов.

Вспомогательное производство имеет ограниченную связь с основным производством, оно призвано обеспечить его планомерную и бесперебойную работу.

2.2 Анализ финансового состояния

Для предприятия важным является определение основных направлений  повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности.

В плане повышения  экономической эффективности производства даются как обобщающие, так и показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе названных показателей: общая рентабельность, затраты на 1 рубль товарной продукции, темп роста производства товарной продукции за счет повышения производительности труда; фондоотдача; оборачиваемость оборотных средств; показатели капиталоемкости и материалоемкости; прибыль.

 План производства  и реализации продукции является  ведущим разделом плана развития  предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой продукции зависят все основные показатели работы предприятия. На основе производственной программы рассчитывается количество и стоимость сырья, материалов, топлива и электроэнергии, потребляемых на технологические цели, рассчитывается фонд оплаты труда, себестоимость продукции. От объема реализации произведенной продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.

Товарная продукция  включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону и подлежащих к оплате.

Фактический объем реализации – это стоимость отгруженной  продукции, оплаченной в свободных  оптовых ценах.

 

Таблица 21. Рост выпуска продукции за 2010-2011 годы (в тыс. руб.)

Месяц

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

х/б

конд.

прочая прод.

всего

х/б

конд.

прочая прод.

всего

х/б

конд.

прочая прод.

всего

Январь

489,5

15,1

3

507,6

521,3

31,2

8,7

561,2

31,8

16,1

5,7

53,6

Февраль

475,3

14,6

6,1

496

542,3

27,3

9,6

579,2

67

12,7

3,5

83,2

Март

520,3

21,2

2,5

544

617,3

24

9,7

651

97

3,2

5,2

107

Апрель

514,6

39,2

2,9

556,7

540,2

37,7

10,9

588,8

25,6

-1,5

8

32,1

Май

548,8

25,6

10,1

584,5

653,1

25,6

12,3

691

104,3

-

2,2

106,5

Июнь

596,9

19,1

16,9

632,9

660,9

31,9

12,1

704,9

64

12,8

-4,8

72

Июль

629,1

17,7

29,3

676,1

695,6

31,8

13,9

741,3

66,5

14,1

-15,4

65,2

Август

626

28,1

11,9

666

734,9

41,6

4,3

780,8

108,9

13,5

-7,6

114,8

Сент.

555,4

23,5

6,2

585,1

636,8

33,4

-

670,2

81,4

9,9

-6,2

85,1

Октябрь

585

27,1

15,4

627,5

679,9

33,4

7,9

721,2

94,9

6,3

-7,5

93,7

Ноябрь

561,7

29,8

8

599,5

643,1

26,3

8,1

677,5

81,4

-3,5

0,1

78

Декабрь

561,5

26,3

10,2

598

643,3

24,3

8,1

675,7

81,8

-2

-2,1

77,7

За год

6664

287,5

122,5

7074

7568

368,5

105,5

8042

904,6

81,6

-18,9

968,9

Информация о работе Рентабельность