Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Работа раскрывает понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, раскрыта суть, цели и задачи Национального счетоводства, основные концепции построения, роль и значение для макроэкономического анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ……..5
1.1. Понятие «Система национальных счетов (СНС)». Предмет исследования СНС. Основные принципы построения СНС…………………………………5
1.2. Основные понятия и определения применяемые в СНС………………………………7
1.3. История развития национального счетоводства…………………………………………13
1.4. Информационная основа СНС в России……………………………………………………….15

II. СНС – ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………….20
2.1. Основные классификации СНС……………………………………………………………………..20
2.2. Институциональные секторы: состав, функции и источники финансирования……………………………………………………………………………………………22
2.3. Консолидированные счета СНС: показатели и методологические особенности построения счетов……………………………………………………………………24
2.4. Макроэкономические показатели и их взаимосвязь…………………………………..30
Ш. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СНС В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………39
3.1. Расчет макроэкономических показателей на основе консолидированных счетов СНС……………………………………………………………………………………………………..39
3.2. Анализ динамики валового внутреннего продукта. Международные сопоставления ВВП России и других стран мира…………………………………………42
3.3. Анализ динамики производительности труда в экономике РФ………………….47
3.4. Валовой региональный продукт и его структура по видам экономической деятельности…………………………………………………………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

курсач статистика.docx

— 157.81 Кб (Скачать файл)

*Сб — Сбережение = Дт — Рт

*Дт — Доходы текущие

*Рт — Расходы текущие

*ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы

*ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС — ПОК

*П — Продукты

*У — Услуги

*ОТ — Оплата труда

В то же время части собственной  географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

Хозяйственная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (как правило, не менее одного года).

Резиденты — хозяйственные  единицы, которые имеют центр  экономического интереса на экономической  территории страны, Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные компании и банки, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов. Сотрудники иностранных посольств, (кроме персонала из местного населения, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны не являются резидентами.

Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов, как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Важными понятиями СНС  являются также поток" и "запасы". Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за определенный период (например, производство товаров и услуг, выплаты заработной платы и т. п.), а показатели запасов — состояние объекта на конкретную дату - начало или конец рассматриваемого времени (например, наличие основных фондов на начало года и т. п.).

Потоки вызывают изменения в запасах. Между показателями потоков и запасов существует следующая взаимосвязь: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс (или минус) поток. Например, величина запаса капитала в конце года может быть рассчитана как сумма его величины на начало года и потока чистых инвестиций за год.

Взаимосвязь запасов и  потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков, или кругооборота, продукции, доходов и расходов, Применяемой в описании и анализе макроэкономических процессов.

В СНС проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов: движение товаров и услуг и движение доходов отражается в различных счетах и таблицах. При этом разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг, и доходы, полученные в результате пере распределительных процессов. Кроме того, в СНС различают текущие и единовременные (капитальные) затраты: они также отражаются в различных счетах и таблицах:

Одной из основополагающих категорий СНС является экономическая операция, под которой понимается экономический поток, представляющий собой взаимодействие двух институциональных единиц, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных штоков между участниками, т. е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Действия, предпринимаемые одной экономической единицей в одностороннем порядке, но оказывающие воздействия на другие единицы без их согласия, не являются операциями и относятся в СНС к другим потокам.

Операции без компенсаций, т. е. без встречного потока товаров, услуг и т. д., — это трансферты. Иными словами» трансферт представляет, собой операцию, когда одна институциональная единица предоставляет товар, услуги, финансовый или нефинансовый актив другой единице, не получая от нее возмещения в виде товара, услуги или актива.

Основными принципами и правилами отражения экономических операций в СНС являются бухгалтерский принцип двойной записи каждой операции и правило учета операций по начисленным, а не по фактически полученным суммам.

Международный методологический стандарт СНС-93 рекомендует использовать следующую систему цен для оценки результатов экономических операций: рыночные цены конечного потребителя, цены производителя и основные цены.

Товары и услуги, использованные на цели конечного и промежуточного (производственного) потребления, а также на цели накопления, оценивают в рыночных ценах конечного потребителя, включающих все налоги на продукты, торговые и транспортные наценки.

Валовой внутренний продукт, представляющий собой стоимость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конечного потребителя.

Выпуск товаров и услуг  оценивается в ценах производителя  или в основных ценах. Цены производителя (в отличие от цен конечного  потребителя) не включают торгово транспортных наценок и налога на добавленную стоимость (НДС). Основные цены (в отличие от цены производителя) не включают никаких налогов на продукты, но учитывают субсидии на продукты.

Взаимосвязь цены конечного потребителя, цены производителя и основной цены может быть представлена следующим образом:

Цена конечного потребителя  — НДС — Налоги на импорт — Торгово-транспортная наценка = Цена производителя;

Цена производителя —  Налоги на продукты, включенные в цену производителя (за исключением налогов  на импорт) + Субсидии на продукты = Основная цена.

 

    1. История развития национального счетоводства

Впервые оценка Налоговой  системы была осуществлена английским экономистом Уильямом Петти, а первая макроэкономическая модель была создана французом Франсуа Кене. По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Р. Стоун и другие.

Впервые, в 1945 году принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в «Белой книге». Возникшие проблемы сопоставления  на практике макроэкономических показателей  экономики различных стран предопределило необходимость стандартизации и  унификации национальных счетов.

Создаётся исследовательский  центр под руководством Р. Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся  первый стандарт СНС. Первый всеохватывающий  набор стандартов по национальным счетам был опубликован в 1953 году, после  чего последовали существенные обновления в 1968, 1993 и теперь в 2008 году. Ясно, что, хотя развитие национальных счетов не происходит каждые 15-20 лет, идентификация  обновлений, необходимых для СНС, представляет собой непрерывный  процесс, даже если издание полного  документа происходит нерегулярно. Развитие и совершенствование зависят  от комбинации факторов: эволюции экономических процессов (например, появления новых финансовых инструментов), прогресса в статистических оценках и методах измерения, улучшения в сборе данных. В ООН стандарт был принят под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц». В 1968 году была принята новая версия международного стандарта СНС («Синяя книга»), просуществовавшая до 1993 года. Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность — разделение по секторам. В 1993 году была выработана третья версия международной СНС. Ныне действующая система появилась в 2008 году. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.

Что касается России, то она  перешла к СНС в 1991 году и стала  использовать второй стандарт (1968 года). Система национальных счетов 2008 года (СНС 2008) представляет собой адаптированную версию Системы национальных счетов 1993 года (СНС 1993). Это пятая версия СНС, первая из которых была опубликована более пятидесяти лет тому назад. На своей тридцать третьей сессии в 2003 году Статистическая комиссия ООН  приняла решение о том, что  СНС 1993 должна быть обновлена с целью  приведения концептуальной основы СНС  в соответствие с потребностями  потребителей данных. Это решение  связано с тем, что экономика  во многих странах претерпела существенные изменения по сравнению с началом 1990-х годов, когда была разработана  СНС 1993, а кроме того, результаты исследований в области методологии  в течение прошлого десятилетия  позволили улучшить методы измерения  некоторых наиболее сложных компонентов  счетов. В соответствии с мандатом, данным Комиссией, СНС 2008 не содержит рекомендаций о внесении фундаментальных и  всеохватывающих изменений, которые  затруднили бы плавный переход от более ранних версий СНС, включая  СНС 1968, которая все еще используется в ряде стран в качестве концептуальной основы. Кроме того, важным фактором в принятии решения об обновлении СНС было понимание необходимости обеспечения согласованности с соответствующими руководствами по статистике, такими как руководства по платежному балансу, статистике государственных финансов, денежно-кредитной и финансовой статистике.

21 августа 2013 г. глава  Федеральной службы государственной  статистики (Росстат) Александр Суринов анонсировал внедрение СНС 2008 г. в России.

В настоящее время в  биржевой торговле используется ряд  СНС как индексы деловой активности.

 

    1. Информационная основа СНС в России

 

Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных  сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного  рыночного общества – процесс  сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически  во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу  экономических отношений.

Первым шагом на пути к  достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели  экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального  хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут  быть сведены к следующим:

1.Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.;

трактовка производственной деятельности и определение ее границ;

определение стоимостного состава  продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

6. Статистическим (актуализация  единого государственного регистра  предприятий и организаций Госкомстата  России (ЕГРПО); пересмотр процедуры  и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

Все эти проблемы взаимосвязаны  между собой, так как, например, изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

Информация о работе Система национальных счетов