Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:48, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены особенности финансового планирования в масштабах государства.
Общая цель работы – изучить сущность, признаки, принципы, этапы и методы финансового планирования, проследить развитие финансового планирования в условиях рыночного преобразования, выявить проблемы, существующие на современном этапе, определить перспективы развития.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Финансовое планирование в системе управления финансов ……………………………...4
1.1 Понятие, необходимость и задачи финансового планирования …………………………4
1.2 Исторический аспект развития финансового планирования ……………………………..8
1.3 Общие признаки и принципы финансового планирования ……………………………..12
2. Этапы и методы финансового планирования. Современная система финансовых планов в Республике Беларусь ………………………………………………………………………...15
2.1 Методы финансового планирования ……………………………………………………..15
2.2 Этапы финансового планирования ……………………………………………………….17
2.3 Современная система финансовых планов в Республике Беларусь ……………………19
3. Состояние финансового планирования в современном мире и Республике Беларусь. Пути совершенствования финансового планирования ……………………………………..24
3.1 Состояние финансового планирования в современном мире и Республике Беларусь...24
3.2 Пути совершенствования финансового планирования ………………………………….27
Заключение ……………………………………………………………………………………..30
Список использованных источников …………………………………………………………32
Другое дело индикативный
(рекомендательный) план, который имеет
вероятностный характер и
Возрастание роли
Мировая система
а) макропланирование;
б) мезопланирование, т.е. планирование
отраслей, подотраслей, территориально-
в) территориальное планирование, т.е. бюджетные планы и программы региональных и местных властей;
г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.
Зарубежная практика
активно использует советский
опыт планирования. Но современные
планы государств носят
Лидером среди стран,
уже имеющих большой опыт
Во Франции в 10-м
индикативном плане страны
В государственном
секторе Китая в настоящее
время сохранено директивное
планирование, но его жесткость
существенно ослаблена. В
В Южной Корее сегодня
особое внимание в
В ЕС составляются
кратко- и среднесрочные программы
хозяйственного развития
Страны мира в основном
применяют индикативное, т.е. рекомендательное,
планирование. За прошедшие три
пятилетия в развитии
В настоящее время
экономически развитые страны
имеют соответствующие службы, занимающиеся
вопросами планирования на
По мере интернационализации
рынков различных стран
Планы широко используются
также на уровне предприятия.
Многие фирмы, и не только
крупного бизнеса, регулярно
Корпоративная и государственная собственность определяют необходимость единой статистической отчетности в мире, планирования с учетом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности.
В настоящее время
планирование опирается на
В сложном положении
находится теория и практика
планирования в нашей стране.
Накопленный в прошлом опыт
оказался неприемлемым в новых
экономических условиях. При решении
рыночных задач потребуется
Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республики Беларусь требует реформирования бюджета и бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.
3.2 Пути совершенствования финансового планирования в Республике Беларусь
Экономику нашей страны можно
охарактеризовать как переходную. Такие
экономики, как правило, характеризуются
общей нестабильностью
необходимость проведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-, так и на микроуровнях;
затрудненность проведения долгосрочного планирования в связи со сложностями прогнозирования макроэкономической ситуации;
необходимость учета инфляции при планировании.
В рамках децентрализованного планирования необходимо решить следующие проблемы:
необходимость учета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;
необходимость внедрения
новых методологий
необходимость внедрения новых форм планирования – например, стратегических планов, бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получении кредита, финансирования из госбюджета, при приватизации, а также введения бизнес-плана как обязательного элемента финансовой документации на предприятии с 2005 года их стало разрабатываться гораздо больше, чего нельзя сказать о стратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнему разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего использования;
формальность проведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей – выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли [3, с. 9];
несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимосвязи между различными планами.
В рамках централизованного планирования необходимо решить следующие проблемы:
необходимость разработки реальной,
объективной и эффективной
несбалансированность планов
и прогнозов и отсутствие взаимосвязи
между различными планами. Наиболее
слабым местом разрабатываемых в
настоящее время прогнозов
изначально заложенная в
прогнозе несбалансированность в части
ресурсного обеспечения, нереальность
отдельных параметров, их однобокая
ориентация на темповые параметры роста
производства в реальном секторе
экономики, ошибочно выбранные государственные
приоритеты, реализовать которые
без нарушения
Выше были выделены проблемы
централизованного и
расширение прав предприятий (в частности – приватизация);
сокращение административных методов управления экономикой;
усиление экономической свободы предприятий;
усиление хозяйственных связей с иностранными предприятиями;
снижение налоговой нагрузки;
заимствование опыта развитых стран;
улучшение макроэкономической ситуации.
По итогам кризиса, для
децентрализованного
Для централизованного финансового планирования актуальным еще несколько лет назад было усиление концентрации средств на важнейших направлениях экономического развития и необходимость создания резервных фондов. Так, целевые программы в общем объеме республиканского бюджета 2008 года составляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как в развитых странах большая часть расходов бюджета происходит по целевым счетам. На капитальные вложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета, резервный фонд Президента составлял только 1% от общего объема республиканского бюджета. Низким уровнем резервирования средств характеризовались и местные бюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую деятельность направлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым способом финансировалось около 85% расходов республиканского бюджета [11]. В 2013 году по плану расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность составят 0,65% к ВВП.
В остальном же структура расходов бюджета претерпела значительные изменения. Так, через целевые программы теперь финансируется около 24% расходов республиканского бюджета, если учитывать инвестиционную целевую программу – 28%. Увеличились расходы на капитальные вложения.