Структура капитала и факторы ее формирования на российских предприятиях в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, капитал предприятия подразделяется на собственный и заемный. Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал и нераспределенная прибыль. Заемный капитал формируется из банковских кредитов и выпущенных облигаций. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы. Формирование оптимальной структуры капитала, т.е. установление наиболее выгодного соотношения между собственными и заемными источниками финансирования представляет собой «королевскую проблему» финансового менеджмента.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
1 Экономическая сущность, виды и способы формирования капитала.............7
Структура капитала: собственный и заемный капитал. Значение капитала в деятельности компании.....................................................8
Оптимальная структура капитала как объект деятельности финансовой службы предприятия.....................................................12
Модели оценки стоимости капитала...............................................................19
Модели оценки собственного капитала предприятия.........................................................................................19
Модели оценки заемного капитала предприятия.............................22
Практическое применение моделей оценки стоимости........................................................................................25
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Полуянова.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

Но страх, связанный с поглощением компании беспокоит не только потенциального «собственника-поглотителя», но так же и собственников «поглощаемой» компании, и других лиц, например кредиторов.

Рассматривая опасения кредиторов, можно отметить тот факт, что они повышают процентную ставку по обязательствам, только услышав об угрозе поглощения компании. Почему кредиторов так беспокоит угроза поглощения? Дело в том, что в результате поглощения, меняется менеджмент. А это автоматически приводит к изменению набора возможных действий компании, влияющих на ее кредитоспособность. Оценивая компанию, кредиторы прогнозируют не только ожидаемые решения, которые может принимать ее менеджмент в будущем, но и возможные предложения на покупку компании, которые могут быть сделаны на рынке. Данные возможности создают атмосферу неопределенности денежных потоков. И получается, что требуемая доходность будет зависеть не только от вероятности банкротства при существующем менеджменте, но также и от вероятности банкротства при новом менеджменте. А подобная нестабильность кредиторов, соответственно, не устраивает.

Если смотреть на  угрозу поглощения глазами действующих собственников, т.е. акционеров, можно ответить следующий факт. «Убыточная» компания может не только оказаться на тендере (торги на конкурсной основе), но и поддаться еще и такому процессу, как рейдерство, т.е. силовому поглощению без согласия собственников. И каждый из этих процессов предполагает различную цену на акции собственников. Цена акций на тендере может оказаться дороже, чем в результате рейдерства и наоборот. Ввиду этого ценового фактора, акционеры придерживают свои акции и могут даже отказаться от их продажи.

Все вышеуказанные факторы, перегруженные определенными тонкостями, дают нам четкое понимание, почему собственники стараются снизить вероятность враждебного поглощения. Нас же волнует вопрос: что может предпринять компания, чтобы снизить эту вероятность? Тут на помощь приходит структура капитала. Оказывается, структура капитала может быть использована как один из инструментов для снижения вероятности поглощения или вообще ее предотвращения. Объясняет участие структуры капитала в данном процессе модель корпоративного контроля, которая гласит, что с увеличением доли заемных средств, или долговой нагрузки, снижается вероятность поглощения. Действительно, кто захочет бороться за компанию, у которой высокий уровень долговой нагрузки и все ее обязательства перейдут к тебе? Никто. [11]

Итак, мы выяснили, как можно повысить устойчивость компании и как с помощью заемных средств спасти компанию от угрозы поглощения. Но есть еще одно важное направление – это кредитоспособность компании. И здесь нас снова выручает структура капитала.

В результате перехода к рыночным отношениям, на первом плане встали условия взаимовыгодного партнерства. Неплатежеспособное предприятие не будет привлекательным для кредиторов. Оно создает угрозу потери как собственных, так и привлеченных ресурсов. Именно поэтому кредиторам необходимо знать точное представление о кредитоспособности их партнера. Для достижения этой цели коммерческие банки разрабатывают собственные методики определения кредитоспособности.

Кредитоспособность – это способность заемщика банка полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и проценту). [2, стр. 222]

Она зависит от многих факторов, оценить и рассчитать каждый из них непросто. Большая часть анализируемых показателей кредитоспособности основаны на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату. Сложность представляет также количественная оценка некоторых факторов, например репутации компании.

В большинстве случаев российские банки применяют методы оценки кредитоспособности на основе совокупности финансовых коэффициентов, характеризующие финансовое состояние компании. Для этого банки самостоятельно разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности с учетом интересов банка. Например, Сбербанк России разработал и применил методику анализа кредитоспособности на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Как же нам может помочь структура капитала? Очень важным показателем, поддающимся пристальному анализу, является рентабельность предприятия, т.е. соотношение дохода и капитала, вложенного в него. И то какой будет рентабельность зависит от структуры капитала, а именно от того в какой форме и как именно будет использоваться капитал. [3]

Мы подробно рассмотрели, что такое структура капитала, какое влияние она оказывает на деятельность компании, зачем структуру пытаются оптимизировать. Теперь перейдем к следующему важному вопросу. А кто занимается оптимизацией структуры капитала.

1.2 Оптимальная структура капитала  как объект деятельности финансовой службы предприятия

Оптимальная структура капитала – процесс определения соотношения использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечиваются оптимальные пропорции между уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем финансовой устойчивости. Другими словами, оптимальной структурой капитала считается такое соотношение собственных и заемных средств, при которых издержки на капитал буду минимальны, а стоимость компании максимальна. [6]

Оптимизация структуры капитала – это вопросы, относящиеся к сфере деятельности финансовой службы. Генеральный директор должен лишь осуществлять общий контроль. В его обязанности входит:

  • оптимизация, а иногда даже сокращение размера текущих активов компании до уровня, необходимого для стабильной работы в настоящем и для будущего развития компании;
  • снижение  стоимости капитала;
  • реализация утвержденной стратегии в части управления структурой капитала.  Утверждает эту стратегию финансовый директор вместе с собственниками компании.

Финансовая служба осуществляет детальный и пристальный анализ прошлого периода деятельности компании, получив в результате информацию об используемой структуре капитала. Затем, прогнозируя и комбинируя определенным образом основные цели, параметры бизнеса и внешней среды, финансисты выстраивают несколько сценариев на период от одного до пяти лет. Сценарий помогает определить в каком объеме и какой капитал использовать в заданных условиях, чтобы достичь желаемых целей.

Но цели у финансовой службы, а конкретно у финансовых  менеджеров, порой отличаются от целей, которые преследуют собственники. Дело в том. Что деятельность менеджмента направлена на минимизацию рисков в результате деятельности компании, а если собственники стремятся максимизировать свои доходы, то возникает проблема. Если бы собственники обладали большим объемом информации, например как менеджеры, они формулировали свои требования к доходности более четко и на основе реального состояния компании. А для этого необходимо контролировать работу менеджеров. [4, стр. 71]

В результате реализации финансовой стратегии, могут возникнуть риски, например,           неплатежей, инфляции или связанные с финансовым рынком, такие как кредитный риск, или процентный риск. Чтобы максимально снизить эти риски, генеральному директору нужно иметь в виду следующее:

  • Квалификация – руководитель компании должен быть высококвалифицирован и финансово грамотен, чтобы контролировать работу финансистов;
  • Регламент – необходимо иметь документ, устанавливающий допустимые финансовые параметры. Если какой либо параметр выходит за установленные границы, должен быть созван совет директоров и зафиксированы полученные результаты;
  • Автоматизация – автоматизированная система поддержки решений позволяет получить уведомления о возникновении внештатных ситуаций и избежать запозданий реакции на критически важные изменения, в том числе в структуре капитала. [12]

Главным составляющим процесса управления структурой капитала, которое осуществляет финансовая структура компании, является выбор источника капитала. Рассмотрим кратко такие источники как амортизация, кредит, эмиссия акций и облигаций.

Амортизационные отчисления как источник финансирования утратил свою ценность для российских предприятий в результате галопирующей инфляции. Доля амортизационных отчислений и в наше время не высока. Основным источником собственных средств остается прибыль.

Самым доступным и востребованным источником капитала является кредит. С 2002 года отмечен растущий интерес не только крупных, но и средних по масштабу компаний к облигационным займам.

Эмиссия акций или облигаций, как источника финансирования, доступна только крупным компаниям, акции которых давно и прочно закрепились на рынке и достаточно ликвидны. [11, стр. 15-16]

Доступность капитала из разных источников зависит от ряда факторов, таких как:

  • их стоимость;
  • барьеры (технические, организационные);
  • асимметричность информации;
  • репутация;
  • масштабы компании (фирма, уже зарекомендовавшая себя на рынке ответственными инвесторами или заемщиками привлечь капитал легче, и обходится он дешевле).

Финансовая служба, оценивая текущее и перспективное финансовое состояние организации, т.е. использование собственного и заемного капитала, проводит анализ эффективности использования капитала. Анализ производится с помощью различного типа моделей:

  • дескриптивные модели;
  • структурный анализ;
  • динамический анализ;
  • коэффициентный анализ.

Дескриптивные модели или модели описательного характера являются основными как для проведения анализа, так и для оценки финансового состояния компании. К ним относятся: составление отчетностей, всесторонний анализ бухгалтерской отчетности, коэффициентный и факторный анализ. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Структурный анализ – это совокупность методов исследования структуры. Он основан на  представлении бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру, т.е. рассчитывается доля отдельных показателей в общих итогах по собственному и заемному капиталу.

Динамический анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей собственного и заемного капитала, входящих в состав бухгалтерской отчетности.

Коэффициентный анализ – данный метод является очень распространенным и используется большим кругом лиц: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы. Существует множество коэффициентов, которые подразделяются на отдельные группы:

  • коэффициенты оценки движения капитала предприятия;
  • коэффициенты деловой активности;
  • коэффициенты структуры капитала;
  • коэффициенты рентабельности.

Так как нас интересует конкретно структура капитала, то к другим группам коэффициентов мы обратимся только с целью поверхностного ознакомления. К первой группе коэффициентов относят коэффициенты поступления, выбытия и использования, рассчитываемые по всему капиталу и по его составляющим, т.е.:

  • коэффициент поступления всего капитала;
  • коэффициент поступления собственного капитала;
  • коэффициент поступления заемного капитала;
  • коэффициент использования собственного капитала;
  • коэффициент выбытия заемного капитала.

Следующая группа коэффициентов, т.е. деловой активности, позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Это коэффициенты оборачиваемости, которые можно рассчитать в днях:

  • оборачиваемости собственного капитала;
  • оборачиваемости инвестированного капитала;
  • оборачиваемости кредиторской задолженности;
  • оборачиваемость собственного капитала.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько компания прибыльна, т.е. насколько эффективно предприятие использует свои средства для получения прибыли.  Для этого рассчитываются такие коэффициенты, как:  

  • рентабельность продаж (ROS);
  • рентабельность активов (ROA);
  • рентабельность собственного капитала (ROE);
  • рентабельность инвестиций (ROI);

И наконец, самые важные коэффициенты, связанные со структурой капитала. На них мы обратим более пристальное внимание. Коэффициенты характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называются также коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственного капитала, заемного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Теперь о каждом подробнее:

Информация о работе Структура капитала и факторы ее формирования на российских предприятиях в современных условиях