Сущность операционного анализа на предприятии и методы его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении целесообразности проведения операционного анализа на предприятии, а также в исследовании приемов использования операционного анализа и проведении расчетов его основных показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА
1.1. Сущность и методы операционного анализа предприятия………………..4
1.2. Операционный рычаг и его оценка………………..……………………….13
1.3. Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов и их
влияние на совокупные риски предприятия……………..…………………….17
ГЛАВА 2: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ОАО «ПК БАЛТИКА»
2.1. Общая характеристика компании «Балтика».……..……………………...19
2.2. Деление затрат предприятия на постоянные и переменные части...……21
2.3. Расчет показателей операционного анализа……..……………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………....36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый курсовик по ФМ.docx

— 346.13 Кб (Скачать файл)

1) Ситуация, при которой объем продаж увеличивается и при этом точка безубыточности уже пройдена. Для этой ситуации характерны следующие особенности:

    • сила воздействия операционного рычага убывает с ростом выручки;
    • доля постоянных затрат в общей их сумме снижается;
    • каждый процент прироста выручки будет давать все меньший процент прироста операционной прибыли;
    • высокая доля постоянных затрат будет способствовать большему приросту операционной прибыли.

В этой ситуации предприятие может отказаться от жесткой экономии на постоянных затратах.

2) Ситуация, когда объем продаж уменьшается. При этом наблюдаются следующие особенности:

    • сила воздействия операционного рычага увеличивается со снижением выручки;
    • доля постоянных затрат в общей их сумме увеличивается;
    • каждый процент снижения выручки будет давать значительно больший процент снижения операционной прибыли;
    • высокая доля постоянных затрат будет способствовать большему снижению операционной прибыли.

В этом случае необходима жесткая экономия на постоянных затратах.

В целях  данного пункта курсовой работы необходимо также добавить, что помимо общей  формулы операционного рычага существуют и другие виды операционного рычага в зависимости от разных факторов.

Так,  на значение операционной прибыли, помимо объема продаж, влияют еще три фактора: постоянные и переменные издержки, а также цена. Изменение каждого  из названных факторов отражается на финансовом результате компании, и  при этом в расчетах соблюдается  следующий принцип: все факторы, влияющие на прибыль, остаются постоянными, кроме одного, который меняется с  определенным интервалом.

Для определения  силы операционных рычагов (СОР) по каждому  фактору используются соответственно следующие формулы:

• СОР по объему реализации = ,                                                                           (1.26)  

где МД - маржинальный доход,

П – прибыль;

• СОР по цене = ,                                                                                         (1.27)  

где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

• СОР по переменным затратам = ,                                                                     (1.28)  

где Зпер. – переменные затраты;

• СОР по постоянным затратам = ,                                                                (1.29)                                                                    

Зпост. – постоянные затраты.

 

Далее с  помощью представленных выше формул силы операционного рычага возможно определение соответственно точки  безубыточности (ТБ) и запаса финансовой прочности (ЗФП) по каждому фактору:

• ТБ = Базовое значение фактора * (1– ) – в случае с объемом реализации и ценой,                                                                                                                        (1.30)

• ТБ = Базовое  значение фактора * (1+ ) – в случае с переменными и постоянными затратами,                                                                                             (1.31)  

•  ЗФПа =  Базовое значение фактора – ТБа ,                                                              (1.32)  

где ЗФПа – запас финансовой прочности в абсолютных единицах;

• ЗФП% =  * 100%,                                                                                  (1.33)  

где ЗФП% – запас финансовой прочности в процентах. 

Таким образом, общий показатель операционного рычага позволяет определить изменение прибыли при различных объемах выручки от реализации, а так как величина этого показателя зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме, то он позволяет управлять затратами с учетом спроса на выпускаемую продукцию. Также при принятии управленческих решений следует учитывать и другие факторы, влияющие на прибыль, о которых было сказано выше.

 

1.3. Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов и их влияние на совокупные риски предприятия

 

Сила операционного рычага зависит  от доли постоянных затрат в общей  их сумме и предопределяет степень  гибкости предприятия, обусловливая появление  предпринимательского риска.

Увеличение постоянных затрат за счет возрастания процентов по кредиту  в структуре капитала способствует наращиванию эффекта финансового  рычага.

В свою очередь операционный рычаг  генерирует более сильный рост прибыли  по сравнению с ростом объема реализации продукции, повышая величину прибыли  на одну акцию и тем самым способствуя  усилению действия силы финансового  рычага. Таким образом, финансовый и  операционный рычаги тесно связаны  между собой, взаимно усиливая друг друга.

Совокупное действие операционного  и финансового рычагов выражается в сопряженном эффекте действия обоих рычагов, который рассчитывается по следующей формуле:

Уровень сопряженного эффекта операционного  и финансового рычагов = Сила воздействия  операционного рычага * Сила воздействия  финансового рычага   

                                                                                                                            (1.34)

Уровень сопряженного эффекта действия обоих рычагов указывает на уровень  совокупного риска предприятия  и показывает, на сколько процентов  изменяется прибыль на одну акцию  при изменении объема реализации на 1%.

Сочетание мощного операционного  рычага с мощным финансовым рычагом  может оказаться губительным  для предприятия, так как предпринимательский  и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты.

Источниками операционного и финансового  рисков предприятия могут быть следующие  факторы:

    • неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию;
    • неустойчивость цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства продукции;
    • высокая доля постоянных затрат в общей их сумме;
    • неустойчивость финансовых условий кредитования.

Задача  регулирования совокупного риска  предприятия в концепции взаимосвязи  риска и доходности сводится главным  образом к выбору одного из трех вариантов3:

    1. Высокий уровень финансового рычага в сочетании с низким уровнем операционного рычага.
    2. Низкий уровень финансового рычага в сочетании с высоким уровнем операционного рычага.
    3. Умеренные уровни финансового и операционного рычагов.

В самом общем виде критерием  выбора того или иного варианта служит максимально возможная курсовая стоимость акции предприятия  при минимальном риске, что достигается  за счет компромисса между риском и доходностью. Уровень сопряженного эффекта действия операционного  и финансового рычагов позволяет  делать плановые расчеты величины прибыли  на одну акцию в зависимости от планируемого объема реализации, обеспечивая  возможность реализации дивидендной  политики предприятия.

Таким образом, предприятие является привлекательным  для инвесторов, кредиторов и иных контрагентов, если оно имеет:

    • значительный (свыше 10%) запас финансовой прочности;
    • благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей их сумме;
    • высокий уровень рентабельности активов, превышающий значение средней процентной ставки по заемным средствам.

ГЛАВА 2: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО  АНАЛИЗА 

                    ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ОАО «ПК

                    БАЛТИКА»

 

             2.1. Общая характеристика компании «Балтика»

 

Пивоваренная компания «Балтика»  была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. Основной деятельностью компании является производство и реализация пива4.

Благодаря грамотной программе реконструкции  предприятия, использования инвестиционных средств, в 1997 году «Балтика» стала  первым в России пивоваренным заводом, который был оснащен европейским  оборудованием. В 1997 году  началась экспансия компании на регионы России, когда был создан собственный холдинг и сразу же были куплены акции завода «Донское пиво», расположенном в городе Ростов-на-Дону. В 2000 году был установлен контроль над заводом «Тульское пиво». В это же время пивоваренная компания «Балтика» начинает инвестиционную программу, направленную на реконструкцию мощностей всех принадлежащих ей заводов. Происходит смена старого оборудования на новое.

В 1999 году на территории завода «Балтика» заканчивается  строительство автоматизированного  склада готовой продукции. Кроме того, в 2000 году открылся крупнейший в России «Солодовенный завод Суффле-Санкт-Петербург», который «Пивоваренная компания «Балтика» построила совместно с французской компаний «Groupe Soufflet».

В конце 2006 года «Балтика» объединилась с  тремя российскими пивоваренными  компаниями – «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». Объединение заключалось в присоединении компаний «ОАО «ВЕНА», ОАО «Пикра» и ОАО «Ярпиво» к ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

Что касается уставного капитала «Пивоваренной компании «Балтика», то он включает в себя 151 714 594 обыкновенных акций и 12 326 570 привилегированных. Номинальная стоимость каждой акции составляет 1 руб. Акции Компании прошли процедуру листинга и котируются на российских биржах ММВБ и РТС.

Основным  акционером «Балтики» является скандинавский  концерн «Baltic Beverages Holding AG» (доля в уставном капитале 88,86%). В свою очередь, стопроцентным владельцем «BBH» является датская компания «Carlsberg» [11].

Рассмотрим также некоторые другие особенности ОАО «Балтика»:

    • У компании имеются 11 заводов в России (два завода в Санкт-Петербурге и по одному  в следующих городах: Ростов-на-Дону, Тула, Самара, Ярославль, Воронеж, Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск), а также 3 солодовенных завода в РФ и пивоваренный завод «Балтика-Баку» в Азербайджане;
    • Производственная мощность компании составляет 5,2 млн. гектолитров в месяц;
    • Доля «Балтики» на российском рынке пива составляет 39,7% (рис. 2.1.);

Рис. 2.1. Доля ведущих производителей пива на российском рынке в 2009 и 2010 гг., %

 

Компания  занимает первое место среди пивоваренных компаний России и ближнего зарубежья  по мощностям производства солода. Для обеспечения потребностей в  солоде «Балтика» построила две  собственные солодовни — в  Туле и Ярославле, каждая мощностью 105 тыс. тонн солода в год. Компании также  принадлежит 30 % - ная доля в ЗАО «Солодовенный завод Суффле Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге (мощность 110 тыс. тонн солода в год). Кроме того, «Балтика» развивает собственный агропроект в восьми регионах России. Продукция компании  состоит из 30 пивных и 10 непивных брендов. Бренд «Балтика» - второй в Европе по продажам, входит в тройку самых дорогих брендов России. Продукция компании реализуется в 98% торговых точек России.Экспорт осуществляется более чем в 46 стран мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день компания «Балтика» является  крупнейшей пивоваренной компанией на российском пивном рынке, а также одним из ведущих европейских производителей пива.

 

2.2. Деление затрат предприятия  на постоянные и переменные  части 

 

В Главе 1 было упомянуто, что важнейшим и  необходимым этапом операционного  анализа предприятия является классификация  его затрат на постоянные и переменные.

Классификация затрат на переменные и постоянные необходима для решения задачи максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или  иных расходов. Также эта классификация  позволяет судить об окупаемости  затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия  на случай осложнения конъюнктуры и  иных затруднений.

Рассмотрим  основные способы определения переменных и постоянных затрат на предприятии  посредством конкретных примеров.

1) Метод, основанный на записях в бухгалтерских регистрах.

Во-первых, нам нужно определить объем постоянных затрат на предприятии посредством  данных бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Сущность операционного анализа на предприятии и методы его проведения