Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый менеджмент – это наука и искусство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их финансирования. Для понимания этого определения лучше всего представить предприятие в его так называемой балансовой форме – как совокупность активов и пассивов (таблица 1.1.).

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Основной составляющей балансовой прибыли является прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Величина этой составляющей определяется следующим расчетом:

РР = WР – SР – Р НДС+A, где

WР – выручка от реализации продукции, работ , услуг;

SP – полная себестоимость (затраты на производство и реализацию) продукции, работ, услуг;

P НДС+A – налог на добавленную стоимость и акцизы.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая является моделью формирования и распределения финансовых результатов.

Модель хозяйствования в условиях рыночной экономики содержит ряд  итераций.

1-я итерация. Определение прибыли  от реализации продукции (работ  и услуг) и иных материальных  ценностей (прочая реализация).

2-я итерация. Определение балансовой (валовой) прибыли.

3-я итерация. Определение величины  облагаемой налогом балансовой  прибыли.

4-я итерация. Определение величины  налога на прибыль предприятия.

5-я итерация. Определение и распределение  чистой прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия.

Анализ уровней, динамики и структуры финансовых результатов

деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов  исследование:

  • изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
  • исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
  • изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

Анализ уровня и динамики показателей  финансовых результатов деятельности предприятия представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Анализа уровня и динамики показателей финансовых результатов

деятельности предприятия

Показатель

За прошлый год

За отчетный год

% к

базису

1

2

3

4

Выручка от реализации продукции  
(работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов

158017

243835

154.3

Затраты на производство реализованной  продукции (раб.,усл.)

125312

171434

136.8

Прибыль от реализации продукции (раб.,усл.)

32705

72419

221.4

Результат от прочей реализации

410

432

105.4

Сальдо доходов и расходов  
от внереализационных операций

+148

- 324

х

Балансовая прибыль

33263

72527

218.0

Чистая прибыль, остающаяся  
в распоряжении предприятия

22813

49001

214.8


Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

Прибыль от реализации товарной продукции  в общем случае находится под  воздействием таких факторов, как  изменение: объема реализации; структуры  продукции; отпускных цен на реализованную  продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

1. Расчет общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:

DР = Р1 – Р2

где: Р1 – прибыль отчетного года;

Р2 – прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованную продукцию (DР1):

1 = Np1 – Np1,0 = å p1q1 – åp0q1

где: Np1 = å p1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (p-цена изделия; q – количество изделий);

Np1,0 = åp0q1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции  (DР2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

2 = P0K1 – P0 = P0 (K1 – 1),

где: P0 – прибыль базисного года

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;

К1 = S1,0 / S0

где: S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

S0 – себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции,  обусловленных изменениями в  структуре продукции (DР3)

3 = P0 (K2 – K1),

где: K2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

К2 = N1,0 / N0

где: N1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 – реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль  экономии от снижения себестоимости  продукции (DР4)

4 = S1,0 – S1

где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода

в ценах и условиях базисного периода;

S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции

отчетного периода

6. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе  продукции (DР5):

5 = S0 K2 – S1,0

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета  определяется влияние на прибыль  изменений цен на материалы и  тарифов на услуги (DР6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (DР7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

DР  = Р1 – Р2 = DР1+ DР2+ DР3+ DР4+ DР5+ DР6+ DР7,

где: DР – общее изменение  прибыли

i – изменение прибыли за счет i-го фактора

При анализе прибыли важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. Обобщенно прибыль предприятия является результатом приращения его доходности. Поэтому взаимосвязь слагаемых прибыли можно отразить с помощью следующей схемы:

Объем продукции

в стоимостном выражении (N)

=

Объем продукции в физических единицах (q)

x

Цена

единицы

продукции (Ц)

         

Затраты на производство в денежном выражении (S)

=

Объем использованных ресурсов

(в натуральном выражении) (Z)

x

Цена единицы

ресурса (С)

         

Доходность

(N/S)

=

Производительность ресурсов (q/Z)

x

Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С)

         

Прибыль

(N – S)

=

Объем продукции в стоимостном  выражении (q * Ц)

-

Затраты на производство в денежном выражении (Z * C)


Доходность предприятия рассматривается  как произведение промышленной производительности на коэффициент соотношения цен  единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором цены), потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов) за счет роста цен на ресурсы.

Если представить взаимосвязь  данных показателей в индексной  форме, то появится возможность обычными методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Анализ тенденций  изменения финансового положения  предприятия (анализ финансовых коэффициентов)

Широко используемым приемом анализа  отчетности является изучение специальных  коэффициентов, расчет которых основан  на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Суть метода заключается в следующем: в определении формулы расчета финансового коэффициента, в расчете соответствующего коэффициента и сравнении этого показателя с какой-либо базой.

Базой могут являться: общепринятые стандартные значения финансовых коэффициентов, аналогичные значения финансовых коэффициентов предшествующих лет, значения финансовых коэффициентов конкурирующих предприятий и т.д.

Финансовые коэффициенты не имеют  универсального значения и могут рассматриваться лишь как ориентировочные показатели.

В настоящее время выделяются следующие  группы финансовых коэффициентов.

  1. Коэффициенты имущественного положения (структуры имущества)

Показатели имущественного положения  определяют структуру имущества предприятия. Среди этих показателей наиболее популярны следующие:

а) Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия = Итог баланса-нетто (валюта баланса).

б) Доля активной части основных средств =

в) Коэффициент изношенности основных средств =

г) Коэффициент обновления =

д) Коэффициент выбытия =

  1. Коэффициенты финансовой устойчивости (структуры капитала)

Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Наиболее важными показателями с точки зрения финансового менеджмента являются следующие показатели:

а) Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре капитала предприятия, а следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Коэффициент рассчитывается следующим образом:

б) Коэффициент заемного капитала (финансовой независимости) отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент является обратным коэффициенту собственности и рассчитывается как:

в) Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов.

г) Коэффициент покрытия процента характеризует степень защищенности кредиторов от того, что им не будут выплачены проценты на предоставленные фирме кредиты. Коэффициент отражает, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам.

  1. Коэффициенты ликвидности (платежеспособности)

Показатели ликвидности позволяют  определить способность предприятия  в течение года оплатить свои краткосрочные  обязательства. Наиболее важными для  финансового менеджмента являются следующие показатели :

а) Чистые

оборотные = Оборотные средства – Краткосрочные обязательства;

средства

  1. Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости)

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы. Показатели оборачиваемости можно разделить на две группы: коэффициенты общей оборачиваемости капитала и частные коэффициенты оборачиваемости.

Коэффициенты  общей оборачиваемости капитала дают наиболее обобщенное представление  о хозяйственной активности предприятия. К таким показателям относится показатель оборачиваемости активов. Он характеризует эффективность использования предприятием имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения, то есть показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается следующим образом:

Для более конкретных выводов об оборачиваемости  средств предприятия необходимо рассмотрение частных показателей оборачиваемости. К ним относятся следующие:

а) Оборачиваемость дебиторской задолженности =

б) Оборачиваемость материально – производственных запасов =

в) Оборачиваемость кредиторской задолженности =

г) Оборачиваемость собственного капитала =

д) Продолжительность операционного цикла = оборачиваемость дебиторской задолженности в днях + оборачиваемость материально-производственных запасов в днях.

Показатели оборачиваемости могут  быть рассчитаны также в днях. Для  этого необходимо количество дней в году (используются как 360 , так и 365) разделить на значения полученные по рассмотренным формулам.

5. Коэффициенты рентабельности (прибыльности).

Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Поскольку можно назвать несколько показателей прибыли, то можно рассчитать целый ряд показателей рентабельности (прибыльности) в зависимости от целей проводимого анализа. Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются показатели рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.

Рентабельность всех активов (ROA) предприятия рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Этот коэффициент отражает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.

Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации (GM) и из расчета по чистой прибыли (PM).

Информация о работе Сущность, цели и задачи финансового менеджмента