Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и механизма управления финансовыми ресурсами предприятия.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
рассмотрение теоретических основ управления финансовыми ресурсами предприятия;
анализ сущности, состава и источников формирования ресурсов и капитала;
изучение объективных предпосылок развития теории управления финансовыми ресурсами предприятия;
анализ финансовых ресурсов предприятия ОАО «Учебно-курсовой комбинат»;
предложение путей совершенствования возможностей управления финансовыми ресурсами.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Комбинат.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

 

За 2005- 2006 гг. в ОАО «Учебно-курсовой комбинат» произошло незначительное снижение долгосрочных финансовых вложений с 6 751 руб. по 6 326 руб. (Приложение 3), что составило -6,3 %, за счет сокращения ст. 143 «Инвестиции в другие организации» на -74,8 % . (Таблица 4.)

Анализ пассива баланса ОАО «Учебно-курсовой комбинат». Собственный капитал предприятия отрицательный. На начало периода значение собственного капитала составляло -5 443 594 руб., на конец периода -7 459 083 руб., в абсолютных значениях это составило -2 015 489 руб.. Проведем детальный анализ структуры капитала и резервов (3 раздел). (Таблица 5)

Таблица 5

Аналитическая группировка статей пассива баланса ОАО «Учебно-курсовой комбинат»

 

Пассив баланса

На начало периода 2005г

На конец периода 2006г.

Абсолютное изменение

Относительное изменение

В руб.

В %

В руб.

В %

В руб.

Темп роста %

Темп прироста %

1 . Имущество всего

10 696 211

100

8 354 823

100

-2341388

78,1

-21,9

1.1. Собственный капитал

-5 443 594

-50,9

-7 459 083

-89,3

-2015489

-137

-237

1.2. Заемный капитал

16 139 805

150,9

15 813 906

189,3

-325899

98

-2

1.2.1. Долгосрочные обязательства

10 135 320

94,8

9 971 302

119,4

-164018

98,3

-1,7

1.2.2. Краткосрочные обязательства

3 591 755

33,6

2 921 022

36

- 670733

81,3

-18,7

1.2.3. Кредиторская задолженность

2 412 730

22,6

2 705 678

33,9

292948

112

12


 

Размер уставного капитала не меняется и составляет 4 271 руб. Произошло снижение  добавочного капитала с 1666096 руб. в 2005г. до 1326310 руб. в 2006г. из-за уценки основных фондов.  (Приложение 4).

Произошло значительное изменение по строке 440 «Фонд социальной сферы» с 1 005 745 руб. по 965300 руб. предприятие находится в кризисе, пытается сократить свои расходы на содержание социальной сферы. (Таблица 6)

У предприятия ОАО «Учебно-курсовой комбинат» имеется серьезный непокрытый убыток прошлых лет в размере 8123456 руб. На конец периода предприятие улучшило финансовое состояние, образовался сократив убыток  и он составил в отчетном году -1 284 300 руб.

Анализ долгосрочных обязательств ОАО «Учебно-курсовой комбинат» Анализируя 4 раздел «Долгосрочные обязательства», видно, что положительным моментом является погашение кредитов банка с 10 087 000 руб. по 9971302 руб.. Погашение займа в размере 48 320 руб. В результате произошло снижение долгосрочных обязательств с 10 135 320 руб. по 9971302  руб., осталось погасить 164 018 руб.
Анализ краткосрочных обязательств. Наиболее проблемным местом любого предприятия являются кредиты и займы. В данном случае предприятие ОАО «Учебно-курсовой комбинат» сумело уменьшить общую сумму краткосрочных кредитов и займов с 3 591 755 руб. по 2 921 022 руб., на  670733 руб. погасили. В то же время в виду неблагоприятного финансового положения предприятие было вынуждено взять займы в размере 1 570 300 руб.

 

 

 

 

Таблица 6

Капитал и резервы ОАО «Учебно-курсовой комбинат»

Капитал и резервы

На начало периода 2005г

На конец периода 2006г.

Абсолютное изменение

Относительное изменение

В руб.

В %

В руб.

В %

В руб.

Темп роста %

Темп прироста %

Всего

-5 443 594

100

-7 459 083

100

-2 015 489

137

37

1 . уставный капитал

4 271

-0,06

4 271

-100

0

100

0

2. добавочный капитал

1 666 096

-30,6

1 326 310

-17,8

-339 786

79,6

-20,4

3. резервный капитал

0

-

0

-

0

-

-

4. фонд социальной сферы

1 005 745

-18,5

965 300

-12,9

-40 445

95,9

-4,1

5. целевое финансирование и поступления

3 750

-0,07

0

0

-3 750

-

-

6. нераспределенная прибыль прошлых лет

0

-

0

-

0

-

-

7. непокрытый убыток прошлых лет

-8 123 456

149,23

-8 123 456

108,9

0

100

0

8. нераспределенная прибыль отчетного года

0

-

0

-

0

-

-

9. непокрытый убыток отчетного года

0

-

-1 284 300

17,2

-1 284 300

-

-

10. непокрытые фонды отчетного года

0

-

-347 208

4,6

-347 208

-

-


 

Наиболее опасной для предприятия считается задолженность перед бюджетом и перед государственными внебюджетными фондами. Произошло резкое увеличение задолженности перед прочими кредиторами с 433 555 руб. по 912 831 руб., т.е. на 479 276. Положительным моментом является сокращение задолженности перед поставщиками и подрядчиками с 457 430 руб. по 323 987 руб., что составило 133 433 руб. или -29,2 %. Однако в целом величина кредиторской задолженности ОАО «Учебно-курсовой комбинат»  увеличилась с  2 412 730 руб. по 2 705 678 руб., т.е. на 292 948 руб. Удельный вес кредиторской задолженности в общей структуре пассива увеличивается  на 12 %. Это является опасным моментом для предприятия. (Таблица 7)

 

Таблица 7

Анализ кредиторской задолженности ОАО «Учебно-курсовой комбинат»

Кредиторская задолженность

На начало периода 2005г

На конец периода 2006г

Абсолютное изм-е

Относительное изм-е

В руб.

В %

Вруб.

В %

В руб.

Темп роста %

Темп прироста %

всего

2 412 730

100

2 705 678

100

292 948

112

12

1. поставщики и подрядчики

457 430

18,96

323 987

11,98

-133 433

70,8

-29,2

2. векселя к уплате

23 985

0,99

11 129

0,4

-12 856

46,4

-53,6

3. задолженность перед дочерними и зависимыми обществами

0

0

0

0

0

0

0

4. задолженность перед персоналом организации

30 487

1,27

15 788

0,59

-14 699

51,8

-48,2

5. задолженность перед гос. внебюджетными  фондами

902 311

37,4

890 945

32,9

-11 366

98,7

-1,3

6. задолженность перед бюджетом

434 740

18

540 700

19,99

105 960

124

24

7. авансы полученные

130 222

5,4

10 298

0,39

-119 924

7,9

-92,1

8. прочие кредиторы

433 555

17,98

912 831

53,75

479 276

210,5

110,5


 

В целом величина краткосрочных обязательств ОАО «Учебно-курсовой комбинат»  сократилась с 3 591 755 руб. по 2 921 022 руб., т.е. на  670 733 руб., но у предприятия сохранилась задолженность перед учредителями по выплате доходов. Предприятие  ОАО «Учебно-курсовой комбинат»  планирует получить доходы будущих периодов в размере 215 904 руб. Это можно охарактеризовать как положительную тенденцию.

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования возможностей  управления финансовыми ресурсами предприятия

3.1. Управление финансовыми  ресурсами путем совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Учебно-курсовой-комбинат»

 

Управление финансовыми ресурсами предприятия должно быть в первую очередь основано на анализе деятельности, на основе которого каждая организация будет совершенствовать свою деятельность. Наиболее эффективным является совершенствование именно маркетинговой деятельности предприятия так как маркетинговая деятельность любого предприятия предполагает постоянное отслеживание и анализ хозяйственной деятельности предприятия в целях выявления проблем развития предприятия и нахождения своевременных путей совершенствования его деятельности. Информация, полученная из отчетов о результатах хозяйственной деятельности предприятия, позволила выявить основные направления совершенствования деятельности предприятия. К основным направлениям совершенствования деятельности относятся: - улучшение управления активами и ценовой политикой предприятия. Увеличения нормы прибыли на вложенный капитал можно добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенные мероприятия маркетинга, его претворение в жизнь и более эффективный контроль за результатами.

Проблема повышения нормы прибыли на вложенный капитал является основным направлением совершенствования деятельности предприятия, что позволяет оценить осуществляемую руководством предприятия маркетинговую деятельность. Поскольку норма прибыли на вложенный капитал, как показал анализ, зависит от доли чистой прибыли в общем объеме продаж, то руководству необходимо разработать маркетинговые мероприятия, позволяющие добиться повышения получаемой суммы чистой прибыли. Увеличить сумму получаемой чистой прибыли возможно двумя путями: либо за счет увеличения цены на продукцию, либо за счет увеличения объема выпуска продукции, либо за счет снижения себестоимости продукции. Увеличения цены не даст  слишком больших результатов, поэтому следует рассматривать два оставшихся варианта.

В условиях рыночных отношений связь потребности услуги с ее производством и реализацией опосредована системой «спрос-предложение», то есть ежегодный прирост потребности существует в форме рыночной потребности, спроса. При изучении и оценке рыночной потребности в услуге одной из важнейших задач является определение тенденций существующих потребностей и их развитие. Сведения о потребности населения региона в продукции данного производства в основном поступают из следующих источников:7 конъюнктурные справки; специальные наблюдения в форме опроса.

Наиболее эффективным методом определения потребности является анкетный опрос, который позволяет выяснить степень и мотивы предпочтений при выборе товаров, требования к качеству, отношение к цене и т.д.

Для анализа реализации покупательной способности населения рассчитывается путем анализа ряда показателей: уровня цен, уровня заработной платы, уровня сбережений потенциальных клиентов и др.

Одним из наиболее сложных и трудно формализуемых элементов деятельности является формирование и реализация ценовой политики предприятия по ассортиментным группам услуг. Учитывая необходимость получения положительной нормы прибыли на вложенный капитал за счет роста объема продаж либо за счет увеличения цены необходимо проанализировать влияние изменения данных факторов на конечный потребительский спрос.

Для уточнения цены, рассчитанной на основе затратных методов, необходимо оценить влияние эластичности спроса на динамику цен. Для этого проводится анализ чувствительности потребителей к изменению цены на реализуемую продукцию и предоставляемые услуги. Данные расчеты позволят сделать вывод о возможности снижения или повышения цены для того, чтобы получить тот объем чистой прибыли.

Увеличения объемов потребления услуг предприятия, возможно, добиться за счет стимулирования сбыта. Скидки являются важным рычагом, позволяющим предприятию увеличить спрос. Предоставление скидок для потребителей возможно за счет общей для большинства предприятий основ -экономии затрат производителя либо за счет уменьшения выплат банку, либо за счет отказа от частой переналадки оборудования благодаря изготовлению крупных партий изделий, либо за счет сокращения складских расходов.

В целях стимулирования сбыта кроме шкалы скидок, рассрочки платежа можно предусмотреть необходимость проведения розыгрышей, распространения купонов и проведения коммерческих конкурсов, поощряющих усилия рекламных агентов предприятия.

Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:8

1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

Информация о работе Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия